5. Здесь своя цивилизация

Тот Кто Сегодня За Сказочника
РИТУАЛ ДЛЯ ТРИНАДЦАТИ ДУШ


Предыдущая глава: http://www.proza.ru/2015/04/30/1233
               

Сколько шли, уже и не ощущалось. Казалось, что долго, а на часах отсчитывалось всего-то каких-то полчаса. Глубокая тьма впереди жадно пожирала лучи фонарей на расстоянии уже десяти шагов. Под ногами постоянно что-нибудь да попадалось – то доски, то развалившиеся ящики, то куски арматуры, то ещё какой-то неопознанный хлам, поржавевший и деформировавшийся от времени…

– Сюда что угодно намывает течением, – сказал Стас, обратив внимание на новое чертыхание кого-то из ребят, наткнувшихся на очередной из предметов. – Вплоть до крупного строительного мусора и хлама. Бывает, что и останки людей плавают, не говоря уже о трупах всевозможных бродячих собак и кошек…

– Ужас какой, – поморщился Сашка.

Вдруг одно из световых пятен выхватило свешивающиеся с потолка образования, которые напоминали сталактиты. Это они и оказались, как заверил Стас.


– Сталактиты образуются по тому же принципу, что и во всех подземных пустотах. Почвенные воды, просачиваясь через почву, вымывают в пустотах кальциты, известняки. Вода стекает или испаряется, а соединения остаются. В переводе с греческого сталактиты – «натёкшие по капле». Но поскольку в Москве породы достаточно мягкие, то образования получаются более хрупкими, чем в скальных породах. Большие сталактиты в коллекторах не успевают сформироваться, под воздействием потоков воды они разрушаются.

Ребята сняли перчатки и прикоснулись к этим необычным подкапывающим белым сосулькам, чтобы ощутить всю их хрупкость, о которой говорил Стас. Под нажимом Серёгиных пальцев одна даже отвалилась, с коротким звуком плюхнувшись в воду.
Но Стас уже звал двигаться дальше.

Через пару десятков метров внезапно путь преградила гирлянда из корней. Сергей, шедший за Стасом и Дэном, заглядевшись на стены, даже отпрянул от неожиданности. Чем встревожил шедших за ним.

– Не пугайтесь, – улыбнулся Стас. – Свисающие корни – это один из признаков того, что коллектор проходит неглубоко под землёй. Пробиваются через коллектор и корни деревьев, и тоненькие корешки толщиной со спичку, которые образуют на стенах узоры, напоминающие окаменелые ветки. Ещё в коллекторах можно встретить плесень и разнообразные грибы. А бывает, что потоком воды наносит семена травы и цветов. Идёшь в марте, и в полной, кромешной темноте видишь бледный небольшой росточек. Не чудо ли?

– Ещё какое! – согласилась с ним Вика.

– А живность какую-то можно тут встретить? – поинтересовался Дима.

– В первую очередь насекомых. Это и подземные сверчки размером до трёх сантиметров, и американские тараканы, которые бывают чёрного и красноватого цветов, а также многоножки и мокрицы. Пауки, мутированные рыбы, лягушки…

– Крысы, – подсказал Сашка.

– Хм, – Стас сделал некоторую паузу. – Крысы спускаются в коллектор только во время сильных морозов, в тех местах, где на поверхности располагаются рынки и продуктовые базы или стоят контейнеры с мусором.

Шагая по коллектору, услышали нарастающий гул падающей воды.


– По ходу, это водобойная яма, – сказал Стас. – В сильные ливни и половодье уровень воды в коллекторе поднимается под самый потолок. Заасфальтированная площадь поверхности Москвы колоссальная, вода не может впитываться естественным образом и через водосточную решётку попадает в крупный магистральный коллектор реки. В это время находиться здесь смертельно опасно. У диггеров даже есть специальный термин – «коллекторная волна», когда из дренажных труб внезапно в большом количестве начинает поступать вода. Сначала внутри тоннеля плывёт мелкий мусор, потом бежит мутный поток, течение реки усиливается буквально в считанные секунды…

– Во время резкого поднятия воды в коллекторе важно оказаться около спасительного люка, который ведёт на поверхность, – добавил уже Дэн.

Но ребята, двигаясь по бетонной трубе, видели немало люков под потолком, рядом с которыми не было лестниц.
Ситуацию прояснил Стас:
– По строительным нормам люки должны делать через определённое количество метров. Но возникают и такие моменты, когда люки постепенно теряются. Они могут быть закатаны под асфальт. Бывает, что с десяток лет никто не открывал крышку люка, и она настолько окислилась, что под воздействием коррозии стала одним целым с металлическим кольцом, на котором лежит. Там даже лом не просунешь. Так что наличие люка ещё не гарантирует, что в данном месте можно выбраться на поверхность. А проржавевшие и подгнившие лесенки часто срывает и уносит потоком воды...

Вдруг на пути возник водопад. Слив был слышен и виден достаточно мощный. Если подниматься вверх по водобойным блокам, то это пришлось бы делать навстречу потоку, держась и подтягиваясь на привязанном кем-то резиновом шланге.
– Здесь самый сильный водопад, – крикнул Стас, пытаясь перекричать шум падающей воды, – до шести метров высотой. Подняться здесь мы не сможем. Пойдём в соседний тоннель, он чуть позади остался.

Предложение было принято единогласно – альпинистов среди участников этой экскурсии не было. Ни навыков, ни специального снаряжения.

– А водичка-то потеплела, – сказал довольно Сергей.

– Выше по течению через боковую подключку, сбрасывают в реку отработанную воду с ТЭЦ. Причём воду горячее шестидесяти градусов в малые реки сбрасывать запрещено. Как и любую загрязнённую. Но нарушения тоже имеют место быть. Вот, совсем недавно мы с Дэном наблюдали сброс… Дэн, помнишь? От него ещё шёл специфический запах.

Тот кивнул.

– Вероятно, один из водителей ассенизационных вакуумных машин, которые откачивают нечистоты из недавно появившихся синих туалетных кабинок, решил подхалтурить. Этому деятелю лень было отвозить содержимое бака куда положено, он открыл люк, предполагая, что тот  канализационный, и сбросил всё туда.

– Хорошо ещё, что не на голову, – заметил Сашка.

Дима тем временем, ощупывая карманы на случай, не потерял ли он чего, наткнулся на респиратор:
– А коллектор может быть загазованным?

– Речной – маловероятно, – отозвался Стас. – Дело в том, что там большие пространства, и поток воды создаёт тягу воздуха. Обычно загазованными бывают какие-то небольшие подземные помещения, которые не открывали несколько лет. Вот в такие желательно не попадать…

Вернулись назад метров на пятьдесят и свернули в затемнённый проход, несколько уже того, по которому шли ранее.

– А куда он ведёт? – спросил Дима.

– К бункеру, – небрежно бросил Стас и как-то загадочно продолжил. – Любопытное место. Думаю, вам там понравится…

И снова какое-то странное чувство охватило Диму. Но он опять отогнал от себя неуютную мысль: «Наверное, это от усталости и с непривычки…».

Под землёй они были уже больше часа.

Постепенно тоннель уводил от шума. Да и вода заметно помельчала – идти стало легче. Самое удивительное, не смотря на то, что одежда была несколько промокшей, тепло всё-таки ощущалось. Наверное, понемногу привыкли…


Продолжение: http://www.proza.ru/2015/05/02/90


ПРИМЕЧАНИЕ:
в данной главе использован материал из репортажа Светланы Самоделовой «Двадцать с лишним лье под Москвой»