Деревня Прилопино

Валентина Лесунова
Глава из романа "Замыкание" (Замыкание – внутренняя функция, обладающая параметрами внешней. Благодаря ей, внешняя функция остается жить после ее завершения. Если есть внутренняя функция, то внешняя может запуститься когда-нибудь).

               

           Летом, на каникулах  Софья решила проведать  брата.    Перед отъездом  написала письмо в Прилопино, не надеясь, что дойдет до Ивана. 
           Ехать не очень далеко, в Тюменском направлении, но  три пересадки, замучаешься в дороге:  ни поесть без опаски отравиться, ни помыться, ни отдохнуть.   От вокзала отъехала  в плацкартном вагоне, села поздно вечером, поэтому всю дорогу проспала. Утром вышла на станции без названия, но под номером, и долго ждала местной электрички. К киоску на привокзальной площади  подходила несколько раз, разглядывала за стеклом скукоженные пирожки и коржики, даже на вид черствые, но так и не решилась купить у веселой, в подпитии продавщицы. Воду  тоже не стала покупать,  хотя был выбор: цветные и разнообъемные  пластмассовые бутылки  выстроились на полках тесными рядами.
         Продавщица  всем улыбалась, ей в ответ тоже улыбались, но Софья не заметила, чтобы  что-то  покупали.
        В кассовом зале нашлось  свободное место, она  достала из сумки галетное печенье и стала жевать его, пока ни заныли зубы.
        Шесть часов  промучилась в местной электричке на неудобной  деревянной скамейке, благо успела занять место, а ведь могла стоять в проходе.  Как только  начинала дремать, соскальзывала с гладкого от долгого пользования сидения. Наконец, электричка доплелась до станции Полухино. Софья перешла площадь и попала на автовокзал, если так можно назвать тесное помещение со скамейками по периметру и  кассой в углу:  окно  плотно завешано грязной тряпкой.  Когда кто-то стучал в стекло, полная рука в золотых кольцах сдвигала тряпку, появлялась голова  дамы с башенной вытравленного цвета прической и яркими губами.  Софья тоже постучала в окно,  дама объяснила, что автобуса до деревни Прилопино сегодня уже не будет,  посочувствовала ей и предложила ночлег. Но Софья отказалась и  заняла  деревянную скамейку с низкой перекладиной для спины.
     Сидеть неудобно, да еще дурная мысль не отпускала:  не повезло с автобусом, - плохой знак.
       На брата уже было покушение, в девяностом году. Подожгли дом, ночью, когда он спал. Деревянные стены и потолок быстро загорелись, брат успел, выбрался, но картины не спас. Тогда он много полотен  подготовил для выставки в Москве. Ничего от них не осталось. Он по памяти восстановил половину. Писал под открытым небом.
     Когда она летом поехала к нему,  о пожаре  ничего не знала. Ехала  посоветоваться, вернее, получить добро на развод с Николаем. 
        Она понимала, не самое удачное время разводиться. Лучше не делать лишних движений, а переждать, может, жизнь наладится. 
       Сама пыталась  разобраться,  ездила  на центральную площадь с памятником  вождю революции, под  его протянутой рукой  в субботу и воскресенье собирались люди.   Пару раз  ныряла в возбужденную толпу, слушала всех, кто собирал кружок слушателей, и со всеми соглашалась. Но вот те, кто говорил, друг с другом не соглашались, приходилось   вмешиваться  милиции.  Драчунов выводили из толпы, люди успокаивались, но ненадолго.
        Дети в школе были возбуждены как никогда, учителя тоже. По радио передавали  выступления депутатов.  Агрессивные голоса предостерегали, она соглашалась, так жить нельзя, но боялась  перемен,-  неизвестность   пугала.
       Дома было еще беспокойнее: без  конца названивала пьяная любовница Николая. Если к телефону подходила  дочь Маша, то говорила: «Папы  дома нет» и отключалась. Если отвечала Софья, то слышала пьяный голос,  однообразно повторяющий «Моя п… слаще твоей».
    Николай  дома редко появлялся, после похорон матери переехал в ее квартиру.

      Изба  брата тогда находилась  у железной дороги, рядом с деревней Прилопино,  посередине, между станциями. Расстояние большое, кругом тайга, селения  находятся далеко друг от друга.  Если ехать до станции Прилопино, то деревня с таким же названием видна из окна электрички  с левой стороны, на пригорке. Но электричка проезжает еще далеко вперед.  Если выйти на  станции Полухино,  значит, полдороги не доехать. Маршрут неудобный.
   В выходные пускали  еще вечернюю  электричку  по боковой ветке, деревня Прилопино уже была с правой стороны. На станции  пассажиров  ждал автобус до Полухино с остановкой в деревне.  Если ехать утром, тоже в выходные и по  боковой ветке,   лучше  выйти в Полухино, и потом ехать автобусом, который пересекает железнодорожную линию как раз в том месте, где жил брат. Вот такую восьмерку выделывала дорога, чтобы забирать пассажиров из разбросанных по тайге деревенек.
 
