Ведические притчи

Наталия Богомолова 2
       Я хочу рассказать вам несколько ведических (индийских) притч, которые мне особенно понравились. Надеюсь, и для вас они тоже будут интересны и душеполезны.
       Некоторые притчи я записала по памяти, некоторые взяла (с сокращениями) из книги /*/


       ЛЮБИТЬ  БОГА  ИЛИ  БЫТЬ  ЛЮБИМЫМ  БОГОМ

       Однажды один человек по имени Абу вернулся домой и увидел в своей комнате сияние. За столом сидел Ангел и составлял какой-то список. Абу рискнул очень вежливо спросить, что он так прилежно записывает. Ангел ответил, что составляет список тех, кто любит Бога.
       У Абу была добрая душа, он помогал бедным, делил пищу и кров с голодными и бездомными. У него не было особой привязанности к какому-либо божеству. Он любил людей независимо от исповедуемой ими религии, если они были хорошими. Он ценил в людях щедрое сердце и спокойный нрав. Ангел, однако, сказал:
       — Нет, твоего имени здесь нет.
       На следующий день дом Абу снова был залит сиянием и внутри сидел всё тот же Ангел, но теперь он составлял другой список. Ангел сказал:
       — Я записываю имена тех, кого любит Бог.
       Робко Абу спросил, есть ли его имя в этом списке. Ангел приложил палец к самому началу и сказал:
       — Посмотри, твоё имя здесь самое первое.
       Любите ближних, это наилучший способ заслужить милость Господа.


       ЗАВТРА

       Однажды Раджа — местный повелитель — послал своего воеводу с войском на войну. И вот в один прекрасный день, а точнее вечер, возвращается воевода с победой.
       Раджа принял его донесение и весьма довольный воскликнул:
       — Ты с честью выполнил мой приказ и поэтому я щедро награжу тебя и всё войско из своей казны! Но только это будет завтра, потому что сегодня уже время позднее. Приходи завтра с утра, и мы отпразднуем нашу победу!
       И вдруг Раджа услышал громкий возглас своего придворного шута:
       — Вы слышали, люди, что сказал наш повелитель? О, наимудрейший из всех мудрых! О, величайший из всех великих! Радуйтесь же, люди, как нам всем повезло, что мы можем лицезреть такого чудесного правителя! Слава нашему Радже!
       Раджа пришёл в замешательство. Он знал, что его шут далеко не дурак, да и сам Раджа был человеком неглупым, поэтому он тихонько подозвал шута и спросил его:
       — За что это ты сейчас так восхвалял меня? Что я такого мудрого сказал, что ты стал мною восторгаться?
       И шут, поклонившись Радже, ответил:      
       — О, Раджа! Все мы смертны! И ни один человек на земле не может быть уверен, что он доживёт до завтра. А ты, о Великий, показал, что знаешь это точно! Иначе ты не обещал бы воеводе наградить его завтра. Ведь слово Раджи — священно! И значит, ты точно предвидишь, что доживёшь до завтра! Бог открыл тебе это, а кому ещё может быть открыто будущее? Только величайшим и мудрейшим людям на земле!
       Раджа сразу понял свою оплошность — он действительно был мудрым правителем. Громко отменив своё прежнее решение, он послал казначея за обещанной наградой. После всех приготовлений Раджа в тот же вечер торжественно наградил всех, достойных его награды: воеводу, ратников и любимого шута.


       НЕ  СУДИТЕ  О  ПРЕДАННОСТИ  ДРУГИХ

       Жила когда-то царица, глубоко преданная Богу Раме. Её очень огорчало, что муж её никогда не упоминает имя Рамы. И вот как-то ночью её муж — Раджа — произнёс во сне имя Рамы трижды. Царица почувствовала себя счастливой: ей открылась преданность мужа её возлюбленному Господу.
       А Раджа был очень огорчён, узнав, что божественное имя нечаянно слетело с его губ. Он считал, что никто не должен знать о его любви к Раме.

