Националист или патриот?

Леонид Зуборев Зубарев
               
                (Окрытое письмо поэту В. Некляеву)

       В одном из последних интервью поэт Владимир Некляев выступил с инциативой создания широкого движения за независимость Беларуси. Там же прозвучала фраза: «Это Лукашенко, советскому руководителю, нельзя быть националистом, а мне, белорусскому, национальному поэту — можно. Мне нужна не власть, а Беларусь... Для достижения новых целей необходимы люди с новым мышлением. Политическим, экономическим, национальным... И не имеет значения, где эти люди находятся: в оппозиции или во власти».
      Из всего этого меня смутило слово «националист». Для меня оно имеет эмоционально окрашенный  негативный оттенок и делает акцент на превосходстве какой-то одной нации.  Говорят, что В. Путин назвал себя и премьера «националистами в хорошем смысле слова». Но хорошего смысла я здесь не вижу. Мне больше импонирует слово «патриот», ибо это человек, любящий свою родину. А националист не столько любит своих, сколь ненавидит другие народы и страны. И когда гражданин любит отечество больше, чем ненавидит других, в нем больше патриотизма, чем национализма. И наоборот. Между прочим,  патриотизм, как любовь к отечеству, не противоречит и всечеловеческим интересам.   
       Мы живем в 21 веке. Да, некоторые страны несколько запоздали с выработкой своей национальной идентичности. Но остальной мир не ждет. Человек выходит не только за пределы своей страны, но и планеты Земля. 
      Представь, что твою речь надо перевести на иностранные языки. Слово «националист» кто-то переведет и как «нацист». Ведь тут весьма тонкая граница. А это уже и расизм, и фашизм и пр. Мало Беларусь натерпелась от этой чумы? Вчера случайно посмотрел часть ток-шоу ВРЕМЯ ПОКАЖЕТ. Там не столько тока, сколько шоу, ибо все говорят одновременно, и никто друг друга не слушает.
      Так вот одна русская женщина там утверждала, что Америка только всем гадит, а во время войны в долг поставляла в СССР гнилую тушенку. И никто клеветнице не возразил. А между тем принято считать, что с 1941 по 1945 год Советский Союз получил из США приблизительно 16,5 миллионов тонн грузов на сумму более 11 миллиардов долларов (около 150 миллиардов на сегодняшний день): 363 тысячи грузовиков, 44 тысячи джипов, 3,5 тысячи амфибий, почти 10 тысяч истребителей и 3,5 тысячи бомбардировщиков; 2,5 миллиона тонн нефти и продуктов, в том числе 628 тысяч тонн авиа-бензина; 13 тысяч танков, 23 тысячи орудий, 130 тысяч пулеметов; 600 боевых кораблей; 326 тысяч тонн взрывчатки, почти полмиллиарда снарядов, а также около 4,5 миллиона тонн продовольствия...    
      Ответные поставки из СССР составили более 2,2 миллионов долларов (на сегодня 30 миллионов).
      Американский народ понимал, что Россия внесла свой громадный вклад, не измеряемый ни в долларах, ни в тоннах.      
     Руководители СССР также признавали важность поставок.
     А.И. Микоян: «Теперь легко говорить, что ленд-лиз ничего не значил... Осенью 1941 года мы всё потеряли, и, если бы не ленд-лиз, не оружие, продовольствие, теплые вещи для армии и другое снабжение, еще вопрос, как обернулось бы дело»   
     Маршал Г.К. Жуков: «американцы нам гнали столько материалов, без которых мы бы не могли формировать свои резервы и не могли бы продолжать войну... Американцы по-настоящему выручили нас...» 
        Я привел эти известные сведения, чтобы понять, кто же эта говорливая дама: националистка или патриот России?
     Другой аспект. Например, если спросят человека, находящегося в США, какой он нэйшинэлити.
Некотрые переведут: какой Вы национальности? Но это не так. У американца ответ будет: нэйшинэлити - США. То есть гражданство - американское. А вот в нашем понимании национальность – это этническая принадлежность, она может быть разной. Здесь очень легко запутаться. Когда мы говорим: Национальная библиотека, Национальная академия и др, имеем ввиду академия данной страны, то есть государственная академия, библиотека. Национальная, но не националистическая.
      Соглашусь, что  национализм в странах, борющихся за экономическую свободу, не говоря уже о политической независимости, имеет демокpатические тенденции и прогрессивный протест.    
      Но в общем понимании, национализм – это идеи национального превосходства и исключительности, они опасны и ведут к войнам. Еще Н. Бердяев говорил, что национализм должен быть осужден церковью как ересь.
      Не помню, чтобы Купала или Богданович называли себя белорусскими националистами.  Зная твою любовь к своему народу, к белорусскому слову, а также твое уважительное отношение к русским, евреям и другим людям, уверен: тебе больше подойдет определение - белорусский патриот. В наше сложное время тебя верней поймут и дома, и за границей.

       Леонид Зуборев, член СПБ, вице-президент Белорусского землячества США.