   Софья запомнила, когда впервые поехала  к Ивану,  смотрела, как за окном электрички на фоне глубокой сини мелькали  сочные тона и оттенки зелени, желтые и лиловые пятна цветов,   и думала, брат выбрал удачное место для жизни. Когда приближалась к станции,   увидела сказочный городок  на возвышенности.  Домики  казались тесно прилепленными друг к другу, как в центральной части города Таллинна. Но вблизи деревня уже не напоминала столицу Эстонии, в ней были  и широкие  улицы, и дома на приличном расстоянии,  и палисадники и огороды, густо усаженные зеленью. Цветов, правда, мало в палисадниках.
 Брат ее не встречал, потому что она поехала к нему неожиданно, без предупреждения, он ведь тоже никому из родных не сказал, что в Москве уже не живет. Знакомые художники знали только название  деревни в Тюменской области, это все, что могли ей сообщить.
 Оказалось, что его дом даже не в деревне, а на отшибе. И даже не там, где несколько домов как бы оторвались от остальных и разбрелись по склону. К нему надо спускаться с возвышенности,  через лесок, до железнодорожного полотна.
 Когда Софья добралась до места на автобусе, деревня была погружена во тьму, нигде не горел свет, только луна на чистом небе. Потом узнала, что в февральскую бурю повалились столбы с проводами, и некому их было поставить.
    Она пригляделась и увидела в оконце приземистого дома слабый свет свечи, постучала и спросила, где найти художника, она его сестра.  Получила ответ певучим женским голосом:
             - Спускайся, милая, по дороге, под гору,  мимо леска, увидишь свет, там найдешь своего брата.
    Даже с  того места, где стояла Софья,  сквозь ели  видно было, как светилось окно в ночи.
    Дом прилепился к самой насыпи, и его трясло, и днем и ночью, когда по рельсам  проходили груженные лесом и еще чем-то тяжелым составы. Но зато  было электричество.  Художник без света не существует, - объяснил брат  Софье.

  Летом  двухтысячного  после пожара  дом производил странное впечатление: обгоревшие, но еще крепкие бревна, соседствовали с поседевшими от времени досками, и совсем свежими заплатами из сосны.
   Крыша была еще не готова, Кузьма  при ней починил ее.
  Печь  надо  было перекладывать заново, и   Софья с братом  по утрам мерзли.   

     Иван  зарабатывал не только картинами,  у него после пожара открылся дар целителя. Софья ужаснулась, лечить больных должны профессионалы, а не художник. Брат оправдывался,  он не виноват,  что  дар раскрылся, как так вышло,   сам не понял, но ведь народ не ошибается.
       В чем не ошибается? В мракобесии? – возмущалась Софья.
       Вскоре  она узнала,  что  сын ее Михаил  вообразил себя спасителем человечества.  Кого винить? Брата?   Могла ли она повлиять на взрослого сына и приближающегося к возрасту мудрости брата?  Пустила все на самотек, ведь не воры и не бандиты, а искренне хотят, чтобы  страдающим людям жить стало легче. И успокоилась.

   Новое место для каменного дома брат выбрал на другом берегу речки Прилопинки не случайно: летом это была полноценная река, гостей к нему перевозил на своей лодке Кузьма.  Если видел, что человек плохой, в перевозе ему  отказывал.
 Правда, зимой Прилопинка превращалась в ручей среди снежных сугробов и льда, и брат был доступен всем желающим: и добрым и злым, и хворым и здоровым.

    В помещении автовокзала была только она, да кассир за стеклом. Кассир, полная, в железнодорожном кителе и цветастой юбке не по форме,  часто  выходила из  своего закутка, через некоторое время бесшумно возвращалась со стаканом  круто заваренного чая.
    Тишина и однообразие сморили Софью, она задремала и услышала  голос покойного мужа: «Для меня всегда было загадкой, почему молодые женщины выходят замуж за стариков. Ты не объяснишь»?
            - Николай, ты чего? Ведь я твоя жена. Ты что, забыл?
    Кривая  усмешка на его лице напугала, она знала, что он начнет кричать. Нет, не начал, тихим  голосом  произнес:
           - У меня дар предвидения.
        Рядом появился Иван. 
            - Брат, скажи что-нибудь, брат, почему ты всегда молчишь, когда я тебя спрашиваю?  В чем вина моя?
         Она открыла глаза и увидела толстую кассиршу, в руках у нее была белая пластмассовая миска, пахнуло   растворимой  лапшой. 
          В помещении появилась пожилая женщина в платке и темной одежде. Она села на скамейку, поставила сумку рядом с Софьей,  улыбнулась ей  и стала рассказывать  незатейливую историю  деревенской жизни.
   