       Точно так же и муж может не знать о степени духовного развития жены.
       Одна супружеская чета отправилась в паломничество в отдалённый ашрам, путь их проходил по густому лесу. Муж шёл впереди.
       Вдруг он увидел на тропинке драгоценный камень. Движением ноги муж быстро засыпал камень песком, чтобы у жены не было искушения поднять его.
       Жена, заметив его жест, стала упрекать его за то, что он всё ещё делает различие между песком и брильянтом. В её глазах они были одинаковы.


       ИМЯ  БОГА

       У индусов есть поверье, что если в последнее мгновение жизни человек произнесёт имя Бога, то следующее его воплощение будет благоприятным.
       Жил один лавочник. У него было много детей, и всем им он давал при рождении имена Богов: Рама, Кришна, Лакшми и т. п. Это он задумал такую хитрость: когда придёт ему время умирать, он призовёт попрощаться всех своих детей — и так само собой получится, что он будет называть божественные имена, чем и облегчит себе карму.
       Лавка была на первом этаже, а семья жила над ней, дети помогали отцу в его работе. И вот наступил тот самый прощальный момент. Лавочник, лежа в постели, послал жену за детьми для прощания. Они окружили его, и лавочник, как он и желал, стал прощаться, перечисляя имена своих детей — все были на месте...
       И вдруг лавочник испуганно воскликнул:
       — А что же, лавка сейчас без присмотра осталась?— и с этими словами он испустил дух.
       Чем жила душа во время земной жизни, с теми мыслями и уйдёт она в мир иной. Так что готовить себя к смерти надо загодя, чтобы поминание имени Господа стало доброй привычкой ещё при жизни.


       САМОУНИЧИЖЕНИЕ  ЕСТЬ  ЭГОИЗМ

       Бог Кришна однажды притворился, что у Него болит голова. Когда мудрец Нарада спросил Его, что может Ему помочь, Кришна велел принести Ему к качестве лекарства пыль со стоп истинного бхакты (преданного почитателя Бога).
       В тот же миг Нарада предстал перед знаменитыми бхактами, но они посчитали себя недостойными передать Кришне пыль со своих ног.
       Это тоже вид эгоизма. «Я маленький, бесполезный, бедный, грешный, ничтожный» — подобные чувства эгоистичны. Когда эгоизм исчезает, вы уже не чувствуете себя ни высшим, ни низшим.
       Так никто из знаменитых бхакт и не дал пыли, нужной Господу. Разочарованный Нарада вернулся к посте-ли «больного». Тогда Кришна спросил его:
       — А был ли ты во Вриндаване, где живут гопи (пастушки)?
       Нарада, впав в уныние, воскликнул:
       — Что знают о преданности эти неграмотные пастушки? Но всё же поспешил во Вриндаван.
       Когда пастушки услышали, что их любимый Господь Кришна болен, и что пыль с их стоп может вылечить Его, они, ни секунды не раздумывая, стрясли пыль со своих стоп и высыпали её в руку Нарады. Как только Нарада появился во дворце Кришны, головная боль у Него прошла.
       Это был всего лишь спектакль, призванный показать, что все преданные должны безоговорочно исполнять волю Господа.
       И что простые неграмотные пастушки могут быть более преданными Господу, чем учёные мужи, гордящиеся своей набожностью.


       МЫСЛИ  И  ПИЩА

       Жила семья одного благочестивого брахмана (священника). Он и его жена всегда были готовы заниматься поклонением и медитацией на имя Бога.
       Однажды к ним в дом постучался отшельник. Брахман был счастлив принять его и пригласил отшельника на обед, попросив жену приготовить угощение. Но внезапно жена почувствовала недомогание. Соседка вызвалась помочь, её пригласили в дом и отвели на кухню.
       Всё было хорошо, за исключением того, что отшельника во время еды вдруг охватило непреодолимое желание украсть серебряную чашу, поставленную у его тарелки!
       Несмотря на все усилия, порочная мысль одержала верх, и отшельник поспешил к выходу, спрятав чашу в складках одежды.
       Он не мог заснуть в ту ночь, так донимали его угрызения совести. Наконец, он бросился в дом брахмана и, упав к его ногам, со слезами раскаяния вернул украденную вещь.
       Все были поражены, что такой святой человек мог пасть столь низко.
       Тогда кто-то предположил, что порочная мысль могла перейти к нему от того, кто готовил съеденную им пищу. Заговорили о соседке, и тут выяснилось, что она неисправимая воровка! Её тяга к воровству передалась пище, которую она готовила.
       Здесь надо искать причину, почему людям, достигшим определённой стадии духовного развития, предписывается питаться лишь фруктами и кореньями.


