Сон про отца

Надежда Горланова
К Дню Победы. 1948г. Пушкино, моск. обл.


  Шла великая отечественная война. Многие территории нашей Родины были  заняты оккупантами. Мы – дети войны, это тоже пережили вместе со взрослыми. Хотя в нашем городе не было немцев, но мы знали, как страдали под бомбежками  жители многих городов, сел  и  не  только из рассказов взрослых. Однажды мы с мамой поехали на поезде в другой город менять одежду, тряпки на продукты (крупу,муку и т.п.). вот там-то, и попали под бомбежку поезда. Поезд остановился, а мы бежали в лес, а потом нас повел один мужчина в какой-то колхоз, а через два дня пришли немцы – здесь я их увидела впервые.
  Но речь пойдет не о них. Мой рассказ о снах, которые снились мне и во время войны и после ее окончания.
  Однажды мне приснилось, как около нашего дома, на поляну приземлился небольшой  немецкий самолет. Немцы – их было трое, вышли из него и направились прямо к нам домой.  Я боялась идти домой и побежала звать мальчишек: Димку, Вовку. Втроем мы осторожно подошли к самолету, убедились, что там никого нет- его не охраняли.
  Дима – старший из нас, сказал:
- Давайте подожгем.
- А у вас есть керосин?
- Есть, недавно ходил за ним.
- Ну так давай, тащи, а мы пока спрячемся в кустах - будем наблюдать.
Прибежал он быстро: его дом был рядом с нашим. Он принес полную бутылку. Быстро облил вход, побрызгал не крылья и часть на колеса. Зажгли бумажку и бросили. Керосин загорелся сначала немного, а потом вспыхнул. Мы скорей отбежали к реке, спрятались за кустами. И вдруг, раздался взрыв – самолет заполыхал. Мы испугались и бросились бежать вдоль берега реки, добежали до ручья и тут уже были в безопасности.
Мы не видели немцев, но мама потом рассказала, что когда прогремел взрыв – немцы выскочили на улицу. Но вскоре подъехала грузовая машина, на ней несколько солдат. Они то и забрали немцев и увезли куда-то.
  Много-много снов мне снилось после войны про папу, которого мы так и не дождались.
  Каждый день я бегала к вокзалу встречать поезда, в надежде, что вот-вот он выйдет из вагона, и я брошусь к нему в объятия. Часто видела во сне, что он вернулся с орденами и медалями на груди. Мне хотелось, чтобы такие сны никогда не кончались.
  Но прошел год-другой, а папа не возвращался. А у троих ребят отцы вернулись. Димин папа вернулся, потом у Кузнецовых пришел отец – дядя Никита, у Нины папа вернулся, правда, без одной ноги.
В такие дни я сильно плакала, было очень обидно. Но надежда жила и сны все снились и снились.
  Один из них был особенный, вот  о нем я расскажу подробно. Шел уже 1948год. Мне приснилось, что в наш город  пришли немцы с танками, пушками, их было много. Они приказали всем жителям собираться около банка, что был расположен в центре города. Только вместо окон в банке были пустые оконные приемы круглой цилиндрической формы. Около здания вокруг стояли небольшие цистерны, чуть побольше обыкновенных  железных бочек. Нас всех выстроили в длинную очередь, и с двух сторон стояли немецкие солдаты с автоматами. Я подумала, что сейчас нас будут расстреливать, но нет, они просто охраняли нас, что бы не убежали. Потом немцы стали открывать  крышки у бочек  и заталкивали в каждую по 2-3 человека, крышку закрывали, а цистерну  вставляли в оконный проем. Когда все проемы были заполнены, еще оставалось много людей. Потом главный немец махнул рукой солдатам, и те приказали людям заходить в банк.
  Наша очередь была в конце. Все это время мы выбирали момент, чтобы убежать. И такой маневр нам удался. Люди поняли, что их хотят сжечь живьем. Поднялись крики, плачь, люди пытались бежать, но их тут же расстреливали. Солдат, который стоял недалеко от нас, отвлекся и отошел чуть вперед. Мы с мамой быстро выскочили и успели добежать до кустов, там и спрятались. Прогремела очередь из автомата, но в нас не попала ни одна пуля.
Ну вот уже не осталось ни одного человека, всех загнали в здание, закрыли двери и начали обливать бензином всё вокруг здания. Крики ужасов доносились до нас. Фашисты из автоматов стреляли по бочкам в проемах.
  Оставаться за кустами было опасно, нас могли заметить. Согнувшись, мы добежали до парка, он был рядом, и, вдруг, услышали такой взрыв, что под нами задрожала земля. Пожарище осветило весь город. Мама все время плакала и молилась, я тоже начала креститься.
Нам ничего не оставалось, как только уходить подальше от города, что мы и сделали.
  Пройдя небольшое расстояние, мы заметили большую помойку, подошли к ней; мама палкой разгребала в поисках чего-нибудь съестного, но безрезультатно.
Вдруг, я заметила консервную банку, подняла ее, повертела со всех сторон – целая, вот, думаю, повезло!
Мама взяла ее у меня и заметила – почему-то она слишком легкая, странно; но все-таки стали искать, чем ее открыть. Я нашла довольно толстую острую железку, мама камнем стала пробивать дырку в банке, этой же железкой мы открыли, наконец, банку, но увы - еды в ней не было. Изъяв содержимое, увидели разбитую на две части статуэтку. Сложили их осторожно – получилась статуэтка солдата. Приглядевшись внимательнее, увидели лицо отца. Мама сильно заплакала, а я начала целовать лицо этого солдатика. Неожиданно я почувствовала, что кто- то ползет по моей руке. Смотрю-это большой белый червяк длиной с мою ладонь. Сбросив его на землю, быстро раздавила ногой - боялась , что он меня укусит. Банку мы выбросили, а статуэтку завернули в тряпочку и взялиц с собой. Домой мы идти боялись и решили пойти к знакомой недалеко от Пушкино.
  В этот момент меня разбудила мама: «Вставай, пора идти в школу!» Я открыла глаза, вижу – я дома. Жаль было , что я не досмотрела сон. Вместе с мамой мы вышли из дома , по дороге я рассказывала ей этот страшный сон. Мама говорит: «Сходим к тете Лене в выходной: она разгадает нам его» . Еле-еле я дождалась выходного, казалось, ждала вечность. И вот, как  тетя Лена разгадала: «Не ждите, дорогие, своего папу, он мертв. Железная банка – это гроб, значит смерть, которая наступила от белого червя – врага, поэтому его статуэтка расколота на две части. Значит , Марфуша, Яков  твой погиб от врага, и, все- таки где- то похоронен, может еще найдется его могилка, а может она и есть, но значится, как неизвестный солдат. Может погиб от разрыва мины, снаряда, может горел; нашли труп, а документов нет, и опознать  было некому. Потому – то и пишут: пропал без вести. Пора вам свыкнутся с этой мыслью, помните его живым! Так, Наденька, сон твой удивительный и правдивый».
  Вот с этой поры я перестала ходить к поездам. Папу я всегда помнила с 3-х летнего возраста. Все годы он живет в моем сердце. При случае , я всегда рассказываю о папе детям, внукам и знакомым. Все кому рассказывала об этом сне необъяснимо удивляются. Чудо какое-то!