         Утром автобус подошел без опоздания. Набралось немного народа. Трястись по плохой дороге  пришлось два часа. Лес неожиданно кончился, проехали вдоль высокого берега и остановились на пыльной  площади недалеко от  почты, возле толпы людей.
    Вышла только Софья.  Толкаясь, люди заняли места, и автобус  сразу отъехал.
    Вдруг увидела, как с горки бежала, скорее, катилась на коротких ножках старушка в белом платочке. Она махала рукой, Софья оглянулась, никого, кроме нее,  не было, и тоже ей помахала.   О, боже, Петровна! Узнать трудно, ведь прошло столько  лет.
                - Александра Петровна, рада, очень, - улыбнулась Софья.
                - Здравствуй,  миленькая, -  она  ничуть не запыхалась,  морщины  весело расползлись по круглому лицу – здравствуй, Софьюшка, - пропела она и прижалась к ее  груди. – Софьюшка, а ведь я тебя не узнала, богатой будешь.
                - Александра Петровна, как я рада, как хорошо, даже не мечтала увидеть вас.
                - Называй меня  Шурой, как раньше. А ведь совсем на Ивана не  похожая, вон какая красавица,  -  улыбалась она всеми морщинами. –  Письмо мне принесли, Ивана я не стала тревожить, с утра выглядываю тебя.
                - Брат не знает, что я еду к нему? Почему? Он живой?
                - Живой – живой, сначала к нам, дед тебя заждался,  к нему  позжее, -  коротко ответила она.
                -  Но все же объясните.
                -  Дом его   на другом берегу - она махнула рукой.   С того места, где они стояли, реки не видно, но вода  напоминала о себе холодной свежестью. -  Там опасно стало. Много людей нехороших бродит по лесу. Разный народ. А  еще монах поселился, - Шура уже не улыбалась, глубокие морщины состарили ее до древней старухи.
                - Какой  монах? Монахи в монастырях живут.
                - А и правда.  Сама спросишь у Ивана, кто такой у него живет.  Завтра мой Кузьма перевезет тебя на своей лодке, сегодня он уже принял самогоновки. На речку ему никак нельзя, весной двое наших утонуло, так я его не пускаю. Пошли, у нас переночуешь.
       Чистое крыльцо, чистый, свежевыкрашенный  пол, Софья попыталась оставить обувь у порога, но старушка тянула ее:               
                -  Не сымай, печь только затопила, пол ледяной. Пошли скорей, кормить тебя буду.  Отдохнешь хоть, дорога неблизкая.
        В печке  приятно потрескивали  дрова.   Хоть и лето, но совсем не похоже, край холодный. 
        На фоне стола, подошел бы для игры в настольный теннис, да широких лавок с двух сторон,  худой, в синей рубашке да с седой головой Кузьма затерялся.
       Софья вздрогнула от неожиданности,  когда он из-за тугоухости громко заговорил:
                - Я приметил тебя  в окно, сказал старухе, чтобы бежала скорей. Чтобы ты  не плутала по деревне. Не у кого спросить, все в поле.  Сегодня я Ивану гостя уже перевез. Сердитый гость-то, все не по ему, что-то в нем не так, какая-то порча на нем, язва, что ли. Так, старая?
                - Скажешь тоже, язва. А хоть и язва, злишься, что он отказался сегодня выпить с тобой.
                - Мне что, мне только предложить. Думать ему, отказаться или согласиться, - мирно сказал дед.
           Их голоса, мягкие, не раздраженные, привычные, ведь они долго прожили вместе, успокаивали Софью.       
            Шура  поправила портрет в деревянной раме на комоде,  заметила Софьин  интерес, пояснила:
                - Это мы, милая, с Кузьмой, золотую свадьбу отпраздновали
        От портрета  отвлекла  над  комодом  картина:  заснеженный букет из голубых незабудок и ярких осенних листьев. Кому-то подобное сочетание покажется неправильным, или пиши как есть или фантазируй, зачем смешивать, подумаешь, Сальвадор Дали, но ей нравилось  все, что писал брат.  У него маки расцветали  на снегу под красной рябиной, а оранжевая календула  в окружении золотых рыбок, поднималась  со дна морского.
                - Нравится?  Ванятка, молодец,  -  Кузьма прошел к печи и стал подбрасывать поленья.
          Старушка  поставила на середину стола горшок  с  мешанкой:  мясо и овощи тушеные. Вкусно, как все, что готовила Шура.
          Кузьма поставил перед Софьей граненый стакан, давно таких не видела, потянулся к бутылке с мутной жидкостью.
                - Нет, нет, не надо, не пью. Не обижайтесь.
                - Не хочешь, не надо, - разрешил он.
                - Ваня у нас тут зимовал, когда его избу сожгли. Просто так сожгли, он ведь пришлый. У нас пришлых не любят.  Если бы он всех напоил, тогда по-другому все бы было, - Шура достала носовой платок и протерла лицо.
                - Не надо было поить. А то выставился, они напились и подожгли.
                - Вот как? – Шура поджала губы, на себя не похожая: ты ему подсказал? Да?
       Старик кивнул и опустил голову. Шура тяжело вздохнула.    
               -  Ох, беда с нашими мужиками. Что ж, они на Ивана-то. Он зимовать  к нам перебрался, печка у него не топилась.  Тихий, спокойный, сидит, рисует. Надо же, подожгли, беда какая, - она ладонью прикрыла рот и закачала головой, как будто у нее заболели зубы.
             Софье хотелось напомнить,  пожар уже давно был, и не надо  переживать, но старики так долго жили, что время уплотнилось, далекое прошлое стало ближе настоящего. Вот только будущего у них уже не было. Еще чуть-чуть времени, и все.
                - Кузьма, скажите, война будет? – спросила Софья.
                - Будет, как не быть, будет. 
                - Кто с кем будет воевать?
       Дед смотрел хитро, глаза его  заблестели, он даже помолодел.
                - Так все и скажи тебе, а ум на что?
                - Ты бы старый не пугал, а?  Ишь довольный. Как крови напился, - ворчала Шура и подкладывала в Софьину тарелку пирожки, - а ты ешь, милая, ешь, он тебе наговорит.
          Софья выбрала самый маленький пирожок и попросила чаю.
                - Все, больше не хочу, я сытая, - она отставила тарелку на середину стола.   
        Шура тревожно посмотрела на нее: 
                - Не  хворая, или  случилось что нехорошее?
                - Ты, старая накаркаешь тут.
                -  Я виноватая, что у Ивана дом  сгорел? Говори, что молчишь?
                -  Шура права,  слышь, Сонь, права  она,  горел дом Ивана, - Кузьма был пьян.
                - Ты вчера  там был. Ничего там не горело, спьяну чего не покажется, ложись спать, старый, - Шура поднялась и стала собирать посуду.
            Софья  легла на мягкую перину в маленькой теплой комнате, с запахами трав. Приснился какой-то монстр, вроде-уроде. Проснулась от тупого удара в грудь и живот. Не сразу поняла, что скатилась к стене, а перина сдвинулась на край кровати.
         Было жарко, она откинула одеяло и уснула до утра.
       