       ПРАЧКА  ОТВЕЧАЕТ

       Между дуалистом и монистом (приверженцами философии двойственности и единства) как-то разгорелся спор.
       Монист говорил, что джива (индивидуальная воплощённая душа) не есть на самом деле джива, а есть Дева, Бог, что человек есть Бог, и что всё есть Бог.
       Дуалист не соглашался с этим. Он окликнул проходящего мимо прачку и спросил его:
       — Послушай! Скажи нам, кто ты такой? Ты — Бог?
       Тот ужасно испугался и сказал:
       — Нет, нет, я — это только я.
       Тогда дуалист сказал монисту:
       — Ты слышал? Любой человек с улицы знает, что он всего лишь джива.
       Но монист ответил:
       — Вовсе нет. Он сказал, что «я это я». Каждый человек, от царя до прачки, скажет «я это я». Но «я» — это отражение Бога в теле каждого человека.


       ВОТ  ТАКУЮ  КОРОВУ  ОНА  ХОТЕЛА

       Женщина пошла на сельскую ярмарку, чтобы купить себе корову, долго ходила по рядам, но никак не могла выбрать такую корову, которая бы её устраивала.
       Ей нужна была безрогая, смирная корова, с тёлочкой, а не с телёнком, и чтобы она ела совсем мало травы, давала молоко высокого качества, и чтобы навозу от неё было много, и цвет у него был тёмно-зелёный, чтобы она могла покрыть им пол в своей хижине. Сама же корова должна быть той же масти, что и святая корова — коричневой, тёмно-рыжей или красноватой.
       Неудивительно, что женщина вернулась домой ни с чем.


       КТО  ВЫИГРАЛ?

       Почитайте своих родителей, и ваши дети будут почитать вас. Прекрасная история об этом есть в Пуранах (древних былинах на санскрите).
       Божественные родители, Шива и Парвати, решили испытать двух своих сыновей, Ганапати и Субраманью. Им надлежало обойти вокруг света и вернуться к родителям. Тот, кто сделает это быстрее, получит награду.
       Субраманья отправился в путь сразу же и бодро зашагал по лесам и долинам, а Ганапати быстро обошёл вокруг родителей — награда досталась ему.
       Он сказал, что родители — это весь мир, и это утверждение было признано правильным.
       Так Ганапати стал божеством, ответственным за приобретение знаний и оберегающим всех идущих от опасностей на их пути.


       КРИШНА  И  ВОР

       Жил однажды вор, который случайно услышал, как пандит (учёный-богослов) описывает чарующий облик юного Кришны, но он пропустил начало рассказа о том давнем времени, когда Кришна пребывал на земле. Вор узнал про украшения, которые носил Кришна, и загорелся желанием похитить эти сокровища. Он спросил пандита, где именно Кришна пасёт коров один, а где — со старшим братом или товарищами. Пандит коротко ему ответил:
       — Во Вриндаване, на берегу Ямуны.
       Рассчитывая найти там Кришну одного и отобрать у него драгоценности, вор поспешил во Вриндаван. На следующее утро он увидел мальчика, пасущего стадо коров, но как мог он лишить украшений эту чарующую красоту? Он боялся, что её блеск может уменьшиться, если отнять хотя бы одно из них, и его сердце не позволило ему сделать это. Впав в экстаз, он несколько часов, не отрываясь, смотрел на мальчика, пока сам Кришна не спросил, чего он хочет. Но вору было очень совестно признаться в своём намерении.
       Однако Кришна и так всё знал. Он отдал ему все драгоценности, какие на нём были. Вора охватили стыд и радость, и он упал к ногам мальчика, а когда поднялся, Кришны уже не было. Вор вернулся в свою деревню и спросил у пандита:
       — Скажи, это те самые драгоценности, которые ты описывал с таким восторгом? Я ходил во Вриндаван, и он дал их мне.
       Не нужно говорить, что пандит простёрся у ног вора.
       Вера может совершить чудо. Она может заставить Бога проявить себя и дать вам то, о чём вы мечтали.


