Чтобы помнили. 1941-1945. История первая

Дина Мильнер
 
Моя бабушка Ольга Ивановна родилась в 1924 году. Их с мамой и младшим братом эвакуировали из Москвы под Оренбург в самом начале войны. Бабушка никогда не рассказывала деталей о жизни там. Я знаю, что они жили в землянке, что бабушка работала на военном заводе.
– Бабусь, а ты тоже делала снаряды? Это сложно?
– Конечно, тяжело было, а что ты думаешь. Что я была, девчонка. Но все дети работали.
– Бабусь, а что вы ели?
– Ну что ели - что было, то и ели. Хлеба давали маленький кусочек на день.
Она не любила про это говорить, как я теперь понимаю.
 
  Бабушка всегда была очень выдержанной, жесткой, скупой на проявление эмоций. Держала спину и лицо. Любила костюмы – жакет и юбка, и у нее было много костюмов разных цветов. Вот костюмы она всегда вспоминала с удовольствием. А про то, как голодали, мерзли, выживали - ничего.
 
  Конечно, с возрастом бабушке хотелось вспоминать, возвращаться в какие-то моменты своей жизни. Систематизировать, объяснять что-то самой себе. Но война - это был перерыв, белое пятно в ее рассказах.

  А говорила всегда о самой большой обиде в своей жизни. Когда началась война, бабушка была школьницей. Из-за эвакуации она бросила школу.А когда они вернулись, мама сказала ей: «Женя -  мужчина, ему нужно учиться. А ты, Лёля, иди работать». Я слышу голос бабушки, так много раз она повторяла эти слова: «А мне так хотелось учиться!»

  Бабушка закончила школу уже взрослой. Сидела за партой с мальчиками и девочками. Это было очень неловко, было очень стыдно, если она ошибалась или чего-то не знала. Но ей хотелось учиться. Бабушка училась на «отлично», одноклассники у нее списывали. Потом закончила институт. Потом устроилась в Минфин. Стала начальником, сделала карьеру.
 
  Когда в школе у меня не получались задачи по математике, она говорила: «А ты разозлись». Я злилась. Что я, в самом деле, не могу решить эту паршивую задачу? Бабушка вот взрослой тётей в школу ходила, и то ничего! Я совсем не думала в тот момент, что она пережила войну.
 
  Задача поддавалась. Бабушка надевала очки, строго изучала мои каракули и говорила: «Ну вот. Все же сама знаешь. Теперь правильно».
Я сияла.


Автор: Мария Стольникова
Стиль и пунктуация автора сохранены.
Май, 2015

Как возник цикл можно прочитать здесь:
http://www.proza.ru/2015/04/21/1954