          Хозяева уже давно встали, встретили ее улыбками и хлебосольно накрытым столом.    Старушка успела что-то вкусное приготовить, опять какая-то мешанка, с мясом и кашей.     Софья отказываться от еды не стала, чтобы не пугать хлебосольную старушку.    В  ее   тарелке оказались  пирожки, два вареных яйца, рядом  кружку с молоком, и еще в миске мясо с картошкой.   

           Кузьма к бутылке не прикладывался, значит, поплывет она сегодня на лодке  к брату. Софья  уже доедала, как  кто-то постучал в ворота.   Кузьма вышел, донеслись голоса: тревожный женский, низкий как гудок, мужской. Шура выглянула в окно:
                - Женщина молодая, с младенцем на руках, к Ивану. Кузьма их к реке повел.
                - Я с ними, - Софья вскочила.
                - Нет, ты пока побудь здесь.  Ваня не любит, когда ему  мешают.  Под руку трекают. Я ведь тоже не люблю, когда стряпаю, и дед рядом, сидит, ворчит, не так леплю, соли, или мало или много, - Шура улыбалась ей.
          Вскоре вернулся Кузьма.
                - А Ваня занят сейчас.  Совсем молодые,   с младенцем. Только родился, врачи сказали, не жилец.
                - Брат разве поможет? Он не врач.
                - Поможет. Он всем помогает.
                - И детям? – удивилась Софья.
                - Деткам тоже, а как же. Он  рисует  картинки, им нравится.
         Софья не стала спорить и вышла во двор. Кузьма вышел следом, взял лопату,  поправил грядки   и сел на скамейку покурить.
                - Глянь на собачку, - обратился он к Софье. - Вон, там, за забором видишь? - За низким частоколом крутилась собака, похожая на лайку. – Ну, иди сюда, иди же.
          Собачка перескочила через частокол, подбежала к ним и закрутила хвостом.
                -  Ты смотри, Соня, собачка  как хвостом крутит. Где счастье-то находится? А? Где?
                - Старый, ты че? Ты так развлекаешь девицу? –  донесся голос Шуры.
          Софья не сразу поняла, подняла голову и увидела ее в окне.
          Дед возился в огороде, а больше курил и на скамейке сидел. Софья  топталась между ухоженными грядками и пыталась отыскать сорняки, но не находила.
                - Дайте мне какую-нибудь работу, - взмолилась она.
                - Да не майся так, лучше я тебе историю расскажу. Слышала, вертолет пропал с начальством? На охоту полетели, и никаких следов. Это наши подстрелили вертолет.
                - Как это наши?
                -  А так, Прилопинские, подстрелили как птицу. Известно, кто подстрелил.
                - Из ружья?
                - Из чего надо, из того и подстрелил.  Бесхозных стрелялоко в народе бродит  тыщами.
         Софья смутно помнила, что, действительно, подобное было, и, кажется, отыскали место катастрофы. Даже озвучили причину: вертолет снизился так, что прошелся по верхушкам деревьев и развалился на части. Но спорить не стала, старик довольно щурился на солнце и пускал дым.
       Она ждала, когда он снова заговорит. Ждать пришлось недолго.
                - У нас как дует ветер, быват, в начале весны, с той стороны, - он кивнул в противоположную от реки сторону, - долетат запах, вонючий, бабка не велит окна открывать.  Сколь живу на этом свете, такого не нюхал.  Там был совхоз, свиней выращивали, по какой-то технологии, не то шведской, не то датской, скажи, Петровна, я запамятовал.
     Шура несла в дом ведра с водой, услышала деда и остановилась:
                - Датская технология, но сначала там завод был, сельхозмашин. Его закрыли и открыли безотходную ферму.         
                - Конвейер, называтся, машина   делала брикеты из свиного дерьма на растопку.
                - Посчитали ненужным бантиком эту машину, - донеслось из окна, Шура уже вошла в дом.
                - Дерьмом покрыло все вокруг, просочилось в реку, коркой сверху взялось, а внутри жидкое. Трое детишек утопли.
                - Когда это было? – спросила Софья, что-то подобное она уже слышала, но не от деда.
                - Было, - он задумался, опустил голову.
      А, может, задремал, Софья не дождалась ответа.  Дождалась, когда он открыл глаза:
                - Я все хотела спросить, почему у деревни такое название.