       КОТ  ГУРУ

       Каждый раз, когда гуру и его ученики собирались молиться, в ашрам входил кот и отвлекал их от дела. Тогда гуру приказал ученикам привязывать кота на время молитвы.
       После смерти гуру кота по привычке продолжали привязывать. Когда не стало и кота, в ашраме завели другого, чтобы тщательно выполнять инструкции гуру на время общения с Господом.
       Прошли века. Ученые последователи гуру написали научные труды, в которых указывалось, что привязывание кота на время молитвы имеет особую важность для отправления богослужения.


       СЛОВО

       Однажды учителя высокого уровня попросили вылечить больного ребёнка. Гуру осмотрел ребёнка и сказал, что сделает это несколькими словами молитвы. В толпе, которая собралась при этом, объявился скептик и громко высказал сомнение по поводу столь поверхностного исцеления. Учитель повернулся к нему и проговорил:
       — Ты в этих делах не разбираешься. Ты невежественный дурак.
       Скептик даже в лице переменился. Он густо покраснел и задрожал от негодования. но прежде чем скептик нашёлся что-то ответить, гуру спокойно заметил ему:
       — Если одно моё слово тебя вогнало в жар и гнев, то почему какое-то другое слово не может вылечить?


       КАКАЯ  ПТИЦА  В  НЕБЕ?

       Кришна и Арджуна шли как-то вместе по дороге. Увидев в небе птицу, Кришна спросил Арджуну:
       — Это голубь?
       Тот ответил:
       — Да, это голубь.
       Кришна сказал:
       — Это орёл.
       Арджуна сразу откликнулся:
       — Да, это орёл.
       — Нет, Арджуна, мне кажется, это ворона. Разве это не ворона? — спросил Кришна.
       Арджуна ответил:
       — Ну конечно же, это ворона.
       Кришна рассмеялся и упрекнул его за то, что он готов согласиться с любым его суждением. Но Арджуна сказал:
       — Для меня твои слова гораздо весомее, чем свидетельство моих глаз: ты можешь сделать птицу вороной, голубем или орлом, и если ты говоришь, что это ворона, она и есть ворона. Безоговорочная вера есть путь к духовному успеху.


       МОЛОКО  И  ВОДА

       Налейте стакан воды в сосуд, содержащий сто стаканов молока. Налитая вода приобретёт свойства молока и его ценность. Она улучшится от этого соединения.
       Налейте стакан молока в сосуд, содержащий сто стаканов воды. Молоко потеряет свои ценные качества и станет таким же безвкусным, как вода.
       Таковы последствия вступления в хорошую или дурную компанию.


       КАК  СПРАВИТЬСЯ  С  ДУРНОЙ  ПРИВЫЧКОЙ

       Один человек завёл привычку принимать опиум и не мог преодолеть этого пристрастия. Он всё время находился в полубессознательном состоянии. Город, где он жил, посетил святой, дававший многим людям советы и уроки.
       Святой сказал наркоману, что здоровье его разрушается, и он должен прекратить принимать опиум, и тот попросил дать ему совет, как справиться с этим недугом.
       Святой спросил, какую дозу опиума он потребляет каждый день, и тот показал щепотку зелья. Святой ему дал кусочек мела, равный по весу дозе опиума, и сказал, что он может продолжить принимать опиум, но ежедневный приём не должен превышать веса куска мела.
       Наркоман очень обрадовался этому совету, однако, мудрец добавил, что каждый день он должен трижды писать «ОМ» этим мелом на доске. При этом кусок мела с каждым днём уменьшался, а, следовательно, постепенно уменьшалась и доза опиума. И, в конце концов, с дурной привычкой было покончено.


