1. Легенда долины Оморья

Надежда Сапега
Серия рассказов из сборника "Депозит Скупщиков New Life".
_________________________________________________________

1. Легенда долины Оморья.
Автор текста Надежда Сапега.
2012г. Редакция: сентябрь, 2019г.

1. _______________
В долине Оморья всегда стоял жуткий туман, какое время суток ни возьми – днём ли, ночью ли, на рассвете, на закате ли. Да и не туман это вовсе, а нечто аморфное! Местечко словно создано было воображением некоего мыслителя, который с помощью силы воображения в нём и жил.

В окружении высоких скал лежала туманная оморская долина, будто дно каменной чаши, расколотой надвое и временами затопляемой морскими приливами. Через один просвет чаши к этой земле на небольшой дикий пляж, покрытый септарной* галькой, подступала вода Средиземного моря. Через другой, сквозь узкое ущелье, в долину врезалась шоссейная дорога – она шла от городка развлечений Кураж, огибая долину по над скалами и поднималась на мыс Фатум. Скалистый мыс казался неприступным, у подножия его стройным забором росли высокие хвойные дерева, и дорога, желая взобраться на него, круто уходила вверх! На мысе она, виляя, подходила к высокому мосту над чрезвычайно узким проливом и перетекала на противоположный мыс, а там спускалась в соседнюю долину.

Иные земли, окружавшие Оморье, были обжитыми, лишь это обширное и замкнутое на себе пространство поражало своей особой, чарующей пустотой. Любование его красотами не позволяло проезжавшим по куражской шоссейке заметить, что у септарного пляжа, в тени скал расположился неприметный каменный городок… Когда же глаз цеплял промелькнувшие вдали строения, городок терялся из поля зрения наблюдателя, вызывая, однако, неоднозначный интерес!

Первые поселенцы городка в долину эту попали просто, все они некогда обнаружили газетный клич: «Дёшево!– Продаются!– Плодородные земли в живописной долине! Купите сейчас – обогатитесь в будущем!»

Клич был подхвачен, народ в долину потянулся… Поселенцы успели пустить в Оморье корни: они врыли в землю фундаменты своих домов и обзавелись первыми потомками, и тогда только узнали, что долина не безопасна для жизни. Узнали, как сильно временами заливает её морская вода, и какой ядовитый цветок там произрастает! Когда их настиг первый в их жизни прилив, они поняли, что обмануты..., и заливало их впоследствии не раз.

Первоначально долина не имела ни хозяев, ни даже названия – пустовала дикостью своей; по этой туманной пустоши и дорогу-то провели «на страх и риск», соорудив для неё высокие насыпи, чтобы соединить «Городок развлечений» с округой для притока туристов. Но несколько хитрых куражан сговорились и решили «сломить деньгу», они провели аферу с затопляемыми землями – стали их продавать. Далеко за пределами края они бросили свой клич, многие польстились на дешевизну. В долину съехалось разнородное общество: кто-то скупал и перепродавал земли, кто-то выстроил там коттеджи и курортные особняки, но в основном в долине оказались те, кто приобрёл земельные уделы «на последние, кровные».

Назвали долину Оморьем не случайно; есть легенда, что якобы проживал там писатель со странноватой дочкой и семейство его смешило людей чудаковатостями натур. Писатель, явно, неудачником был, раз в таком месте поселился. Девчонка писаки была слаба на ум, говорила плохо, но песню любила петь, слов которой не выговаривала, вместо «у моря, у синего моря» получалось «оморя, юсиня, оморя!», девчонку Оморя и дразнили. Очень не повезло ей, мать у неё сумасшедшей была, и она не здоровенькой уродилась – наследственность, а может и травма родовая, кто знает?! Точное имя дочки писателя никто не помнил, дразнили Оморей, и дом их якобы Усадьбой Оморы прозвали, а потом слово это к городку прилипло. Проезжавшие туристы разнесли название по округе, и подтопляемые земли поселенцев превратились в Оморскую долину!