                - От реки. Она раньше Прилепинкой называлась, то текла, то не текла, и опять текла, - вот и назвали ее так.  Но жить в деревне Прилепинке не соглашались:  народу сибирскому сподручно во весь рот  «О»,  чем по-козьи «Е».
         Софья с дедом не соглашалась. Видимо, название трансформировалось от другого слова  «лопарь», видимо, жили здесь лопари. Но выяснить не успела, со стороны реки донесся колокольный звон.               
                - Дед,  слышишь? – Шура высунулась в окно. – Иван зовет.

         Шура состряпала пирожков с творогом, позвала Софью, но она отказалась, не было аппетита,  мучилась нехорошими предчувствиями, что брата не увидит. 
          После молодой пары с младенцем приехала женщина с  больным сыном. Кузьма повез их к Ивану и долго не возвращался. Софья устала ждать  и  спать легла, еще девяти не было.  Тяжелая пища, видимо, от непривычки  отнимала много энергии, для восстановления нужен долгий сон, - оправдывала она  свою лень.
        Сквозь сон слышала, как вернулся Кузьма.    Старики еще долго сидели за стенкой у печки, она  успела уснуть, проснуться, сходить в туалет, а они все сидели и о чем-то тихо разговаривали.

         Ночь была странная. Или она просыпалась и  вспоминала, или это был глубокий сон как реальность. Далекое  детство, во всех подробностях, каким сохранилось в памяти, обморочное, как бывает во сне. Она собирала цветы, скорее, рвала траву, из цветов попадались лишь одуванчики, разлетались, как только  их касалась. Даже еще не касалась, пух летел перед ней, и летели бабочки – капустницы.
       Она  попыталась поймать за хвост курицу, но клюнул петух в красную кайму сарафана.
       Как это бывает во сне,  проснулась и обрадовалась, что петух клевал, но не ее, а соседскую девочку с  кривенькой ножкой.   Даже в детстве было непонятно: петух клюнул, и ножка окривела. Если бы глаз.
      Мама шила и о чем-то просила ее. Не понять, чего она хотела, только в другом сне она попросила, чтобы Соня не убегала далеко от дома.
     Но Соне  не нравилось, что мама  шила и на дочь не обращала внимания. Маленькая девочка в красном сарафане шла по пыльной дороге туда,  где дед Григорий  пас козу. Коза щипала траву вдоль забора химического завода.
      Софья  проснулась и подумала, - не жизнь, а фильм ужасов. Это вам не сны Веры Павловны.
          В окне появилось молочное небо  раннего утра. Она накинула халат, кое-как причесалась, посмотрела в зеркало, помолодела, даже седина в волосах пропала. Надо жить в деревне.
         За столом сидел Кузьма и рядом с ним  две   женщины. Они сидели спиной к Софье: толстая и худая.
                - Знакомься, Соня, я тут веселюсь с местными  учительницами.
         Толстая, с трудом ворочая боксерской  шеей, повернулась к ней, лицо красное, и проговорила сжатым ртом: 
                - Вика.
         Любовница Николая, Софья видела ее раньше, стройная была, а теперь   распухла.
        У худой  птичий профиль Дуси, она не поворачивалась, скорее, отвернулась к стене, туда, где висел плюшевый ковер с ветвистыми оленями в окружении стройных сосен. Под ее взглядом ковер покраснел, и стали падать помидоры, несколько закатилось под стол, и Кузьма полез их собирать. Стена стала рушиться, и Софья проснулась оттого, что устала ее держать.
           Упругие щеки матери одрябли и потекли на грудь как тесто для блинов.   Кто-то заговорил  знакомым голосом: голодный зверь бродит в пустыне. Опасна встреча с ним. Вдруг два зверя пересеклись в одной точке.  И побрели одной дорогой, ни один из них не сможет одолеть другого. Голодать им  также естественно, как обходиться без секса.  Чья воля сильнее?   
          Заговорил  брат: любая  жизнь, Соня, напоминает творение галактик во вселенной. Мощная звезда  притягивает  космический мусор, он кружится, вертится, пока не сгорит в огненной лаве. Но для нас с тобой сейчас важно, уживемся ли мы вдвоем. Хотя и это  неважно перед концом света. От  нас не зависит порядок во вселенной. Мы не вечны, порядок не вечен, и тут никто нам не поможет.
       Странно, ведь брат считал наоборот: именно от нас все зависит. Не будем грешить, и мир не погибнет.               

