Старая книга

Дмитрий Анатольевич Овчинников
Я держу в руках одиннадцатый том собрания сочинений Л.Н. Толстого, выпущенного Московским издательством, которое существовало в 1901-1912 годах и было основано переводчиком Владимиром Михайловичем Саблиным. Эту старую книгу мне подарил в конце своей жизни мой дедушка Иван Петрович Овчинников, который родился в деревне Зеленино Суворовского района Тульской области.

Книга примечательна не только тем, что ее автором является известный Лев Николаевич Толстой, который жил и творил на родной для меня Тульской земле в своей усадьбе «Ясная Поляна», что появилась она из печати через год после смерти писателя, что ей сейчас более 100 лет. Но и тем, что год ее издания – 1911-й - совпадает с годом рождения моего дедушки, поэтому и хранил он ее очень бережно, оставив на титуле свой автограф, когда в 1930-е годы работал директором сельской школы в Дубенском районе Тульской области.

Эта книга пережила грозные времена Великой Отечественной войны...

20 мая 1942 года дедушка был призван в Красную Армию (до этого занимался деверсионной работой на окуппированной немцами территории), а уже 25 мая 1942 года он оказался на фронте...

... Дедушка показывал мне случайно сохранившуюся у него подлинную карту боевых действий на Курской Дуге на направлении Новосиль-Орел. На ней рукой командира роты лейтенанта Ивана Петровича Овчинникова красным карандашом нанесена линия фронта на протяжении 20 километров между населенными пунктами Задушное и Архангельское по состоянию на 12 июля 1943 года. Здесь его 8-я рота в составе 1172-го полка 348-й Бобруйской Краснознаменной ордена Кутузова дивизии вместе с другими частями перешла в контрнаступление на Орел.

О том, что происходило на участке действий этой роты, очень просто, но выразительно написал из Перми своему бывшему командиру Овчинникову его однополчанин, старший сержант Михаил Верхоланцев:

«Здравствуйте, Иван Петрович! Вы ранены были под с. Архангельским у ст. Ворошилово. Я находился рядом с вами, когда автоматной очередью вам прошило бедро, и вы начали сползать с железнодорожного полотна. Я взял ваш автомат и остался прикрывать… Потом замкомбата, он сибиряк, был удивлен, что я жив».

Так обыденно, без эмоций вспоминает старший сержант о том, как в одиночку против атакующих гитлеровцев «остался прикрывать», спасать жизнь командира. Его письмо, карту местности, где происходили эти события, и трофейный бинокль «Carl Zeiss» хранил мой дедушка вместе с фронтовыми наградами.

Они тогда оказались вчетвером за железнодорожной насыпью против неожиданно атаковавших немцев. Двое погибли сразу, командир был ранен, а сержанта спасли сумерки да солдатская смекалка…

Лейтенант Овчинников остался жив, но в его военном билете на странице «Ранения и контузии» появилась запись: «12 июля 1943 г. легко ранен в бедро». По тогдашним суровым меркам сквозное пулевое ранение бедра считалось легким: ведь кости целы и крупные сосуды не повреждены. С такими ранами направляли не в тыловые госпитали, а в ближайший медсанбат.

Но на этой же странице военного билета следующая запись гласит: «14 июля 1943 г. тяжело ранен в левое плечо». Раненый лейтенант остался в строю и командовал наступающей ротой еще двое суток, пока его не остановила очередная пуля…

За участие в этих боях И.П. Овчинников был представлен к награждению орденом Красной звезды приказом по 348-й стрелковой дивизии от 23 июля 1943 года № 079. В наградном листе, подписанном 19 июля 1943 года командиром 1172-го стрелкого полка майором Серегиным, говорится: "В боях с 12 по 14.07.1943 года умело вел свою роту в наступление на высоту 244,9, быстро прорвал линию обороны противника и, увлекая личными подвигами бойцов, развивая успех наступления дальше, рота его в числе первых ворвалась в дер. Прогресс и Черные грязи. При блокировке Дзота с группой бойцов под дер. Архангельское сам лично уничтожил немецкого офицера. Будучи ранен, не ушел с поля боя до окончания боевого задания. Достоин Правительственной награды орден "Красная звезда".

Но после полугодия, проведенного в госпиталях, дедушка не попал снова в свою дивизию, а был «вчистую» комиссован, и награда нашла его в родном Дубенском районе Тульской области. А потом, в 1985 году, к юбилейному Дню Победы был еще вручен орден Отечественной войны I степени.

 После войны мой дедушка работал директором сельской школы, председателем райисполкома, руководителем различных организаций…

Он вел активную переписку с однополчанами, с Советом ветеранов 348-й дивизии, с Центральным музеем Вооруженных сил и музеями городов, по которым проходил боевой путь дивизии, ездил на встречи с боевыми товарищами в город Вербилки Московской области.

… Дедушка не дожил до 90 лет несколько месяцев…

В той самой старой книге 1911 года издания, подаренной мне дедушкой, помещено одно из самых известных произведений Л.Н. Толстого – «Воскресение». Именно эта книга в моих руках позволила мне воскресить в памяти воспоминания о дедушке…

Апрель-май 2015 г.