Но потомки скупщиков говорили иное, что девчонку ту, о которой ходит легенда, не Оморей, а Конвульсией звали – родитель её вроде бы оригиналом слыл и придумал такое имя. Люди утверждали, что писателем тот не был, а вот мать девочки, точно – сумасшедшая! Долину же Оморьем прозвали из-за постоянного марева ароматных туманов, но, как бы ни было – в туманном мареве невероятности этой каменной чаши смогла зародиться «новая жизнь».

2. _______________
Так вот, о тумане этой долины надо рассказать подробно. Хотя туман явление природное и простое, но у оморского тумана особенность была необычайная!

Рос в тех землях гигантский цветок-Людоед – нигде в мире такого цветка больше не произрастало! Цветение его происходило раз в году, поэтому первые поселенцы растения этого вначале не заметили. В самую удушливую пору тёплого сезона выходил он из-под земли стремительно и повсеместно. Размеров Людоед достигал не малых! Стебель у цветка был толстый, сочный, в рост человека, но тяжёлую свою чашечку склонял он к земле очень низко, иногда даже опирался на неё и опять поднимал вверх, собирая морскую росу – головка младенца могла поместиться в его зеленовато-розовой чашке. Запах он имел обворожительный до такой степени, до какой только мог – при первом же вздохе поднималась в груди человека неописуемая бодрость духа, а следом охватывала необоснованная тревога, и тут… Подходить к цветку близко поселенцы потом опасались, потому что несколько зевак, наклонившись над ним, чтобы получше разглядеть и понюхать, уснули... и не проснулись.

Цвёл Людоед короткое время и стремительно увядал, иссыхал в прах, и не найти было его цветков и стеблей, и даже корней... Но, когда в разломы скалистой чаши переставали дуть ветра, тогда поднимались над долиной молочно-ароматные туманы, и Людоед снова напоминал о себе! Чаша долины переполнялась туманами, сама превращаясь в чашу цветка, и запах стоял до самых холодов: пахли садовые дорожки и тротуары в городке, листья на деревьях и крыши домов, пахло бельё, вывешиваемое хозяйками на просушку и волосы ребятишек, резвящихся на воле.

Молочная ароматная сырость тумана казалась аморфным существом, проглотившим пространство долины. Побродишь в тумане день-два, придёшь на пляж, нырнёшь в воду, поплаваешь, выйдешь обратно по красочным септариям в терпкий ароматный туман и уже не понимаешь – где ты? Жив, или снится? О, этот туман!

Чужаки, проезжавшие Оморье в дни туманов, легко проникались мистическими чувствами скупщиков этих земель, трепетали перед их странной долиной и житейским укладом, а если в тумане с ними происходили недоразумения, то заезжие поддавались и мистическим страхам поселенцев. На пляже Оморья всегда только одинокие туристы загорали, сами скупщики к воде в туман не ходили – они, вообще, на свой септарный пляж никогда не ходили и говорили: «Метров десять нашей аморфности могут любого утащить в густую свою утробу навсегда».

Зато, в солнечную погоду воздух в долине становился прозрачным и лёгким, видно было все окружающие скалы, мыс, дорогу, уходящую под небо! Умы людей прояснялись! Но дождись её – эту погоду.

3. _______________
Городок в Оморской долине притаился не один. Там, где из ущелья вырывалась шоссейная дорога, чуть выше уровня моря, стихийно возникло ещё одно поселение, Ново-Морье. Его отстроили те, кто не выдержал напора аморфных туманов и страха перед Людоедом. На ново-морском возвышении было тесно и душно, но зато его не топило морской водой, туманы туда не доходили и цветок там не рос – не хватало влаги. И поселенцы возвышения посмеивались над живущими у септарного пляжа скупщиками:

«Раз на землях ваших полоумная девчонка Омора правит, значит, туман не простой – живой! Она его на долину и насылает! Правление сумасшедшей Оморы вас до добра не доведёт! Или бросайте свои гиблые земли, или смените королеву!»