         Когда Софья проснулась утром, в избе никого не было, Шура кормила кур, Кузьма копался в огороде.
        Все при деле, она, привыкшая к работе, позавидовала, уж им-то в голову не лезут разные глупости.
                - А, Софьюшка, - пропела Шура.
         Кузьма увидел ее и обрадовал:
               - Едем к Ивану, я с утра был у него, ждет тебя.

          Она неуклюже  пробралась на корму неустойчивой лодки.  Шум мотора оглушил ее. Старик наклонился к уху и прокричал:
                - Напугал? Ты не бойся, я быстро домчу.
       Он стал смотреть вперед, на противоположный обрывистый берег. Корни деревьев на краю обрыва  вылезли наружу и висели в воздухе. Земля осыпалась, вода уносила ее, оставалась мелкая, сыпучая  галька. 
        Кузьма резко наклонился, что-то высматривая в воде. Она схватилась за сиденье.
                - Не бойся, не перевернемся. Ты плавать умеешь?
                - Умею, - сказала она и пожалела, не захочет ли он проверить.
         Из   темной глубины  воды  кто-то протягивал кривые длинные пальцы, зеленые волосы сносило по течению.
                - Это дерево упало. Сколько их падает в реку, - он смотрел вперед, но заметил ее испуг.  - Ванятку, как хотят, так и зовут. Целителем больше. И учителем. Кому как надо, -   говорил он и направлял лодку к берегу, туда,  туда, где стоял ее брат.
         Понимала, что брат за пятнадцать лет  изменился, но чтобы так?   Из худого подростка с длинными, вьющимися рыжеватыми волосами, превратился в   плотного, широкоплечего, с длинной седой бородой старца, мудреца, мыслителя,  вписавшегося в панораму леса.  Он крепко прижал к груди сестру и  поцеловал в лоб.
                - Здравствуй, родная. 
                -  Ванятка, мне ее ждать или отпустишь? Людей перевезти,  по ягоды, просили.
                - Поезжай, - ответил брат.
          Он взял ее под руку и  размашисто зашагал от берега, Софья  чуть не бежала, чтобы  поспевать за ним. Они вышли на поляну, залитую солнцем.  Посреди поляны стоял каменный домик,  свеже выкрашенный  светло коричневой краской, оконные рамы и дверь темно-коричневые.
          Коричневый цвет смутил, брат раньше не любил его, предпочитал ему розовый. Даже стволы сосен на его картинах был розоватого оттенка.
                - Настоящая усадьба. Неужели сам построил? – изобразила восторг  Софья. – Из  местных никто не тревожит?
                - Некому, одни старики остались.  Бывает, забредают,  - неохотно произнес брат. – Но только зимой, когда речка замерзает. Летом  добираются только те, кому нужна моя помощь.
                - Все же здесь одному  жить опасно.
                - Нет, я не один.
       У Софьи екнуло сердце, неужели брат женился?
       Она  услышала треск веток, кто-то пробирался к ним,  посмотрела на брата, он был спокоен.   На поляну вышел  незнакомый мужчина, худой и бородатый, остановился и  улыбнулся, как мог улыбаться только счастливый человек. Или слабоумный.  Брат молчал,  пауза затянулась, и она первая нарушила тишину:      
                - Здравствуйте. Меня зовут Софья, я сестра Ивана.
                - Софья, сестра Ивана, - эхом отозвался он.
                -  Так что же мы стоим? Идем чай пить, - пригласил брат.
                - Чай пить, - повторил незнакомец. – Я Федор, - он протянул сухую, горячую руку.
      