       ДРЕВО  ИСПОЛНЕНИЯ  ЖЕЛАНИЙ

       Бог является из нашего сердца в форме речи, поэтому мы должны сделать свою речь как можно чище и яснее. Бог пребывает также в форме истины. Поэтому, что бы мы ни сказали, это отзовётся эхом: «Да будет так!»
       Вот небольшая история на эту тему. Странник шёл своим путём, очень устал. У дороги росло большое дерево, и он решил отдохнуть в его тени.
       Он сказал себе: «Как бы было хорошо выпить ещё стакан холодной воды!» Едва он это подумал, как стакан с водой уже стоял перед ним. Выпив воду, он подумал: «Я утолил жажду, как бы было хорошо, если б здесь оказалась мягкая постель!» Большая мягкая кровать тут же спустилась к нему.
       И он подумал: «Даже у меня дома нет такой мягкой подушки! Если бы моя жена увидела её, она бы так обрадовалась!» И в то же мгновение появилась жена.
       Увидев её, странник подумал: «Кто это — моя жена или демон? Не съест ли она меня?» Как только он спросил себя об этом, она бросилась на него и съела.
       Это было Древо, исполняющее все желания. Этот мир является частью этого Древа, и мы сидим в его тени. Когда у нас рождаются скверные мысли, с нами случаются скверные дела, когда добрые — нам выпадает удача.
       И хорошее, и плохое исходят из нашего сердца. Ни то, ни другое не приходят извне. Поэтому в первую очередь мы должны сделать своё сердце как можно чище.


       ЛЮБОВЬ

       Один человек пришёл к великому Учителю и сказал:
       — Я хотел бы полюбить Бога — покажи мне путь!
       Учитель ответил:
       — Скажи мне сначала, любил ли ты кого-нибудь раньше?
       Человек сказал:
       — Я не интересуюсь мирскими делами — любовью и всем прочим. Я хочу прийти к Богу.
       Учитель ответил ему:
       — Подумай ещё раз, пожалуйста, любил ли ты хоть одну женщину, хоть одного ребёнка— хоть кого-нибудь?
       Человек ответил:
       — Я ведь уже сказал тебе: я человек религии, я не обычный мирянин, я никого не люблю. Покажи мне путь, как я могу прийти к Богу.
       Учитель начал рыдать, слёзы закапали из его глаз, и он ответил:
       Тогда это невозможно, сначала ты должен кого-нибудь полюбить. Это будет первая ступенька. Ты спрашиваешь про последнюю ступеньку, а сам не ступил на первую!
       Иди и кого-нибудь полюби!


       ВЕРА  И  НЕВЕРИЕ

       Два приятеля подошли к берегу священной реки Ганги. Один из них был верующим, а другой нет. Верующий индус, получив редкую возможность окунуться в святые воды, совершил омовение с молитвой и почувствовал себя счастливым и освежённым — телом и духом.
       Его приятель засмеялся над ним:
       — Это всего лишь вода! Как можно ощущать несказанную радость, нырнув в воду? Всё это суеверия.
       На что верующий ответил:
       — Оставь мне мои суеверия, а сам оставайся со своими.
       У циника может быть чистое тело, у верующего чисты и тело, и дух.


       КАК  СДЕЛАТЬ  ЛИНИЮ  КОРОЧЕ

       Однажды великий индийский император Акбар пришёл в суд, нарисовал на стене линию и затем спросил у членов суда:
       — Как сделать эту линию короче, не притрагиваясь к ней?
       Все молчали. Но один человек засмеялся. Эго был известный шутник Бирбал. Он поднялся, подошёл к стене и нарисовал над той линией, что начертил Акбар, свою линию, большую, чем первая, и сказал:
       — Вот я и сделал твою линию короче, не касаясь её, ведь величина и длина — вещи относительные.