…И пришла однажды беда в Оморье. Страшной ударной силы волна обрушилась на него с пляжа, заполнив каменную чашу до края, и смыло городок с окутанной туманом земли… Так и кануло всё в воду! Случилось это в ночь: ни дорог, ни домов, ни одной души жители соседнего Ново-Морья не нашли – ни живой, ни мёртвой. Когда вода сошла, только грязные заводи и морские водоросли покрывали землю там, где жили семьи оморов: вместе со скарбом их прямо и унесло…

Поставили ново-моры своим погибшим соседям в память небольшую колоколенку на том месте, где усадьба Оморы стояла, и говорили туристам: «Как пойдёте на пляж, да в оморском тумане заблудитесь, ищите колоколенку и звоните! Мы придём вас спасать». Всем хотелось в этот колокол ударить – звон надоел, колокол с колоколенки сняли... Но лет через пять, точно в день оморской трагедии, жители Ново-Морья вдруг услышали звон снова и удивились, что там звонит?!

Люди пошли в туман, на земли Оморья к колокольне, где цвело множество Людоедий. Пока шли, звон утих, никого в тумане не нашли, колокольня стояла без колокола, пустая, но звон-то слышали все!.. Говорят, после этого, каждые пять лет оморская пустая колокольня сама собой так и звонит. Жители Ново-Морья ходить к пляжу не решаются и приезжим не советуют. Откуда звон, они не знают?

Зато, на мысе Фатум, куда уходит шоссейка долины, под самым небосводом, после звона, само собой богатое поселение выросло! Построившие его, лицами с оморами схожи, словно их потомки. Поселение они называют New Life (Новая Жизнь), коммуникации подвели, спутниковые антенны у них и какие-то мощные телескопы. Говорят, над их мысом НЛО видят! Очень богатые люди, но необщительные, ни за что не заговорят с вами, а затронешь их, пройдут мимо, как немые. В затопляемую долину они не ходят, и на пляже их не увидишь. Дома поставили прямо на скалах мыса – архитектура сложная – добротные, каменные строения. Называют они себя «Скупщики New Life» или «мори», есть у них люди с особыми статусами, вроде как правители! Одеваются все ярко, по петушиной моде и крайне амбициозны, общаться с ними мало кому удаётся – они только на невест сторонних поглядывают, а женихов у них и своих хватает...

И сочинили ново-моры про этих «мори» другую легенду, что они из оморского тумана возникли – он их породил! Что все они вампиры инопланетные, а не потомки утонувших оморов, что от рождения они полиглоты, невиданными талантами и секретами бессмертия владеют! Инопланетные не с виду, а изнутри! Живут по законам неземным и даже не физическим!

Сообщество Скупщиков и правда странное, они объявили себя владельцами долины и мыса Фатум, переименовали Оморье в New Life и на затопляемых землях плантации цветка-Людоеда разводят!!! Называют они его по-научному Amorfatym.

Вот что говорят о них архивные выборки из газетных изданий «Городка Развлечений Кураж»:

* * *
Первое Оморское поселение действительно смыло ударной волной, но после того, как оно опустело. Жители его успели переселиться на мыс Фатум, выстроив там новый городок, лишь некоторые из них признаны без вести пропавшими...

* * *
В Оморье была зарегистрирована писательница Энн Росс, а не писатель – которая и сочинила «Легенду Оморья». По её же заявлениям, девочки Оморы в долине никогда не было, а вот Конвульсия жила – она была дочерью ремонтника по фамилии Сох и сумасшедшей его жены Кристи…

* * *
Энн Росс покинула долину по неизвестным причинам, но прежде заключила брачный союз с архитектором Маркушей Ломбичем и родила сына Александра. Сын писательницы остался с отцом.., но вскоре и архитектор покинул Оморье, передав своего наследника некоему опекуну, скупщику Комелю…

* * *
Наследник архитектора и писательницы – Александр Ломбич вырос, окончил университет, стал первым правителем и законодателем долины New Life и финансового сообщества «Скупщики New Life». Он заложил основы Сообщества – «Закон Александра». Молодой правитель взял в жёны довольно зрелую на тот момент Конвульсию Сох, она работала журналисткой в г. Кураж, писала стихи и родила правителю четверых потомков... Было это в давние времена, но ходят слухи, что тень леди Конвульсии бродит в оморском тумане по плантациям Людоедий и по сей день!





*Септария (от лат. sерtum – перегородка) – одна из разновидностей скрытокристаллических конкреций в осадочных породах, с трещинами или прожилками внутри.