          Треск ветки прозвучал  как выстрел в большом городе, - Софья вздрогнула, к ним приближался еще более худой, будто усохший мужчина с нездоровым видом язвенника.
             -  Кто такая? – он вопросительно поднял густые и темные брови.
              - Подожди еще, ко мне сестра приехала, - мягко произнес брат.
             - А, ну, ладно, только я первый.
     Он подозрительно посмотрел на Федора.               
             - Не узнаешь моего помощника?  - спросил брат.
             - Я че, я ниче,  - язвенник отступил в лес.
            -  Лечиться приехал, - пояснил Федор. Он уже чувствовал себя уверенно. – Травами отпаиваем, поможет, не так скоро, как он хочет. Ему бы мозги полечить.  Для этого здесь пожить надо. Ему все не терпится.  Говорит, верующий, а нервный. Какой он верующий, если вера его не успокаивает. Жить надо с умом, - Федор постучал себя по просторному лбу с залысинами.
            - Чай поставь, балаболка, - прервал его  брат.
        Внутри была одна комната, по всему периметру дома, такие называют студиями. Треть пространства занимал стол, заваленный рисунками и белыми листами бумаги. На полках тюбики с красками и в жестяных банках кисточки. Так было в его комнате, родители выделили ему, когда он перешел в пятый класс и уже проявлял способности к живописи.   
       
        Слева от двери была плита, над ней полка с посудой, на полу ведра с водой. Федор достал с полки чайник и налил воду из ведра.
                -  Родниковая, лечебная, -   пояснил он.
       
        Картины в рамках  висели на одной стене, сверху донизу, натюрмортов не было,  какие-то сине – фиолетовые монстры, вперемежку с суровыми ликами   богов. И глаза, много глаз, из всех углов, цветных, черно-белых, вместо обоев.
             - Грусть – тоску картины нагоняют? Мне тоже, - сказал Федор. – Выпей пока, - он протянул чашку с чем-то мутно розоватым  с приятным запахом лесной земляники.
    
        Она стала рассматривать рисунки, разбросанные на столе: самолеты, солдаты с автоматами, крейсер с матросами взлетел на волне.
                -  Мать сына привозила. Что-то произошло с ним, по ночам кричит, и учиться стал плохо. Посоветовали обратиться к психиатрам, она боится, приехала ко мне, - пояснил брат. –  Ничего, мальчик  будет здоров.
                - Почему-то все на военную тему, - сказал она.
                - Чужая карма, нам она не нужна.
       Он  стал собирать рисунки, комкать и бросать в ведро.
                - Что ты можешь  сказать о моем сыне, твоем племяннике? Он на Кавказ собрался, в горы, один, говорит, испытать себя хочет.
                - Да, да, сейчас. Ты присядь пока.
         
         Софья погрузилась в кресло у стола, Иван сел рядом на стуле, придвинул бумагу и стал рисовать. Федор тоже поставил перед ним розоватый напиток в стакане, брат выпил, продолжая рисовать.
                - Что ты там изобразил? Посмотреть можно? – спросил Федор.
           Брат небрежно бросил лист на середину стола, и Софья  увидела зайца. Он сидел на задних лапках, передние протягивал, будто просил о чем-то. И таким страхом были залиты его круглые, густо заштрихованные  глаза, что ей стало не по себе.
                - Эк, ты как племяша изобразил, - Федор был доволен.  – Он приезжал сюда, говорил, что писателем хочет стать, - пояснил он Софье.
         Брат взял чистый лист бумаги,  стал быстро водить карандашом по бумаге и говорить:
                - Миша, сын своего отца. И тоже хочет стать писателем. Хотя мне непонятно, как можно стать поэтом, художником или писателем. Талант или есть, или его нет.
                - Неправда. У всех есть. У всех, кто способен фантазировать.
                - Мой сон, - ахнула Софья. – Вспомнила, этот заяц мне снился.
                - Не спорю, - спокойно сказал Федор, - отделить мать от сына никак нельзя. И не надо.
                - Что за сон? – спросил Иван.
                - Удивительный, вещий, я даже встала записать его, среди  ночи. Не помню, когда  приснился, можно посмотреть записи. Я стою на лестничной площадке и   достаю из почтового ящика письмо, якобы я послала Николаю, покаянное, любовное. Он сам  написал,  от моего имени, и подделал мой почерк.  В почтовом ящике была еще толстая бандероль с рукописью, это был  рассказ, назывался   «Заяц», я запомнила, и отзыв, я тоже запомнила. В отзыве было написано:  «Чтобы избыть страх, писатель никогда ни перед чем не останавливается, вы остановились».     Сейчас вспомню, когда это было.  Август, точно. Такой месяц, всегда что-то случается.  Кажется, это был год девяносто восьмой.

