Всего лишь пошутил... притча

Людмила Румянцева 2
      Как-то правитель одной из провинций страны, возвращаясь с охоты со своей свитой, заметил группу людей, сидящих на поляне в лесу. То были странствующий духовный наставник и его ученики. Правитель решил воспользоваться удобным случаем: он давно хотел пообщаться с мудрым человеком, но не для того, чтобы чему-то научиться, а для того, чтобы доказать своё превосходство в познании духовных истин.
      Оставив свою свиту неподалёку, он, спрыгнув с лошади, направился к ним.
    - Я правитель этого края,- сказал он, - И хотел бы принять участие в вашей беседе.
      После приветствия все снова удобно расположились возле наставника. Только один из учеников, находящийся в глубокой медитации, никак не отреагировал на появление особы столь высокого ранга.
    - Тема нашей беседы - внутренняя свобода, - произнёс учитель, - Я утверждаю, что пока человек привязан к материальным ценностям, его свобода кажущаяся, он не свободен, а значит несчастлив.
      Правитель рассмеялся.
    - Интересно, а себя ты считаешь свободным? - спросил он.
    - Я более свободен, чем ты, господин, - спокойно произнёс наставник.
    - Как можешь ты, странствующий нищий, заявлять подобное? Взгляни на меня.
Я управляю этой провинцией, моя казна полна, слуги исполняют все мои прихоти,
я ем и пью, что пожелаю. Самые красивые наложницы развлекают меня. Я издаю и отменяю законы, могу казнить или помиловать. Наконец, я могу бросить тебя в темницу. Ты и сейчас будешь утверждать, что более свободен, чем я?
      Наставник слегка улыбнулся:
    - Посмотри на этого ученика, господин, - он указал на юношу, находящегося в состоянии медитации, - Он свободен даже от нашей с тобой беседы. Он здесь и в то же время не здесь. Неужели тюремные стены способны отнять его свободу?
      Правитель, немного подумав, произнёс:
    - Ты почти убедил меня, и всё же я более свободен, чем каждый из вас. Мои слуги заждались меня, - добавил он, поднимаясь, - А что касается темницы, я всего лишь пошутил.
    - Погоди, - произнёс наставник, - Я должен тебе сообщить. Незадолго до твоего появления, здесь останавливался большой отряд вооружённых людей. По их разговорам я понял, что они собирались проникнуть в твой дворец и ограбить его. Лазутчик, который пробрался туда двумя днями ранее, откроет им ворота. Возможно, они уже там. Тогда дворец разграблен, казна пуста, слуги убиты, а наложницы разбежались.
      Услышав это, правитель побледнел и бросился к лошади.
    - Стой! - воскликнул наставник, - Ты и теперь будешь утверждать, что свободен? А я всего лишь пошутил...