       ПОЛБУТЫЛКИ  МАСЛА

       Мать дала сыну пустую бутылку и бумажку в десять рупий и послала в бакалейную лавку за растительным маслом. Мальчик пришёл, и ему налили масла, а на обратном пути он упал и уронил бутылку. Пока он её поднимал, полбутылки вылилось. Видя, что бутылка наполовину пуста, он с плачем вернулся к матери:
       — Ой, полбутылки пропало! Полбутылки пропало!
       Через некоторое время мать послала в лавку другого сына с другой бутылкой и другой бумажкой в десять рупий. Ему тоже налили масла, но и он, возвращаясь, упал и уронил бутылку. Опять половина масла вылилась. Подняв бутылку, мальчик вернулся к матери очень довольным:
       — Смотри, мама, я сберёг полбутылки! Бутылка упала и могла разбиться; масло стало выливаться, могло бы всё вылиться, а я сохранил полбутылки!
       Оба пришли к матери в одном и том же положении — с полупустой бутылкой, но один плакал над пустой половиной, а другой был рад оставшейся.
       Ещё некоторое время спустя мать послала в лавку третьего сына с бутылкой и бумажкой в десять рупий. Он тоже, возвращаясь, упал и уронил бутылку, пролив при этом половину масла. Он подобрал бутылку и пришёл, как и второй сын, к матери довольным:
       — Мама, я сохранил полбутылки!
       Он хотя и был полон оптимизма, но был полон и реализма. Он подумал: «Что ж, половина масла осталась, но ведь половина пропала». И он сказал:
       — Мама, я пойду на рынок, хорошенько поработаю целый день, заработаю пять рупий и докуплю масла. К вечеру бутылка будет полна!


       ВЕРА

       Марпа, гуру Миларепы, услышал об одном учителе, отправился к нему и полностью ему доверился. Затем он спросил у учителя:
       — Что я теперь должен делать?
       Учитель сказал:
       — Раз ты поверил в меня, ты ничего не должен делать. Просто продолжай верить. Моё имя — вот единственная тайная мантра для тебя. Каждый раз, когда ты будешь оказываться в затруднении, просто вспоминай моё имя — и всё будет в порядке.
       Марпа припал к его ногам. Он решил сразу же испробовать это, ибо был таким простым человеком. Он пошёл по реке. Другие ученики, которые провели с учителем годы, не могли поверить этому — он шёл по воде!
       Учитель удивился. Все они побежали к реке, а там Марпа разгуливал по воде, распевая песни, пританцовывая. Когда он подошёл к берегу, учитель спросил:
       — В чём секрет?
       Марпа ответил:
       Секрет? Это тот самый секрет, который вы мне сообщили — ваше имя. Я помнил о вас. Я сказал: «Учитель, позволь мне ходить по воде». И это случилось.
       Учитель не мог поверить, что его имя… Сам он не мог ходить по воде. Но, возможно… Он же никогда не пробовал. Но было бы лучше проверить ещё несколько вещей, прежде чем попробовать, поэтому он сказал Марпе:
       — А ты можешь спрыгнуть с того холма?
       Марпа сказал:
       — Всё, что прикажете.
       Он поднялся на холм и прыгнул, а ученики стояли в долине, ожидая, что Марпа разобьётся вдребезги. Но Марпа плавно опускался, приняв позу лотоса, улыбаясь. Он опустился в долину и приземлился под деревом, ученики окружили его.
Учитель сказал:
       — Это уже кое-что. Ты воспользовался моим именем?
       Марпа ответил:
       — Это было сделано вашим именем.
       Тогда учитель сказал:
       — Этого достаточно, теперь я сам попробую пройтись по воде.
       И с первым же шагом он исчез под водой. Ученики бросились в воду и кое-как вытащили учителя. Марпа спросил:
       — Что случилось?
       Учитель ответил:
       — Прости меня. Я не учитель, я просто притворщик. У тебя же сработало не моё имя, а вера в него.


