Следы цивилизации

Стас Литвинов
    Я закрываю за собой калитку в лёгкой ограде, которая ограждает  внутренний двор нашего дома и выхожу на простор улицы. От проезжей части дом отделён небольшим газоном с зеленью травы и кустами диких роз, которые мы с женой по собственной инициативе высадили на нём. Жена ухаживает за газоном и подстригает отрастающую траву, чтобы фасад дома был украшен рукотворной красотой. Её стремление к облагораживанию родной улицы, к сожалению, не всегда находит поддержку со стороны отдельных несознательных граждан, которые бросают на прилегающую территорию всякий мусор.

    Более того, появились отдельные личности, которые инкогнито оставляют на газоне пакеты с бытовыми отходами, ленясь донести их до мусорного бака. Видимо, стыдясь своего поступка, такие пакеты обычно аккуратно укладывают под ветви декоративных кустов. Приходится те пакеты подбирать и относить в соответствующее место, потому как, если ты сегодня их не отнесёшь, то назавтра содержимое придётся собирать по газону.

    Безжалостное время стало всё чаще заставлять тебя оглядываться вокруг в надежде увидеть скамейку, чтобы присесть на неё и передохнуть. Но они, скамейки, как-то незаметно исчезли с улиц и теперь даже в скверах их  днём с огнём не отыщешь. В последнее время фирмы, занимающиеся рекламным бизнесом, стали устанавливать скамейки, предлагая разместить на них свою рекламу, но число их явно недостаточно. Кроме того, после каждой ночи вокруг этих скамеек разбросаны пивные банки и прочий хлам, что отвращает усталого путника от желания присесть.

    И глядя на асфальт тротуара, загаженный прилипшими навечно остатками  жвачки, ты невольно переносишься на много  лет назад в пору своего босоногого детства. В то трудное послевоенное время наш небольшой городок Арзамас жил теми же заботами, что и вся возрождающаяся после страшной войны страна. Мальчишки с приходом лета снимали свою простенькую обувь и бегали босиком. Это говорило о том, что на улицах было чисто и осколки стекла не валялись, как ныне, под ногами. Только девчонки бегали в сандалиях, поскольку их любимая игра "в классики" требовала наличие обуви. Правда, следствием такой “босяцкой” жизни было появление на ногах “цыпок”, когда голени ног словно покрыты рыбьей чешуёй.

    Как говорил ранее, тогда ещё не знали телевидения и люди своё свободное время проводили общаясь семьями, а не уткнувшись в “ящик”, как это стало нормой сегодня. В Арзамасе был “Парк отдыха”, где по  воскресеньям под духовой оркестр проводились танцы, Вход в парк был платным, что подвигало часть молодёжи на преодоление высокого деревянного забора, окружающего его. Проникнув таким способом в парк, молодые люди далее пользовались его благами на общих основаниях.

    Кроме того, в центре города был расположен небольшой уютный сквер, называемый  “Ленинский садик”.  Его тенистые аллейки с раскидистыми деревьями, большим количеством цветочных клумб, удобных скамеек каждый вечер принимали семьи с детьми, пожилых людей и всех желающих пообщаться, отдохнуть. Группами сидеть на траве и жарить шашлыки, употребляя веселящие напитки, никому не приходило в голову. А вот сидя на скамейках  вести неспешные разговоры нравилось всем. И никакого распития пива или алкоголя! И никакой матерщины! Здесь же рядом с родителями  играли ребятишки, ловя в траве  майских жуков. Положив жука в пустой спичечный коробок и приложив коробок к уху было слышно его сердитое жужжание, которым он требовал свободы.

    В центре сквера стоял на постаменте памятник Ленину, весь в цветах. Здесь же был цветочный календарь, где каждый день менялась дата. Перед входом в “Ленинский садик” на телеграфном столбе был установлен динамик, вещавший на всю площадь последние известия или  трансляцию футбольного матча. Сам сквер был обнесён чугунной фигурной оградкой высотой не более метра. И каждый день в 10 часов вечера по заполненным людьми аллеям неспешно проходил сторож и звонил в обычный школьный колокольчик. Звон колокольчика извещал, что садик закрывается на ночь. Услышав звонок люди поднимались со скамеек, забирали детей и неспешно покидали сквер. А сторож навешивал замок на дверцы калитки, который он снимет только утром и начнёт поливать водой цветочные клумбы. Садик опять будет открыт весь следующий  день до 10-ти часов вечера.

    Вы можете себе представить, чтобы сегодня разогретые алкоголем молодые люди по звонку в 10 часов вечера прекратили свой "отдых"? Кто смеет покушаться на "права человека"?! Хочу и гуляю! Долой закомплексованность! Тогда ведь ночных клубов не было и люди спокойно шли домой, ибо завтра в половине восьмого утра раздастся хриплый рёв парового гудка местной фабрики, призывая всех на рабочие места.

    А ведь жаль, что заводской гудок больше не зовёт на работу. Но, если посмотреть на него с другой стороны, то и верно, что не зовёт. Ну, какая, скажите, работа после бессонной ночи, проведённой в ночном клубе?  А на разбросанные целлофановые пакеты, смятые банки из-под пива и налипшую на  обувь жвачку мы мало обращаем  внимания, поскольку уверены – это издержки цивилизации, в коей находимся и ничего с этим уже не поделать. Современная культура, наконец-то, пришла к нам! Она же, эта самая "культура", принесла убогую, блин, разговорную речь, которой общаются между собой, типа, новые поколения. Круто и клёво! Пора кэшбэкнуться! Короче, супер!