           Федор  поставил чайник на середину стола,   и расставил три  чашки, сверкающие белизной.
       Софья увидела, как рука  брата  стала мелко дрожать. Федор тоже заметил.
            - Все, на сегодня хватит, не молодой так нагружаться. 
             - Клиент вокруг дома бегает, - возразил брат и начал новый рисунок. Карандаш двигался рывками и постукивал по столу. Он взял ластик и стал что-то стирать.
             - Обрати внимание, Софья, он редко стирает нарисованное, только когда нарушается связь, - Федор ткнул в потолок. – Да не мучай ты себя.
            - Смысл в стремлении к истине. Это единственный  путь к свободе. Он легким не бывает,  - возразил брат.
           - Еще бы, но передых нужен, - Федор сидел на кровати, прислонившись к стене,  и держал чашку с чаем.

      Странно, подумала Софья, только рядом сидел, и чашка другая, синяя с золотистым ободком.
       Ей не понравилось, что его передвижения прошли мимо ее  сознания. Что она пила? Чай? Не подмешали ли ей  каких-нибудь веселых грибов?
     Начинается! она услышала звуки, непонятные, звериные. Похоже, медведь. Предположить, что это тигр, тоже можно,  но тут они не водятся.
               - Вот и конкурент твой задудел, - засмеялся Иван.
      Федор вскочил на ноги и  прислушался. Донеслись  шаги, медленные и тяжелые. Человек так не ходит.
      Каково тут жить, если шаги такие громкие? Дверь распахнулась. Медведь? Нет,  человек в лохматой шубе с высоко поднятым воротником.  Следом за ним протиснулся Кузьма, постоял у порога, неуверенно шагнул.
                - Мамашка беспокоится, Соня голодная, - произнес так, будто оправдывался, что вторгся без приглашения.
         Шуба повернулась и вышла.
                - Нет, нет, я не голодная, чай пью.
                - Пирожки мамка состряпала, - он вытряхнул пирожки на стол. - Вот, ешьте.
           Федор  достал с полки тарелку и переложил в нее пирожки. И вдруг расхохотался. Следом засмеялся  Ваня.
                - Кого этот Шуба испугался? Первый раз сбежал сам. Тебя, наверное, Соня. Вера у него странная, если не подерется, спать не будет. Но женщин боится.
        Брат повеселел, но все еще выглядел усталым. Выпил чашку чая и снова стал рисовать.      
      Старик  сгорбился, втянул в плечи голову,    орлиным носом и покатым лбом, напоминал хищную птицу. Кажется,  задремал. Застывший, будто замороженный воздух, в избе холодно, но Софью клонило в сон.
        Дед пошевелился, поднял голову:   
                - Старуха заждалась.
                -  Ладно, сейчас,  провожу вас, - брат дорисовал и поднялся.
                -  Ваня, ты  мне ничего и не сказал, я совета ждала, - запротестовала Софья, - я не знаю, как жить дальше, я ведь совсем одна осталась. 
               - Давай  завтра поговорим, связи нет.
         Софья посмотрела на  рисунок, перевела взгляд на окно,  поляна, заросшая высокой травой, с рябиной, дальше кусты и ели.  Почти с фотографической точностью  передан пейзаж за окном.
             Федор и Иван  махали им, пока они ни отплыли на середину реки,  дружно повернулись и  пропали за деревьями.

             Брат, что же ты сестру понять не можешь.
          
          Когда легла спать и закрыла глаза, перед ее внутренним взором явился заяц,  посмотрела в мутное зеркало и увидела ужас на своем лице, смягченный нечетким отображением.  Как будет точнее: залей глаза страхом или разлей в глазах страх?  Она проснулась.  До утра уже спала без сновидений.
         Утром за завтраком увидела телевизор, в углу, там, где любил сидеть Кузьма.         Деликатные старики при ней стеснялись его включать, вот и не замечала.

          Шура сказала, что дед собрался на тот берег, везти клиента. А потом может перевезти ее.  Но Софья отказалась, не надо мешать брату, у него своя жизнь.
 
          В  автобусе, когда она в последний раз увидела реку, раздраженно подумала, косноязычье какое-то, у них  называется: тот, этот берега. Нельзя было  назвать поэтично? Допустим,  восток или запад, или  другой берег. Но это почти плагиат.
           Тот, этот, нельзя было брату в городе оставаться? Как будто сбежал от родных,  не по-людски,  неправильно.   
       Брата жалко:  талантливый, а сколько сил приложил, чтобы была крыша над головой, и то сомнительная, не спасет от злодея. Разве что  тайга спрячет.
      Не жизнь,  а туннель, длинный, сырой,   бежим по нему, торопимся увидеть   свет. Добежали,   глотнули свежего воздуха, огляделись,  а на выходе все те же монстры, опять нырнули,  убегает, а на выходе все те же.