       НЕСЧАСТНЕЙШИЙ  НА  СВЕТЕ

       Жил в деревне один старик. Он был одним из несчастнейших на свете. Вся деревня устала от него: он всегда был мрачен, всегда жаловался, всегда был в плохом настроении. И чем дольше он жил, тем более желчным становился, тем ядовитее были его слова. Люди избегали его: несчастье становилось заразительным. Он создавал ощущение несчастья и в других.
       Но однажды, когда ему исполнилось восемьдесят лет, случилось невероятное — никто не мог в это поверить. Мгновенно всех облетел слух: «Старик сегодня счастлив, не жалуется, улыбается, у него даже лицо переменилось». Собралась вся деревня. Старика спросили:
       — Что случилось с тобой? В чём дело?
       — Ничего, — ответил старик. — Восемьдесят лет я старался стать счастливым и ничего не вышло. Так что я решил обойтись без счастья. Вот почему я счастлив.


       СЛЕЗЛИВАЯ  СТАРУХА

       Одна старая женщина всё время плакала. Причина состояла в том, что её старшая дочь вышла замуж за торговца зонтами, а младшая — за торговца лапшой. Когда старуха видела, что погода хорошая и день будет солнечным, она начинала плакать и думала: «Ужасно! Солнце такое огромное, и погода такая хорошая, у моей дочки в лавке никто не купит зонтик от дождя! Как же быть?» Так она думала и поневоле начинала стенать и сокрушаться. Если погода была плохая и шёл дождь, то она опять плакала, на этот раз из-за младшей дочери: «Моя дочь торгует лапшой, если лапша не высохнет на солнце, её будет не продать. Как же быть?»
       И так она горевала каждый день при любой погоде: то из-за старшей дочери, то из-за младшей. Соседи ни-как не могли её утешить и в насмешку прозвали «слезливой старухой».
       Однажды ей встретился монах, который спросил её, почему она плачет. Тут женщина выложила все свои горести, а монах громко рассмеялся и сказал:
       — Госпожа, не убивайся так! Я преподам тебе Путь Освобождения, и ты не будешь больше плакать.
       «Слезливая старуха» необычайно обрадовалась и стала спрашивать, что это за способ. Монах сказал:
       — Всё очень просто. Ты только измени свой образ мыслей — когда хорошая погода и светит солнце, ты не думай о зонтиках старшей дочери, а думай о лапше младшей: «Как светит солнце! У младшей дочки лапша хорошо подсохнет, и торговля будет успешной». Когда идёт дождь, думай о зонтиках старшей дочери: «Вот и дождь пошёл! Зонтики у дочки наверняка продадутся очень хорошо».
       Выслушав монаха, старуха вдруг прозрела и стала поступать так, как сказал монах. С той поры она не толь-ко больше не плакала, но всё время была весела, так что из «слезливой» старухи она превратилась в «весёлую».


       НАКАЗАНИЕ

       Однажды к некоему судебному чиновнику с жалобой пришла собака. Чиновник крайне удивился и спросил:
       — Как это собака может явиться с жалобой?
       Собака же сказала:
       — Господин чиновник! Я долго скиталась и очень проголодалась. Поэтому я пришла в один дом и попросила еды, соблюдая при этом все положенные собаке правила и церемонии. Однако хозяин этого дома не только не дал мне поесть, но и побил меня.      
       Чиновник, услышав это, воскликнул:
       — Ах, оказывается есть ещё церемонии, положенные собакам при попрошайничестве! Ну-ка, расскажи мне о них.
       Собака сказала:
       — Когда мы, собаки, выпрашиваем еду, нам необходимо соблюдать определённые правила. Нам следует вытягивать передние лапы так, чтобы они находились в воротах дома, однако задние лапы и хвост непременно должны оставаться за воротами. Я поступила именно так, за что же меня побили?
       Выслушав собаку, чиновник воскликнул:
       — Разыщите этого человека! В этом деле следует разобраться!
       Избивший собаку человек на допросе сразу же сознался и, таким образом, вина его была установлена. Чиновник спросил собаку:
       — Как бы ты хотела наказать того, кто избил тебя?
       Собака ответила:
       — Я хочу, чтобы господин судья в наказание сделал этого человека богачом.
       Судья рассмеялся:
       — Чтобы наказать его, ты просишь меня сделать его богачом — не слишком ли дёшево он отделается?
       Собака возразила:
       — Доложу вам, господин судья, что до того, как стать собакой, я была богачом. Но поскольку я тогда была негуманной, тупой, жадной и злобной, то и родилась вновь в образе собаки и подверглась бесчисленным мучениям: сторожила дом, ела объедки, терпела побои и множество страданий. Поэтому я прошу, чтобы в наказание этот человек сделался богачом.


       ТЫ — РАБ  МОЕГО  РАБА

       Есть одна занимательная история, которая произошла с Александром Македонским. Когда он вошёл в Индию и уже решил возвращаться домой, он вспомнил, что его люди просили привезти индийского йога. Они много слышали о йогах и очень хотели увидеть кого-то из них, встретиться с ним, поговорить и получить его благословения.
       Александр нашёл одного йога, медитирующего в лесу. С чувством благоговения Александр попросил йога сопровождать его в Грецию, сказав:
       — Я дам тебе всё, о чём бы ты ни попросил. Но умоляю тебя, пойдем со мной. Мои люди стремятся увидеть тебя!
       Йог спокойно ответил:
       — Мне ничего не нужно, я счастлив здесь и сейчас!
       Ещё никто до этого не отклонял просьбу Александра. Это вывело его из себя. Он был в гневе.
       Обнажив свой меч, он закричал:
       — Ты знаешь, кто говорит с тобой? Я — великий царь Александр. Если ты не послушаешься меня, я убью тебя, разрубив на куски!
       Йог невозмутимо ответил:
       — Ты не можешь убить меня! Ты можешь убить только мое тело. Тело — это лишь одежда, которую я ношу. Я сам — не тело. Я сам нахожусь внутри него. Я — не дех, я дехин, находящийся внутри.
       — Ты говоришь, что ты — царь, — продолжал йог. — Можно я скажу, кто ты? Ты — раб моего раба!
       Ошеломлённый Александр спросил:
       — Как это я могу быть рабом твоего раба?
       Голосом, исполненным сострадания, йог объяснил:
       — Я овладел своим гневом. Гнев — мой раб. Но, посмотри, как легко впал в гнев ты. Ты — раб гнева, и поэтому, ты — раб моего раба.


       /*/  Бхагаван Шри Сатья Саи Баба, «Истории и притчи», т.1,
                Санкт-Петербург, «СаиВеда», 2002.



       КРАТКИЕ  ПОЯСНЕНИЯ:


       ИНДУИЗМ — самая древняя из существующих религий. Истоки индуизма берут начало в Индской цивилизации, существовавшей в III - II тысячелетии до н.э. в долине реки Инд. Одна из главных книг индуизма называется Веды («Знание»), поэтому индийскую культуру часто называют ведической. Сейчас это третья по численности религия после христианства и ислама.

       В индуизме постулируется циклический характер Вселенной, символизируемый дыханием верховного божества Брахмы. Мир периодически разрушается и возрождается, и точно так же, как Вселенная, но с гораздо меньшими периодами, люди исчезают и снова появляются в другой жизни. Наши деяния в значительной мере обуславливают качество нашей будущей жизни. В зависимости от того, как мы выполнили нашу задачу в обществе, мы возрождаемся в различных социальных слоях этого общества. Менее достойные могут возродиться в животном мире.

       Благоприятный или неблагоприятный характер нового воплощения души, по представлениям индусов, зависит от кармы — беспристрастного воздаяния за мысли, слова и совершённые поступки.

       Конечной целью духовной практики является достижение состояния самадхи (нирваны). Последователь должен освободиться от материальных желаний, осознать природу своего истинного «я» и своё единство с богом. Самадхи подразумевает покой и полное умиротворение. Если индивидуум достигнет конечной цели существования, то ему более не придётся перевоплощаться. Высшей религиозной целью считается мокша — достижение освобождения от цепи перерождений.


2017