70 лет назад окончилась Вторая мировая IV

Шершень
4. Второй фронт

Гитлер полагал, что завершит компанию, разгромив основные силы русских, до холодов (у солдат Вермахта нет зимней одежды, не заготовлены и горюче-смазочные материалы, используемые в условиях зимы).

Однако, как мы знаем, удача, сопутствовавшая Гитлеру в первые месяцы войны,  изменит ему в последующие.

Причин тому несколько.

Отвлекшись на Югославию (май, 1941), Гитлер затянет с началом операции «Барбаросса», так что бои за Москву придутся на декабрь и январь.

Еще одна задержка – окружение и разгром большой группировки советских войск под Киевом.

Третье. Недооценка Гитлером вооружений РККА – их количества и качества.

Четвертое. Огромные людские ресурсы СССР. Под Москвой, изрядно потрепанные части немецкой армии (отступая, погибая в котлах, подразделения РККА изматывают противника), столкнулись со свежими «сибирскими» дивизиями.

Однако положение РККА исключительно тяжелое. Миллионы ее бойцов оказались в плену. Утрачено, брошено у границы и во время хаотического отступления огромное количество вооружений, боеприпасов, других материалов (пороха, взрывчатых веществ, горючего и т.п.). Армии практически нечем воевать.

Мой отец, ушедший добровольцем в 41-ом с четвертого курса Ленинградского политехнического, рассказывал, что как ополченцу ему выдали винтовку Мосина, образца 1891-го года.

Случалось такое, что в атаку бежали безоружные бойцы. На трех солдат одна винтовка. Если выбывал из строя (убит, ранен) тот, у кого винтовка в руках, ее подхватывал бегущий рядом.

Ни в одной армии, никогда не имело место ничего подобного!

Возможностей же быстро восполнить (хотя бы от части) нехватку нет - многие военные производства на территории, захваченной противником.

Из-за угрозы дальнейшего наступления немцев начинается перебазирование предприятий из Европейской части за Урал и в Сибирь.

Но, чтобы наладить военное производство на новом месте, требуется время. А немцы уже под Москвой.

И здесь на помощь приходят союзники, в первую очередь США. Начинаются массовые поставки военных материалов морским путем в порты Мурманска и Архангельска.

О ленд-лизе высказывается множество суждений (часто противоречивых). Одни авторы (историки, публицисты, политики) стремятся принизить роль американской помощи (впрочем, помогали и англичане, и канадцы), говоря, что выстояли и победили бы и без нее. Другие полагают, что без поставок из-за океана пришлось бы совсем худо.

Но вот, что говорит человек, уж во всяком случае, знавший реальное положение вещей. В записке Председателя КГБ В. Е. Семичастного в ЦК КПСС, (№ 1447-с от 27 мая 1963 г.) приводятся такие слова Г. Жукова о ленд-лизе:
«Вот сейчас говорят, что союзники никогда нам не помогали… Но ведь нельзя отрицать, что американцы нам гнали столько материалов, без которых мы бы не могли формировать свои резервы и не могли бы продолжать войну. Получили 350 тысяч автомашин, да каких машин!.. У нас не было взрывчатки, пороха. Не было чем снаряжать винтовочные патроны. Американцы по-настоящему выручили нас с порохом, взрывчаткой. А сколько они нам гнали листовой стали. Разве мы могли быстро наладить производство танков, если бы не американская помощь сталью. А сейчас представляют дело так, что у нас всё это было своё в изобилии».

Высоко оценивал роль американской помощи А. И. Микоян, в качестве наркома внешней торговли руководивший приемом поставок по ленд-лизу:
«… когда к нам стали поступать американская тушёнка, комбижир, яичный порошок, мука, другие продукты, какие сразу весомые дополнительные калории получили наши солдаты! И не только солдаты: кое-что перепадало и тылу».
«Или возьмём поставки автомобилей. Ведь мы получили, насколько помню, с учётом потерь в пути около 400 тысяч первоклассных по тому времени машин типа «Студебеккер», «Форд», легковые «Виллисы» и амфибии. Вся наша армия фактически оказалась на колёсах и каких колёсах! В результате повысилась её маневренность и заметно возросли темпы наступления».
«Если бы этой помощи не было, наши жертвы были бы ещё большими. Безусловно, она укоротила дорогу к Победе. Но, наверное, следует добавить: Россия всё равно бы выиграла Отечественную войну, поскольку она опиралась на более мощные объективные факторы, чем гитлеровская Германия».
 
Историк Борис Соколов, проведя скрупулезный анализ опубликованных ныне данных по производству во время войны, приходит к выводу: «… без западных поставок Советский Союз не только не смог бы выиграть Великую Отечественную войну, но даже не был в состоянии противостоять германскому вторжению, не будучи в состоянии произвести достаточное количество вооружений и боевой техники и обеспечить ее горючим и боеприпасами».

Он подкрепляет свои слова выкладками и цифрами. Из них следует, что

«поставки по ленд-лизу авиабензина, происходившие с августа 1941 г. по сентябрь 1945 г., в 1,4 раза превышали собственно советское производство»;
 
«почти половина железнодорожных рельсов, использованных на советских железных дорогах во время войны, поступила из США»;

«поставки по ленд-лизу превосходили общее советское производство паровозов в 1941-1945 гг. в 2,4 раза, а электровозов — в 11 раз» (известно, что США поставили около 2 тысяч паровозов – прим. автора).

«По ленд-лизу же было поставлено в общей сложности 11 075 вагонов, или в 10,2 раза больше советского производства 1942-1945 гг.»;

«западные поставки взрывчатых веществ достигли 53% от общего объема советского производства».

Поставки меди составили «около 82,5% советского производства … за время войны».

«Советская авиационная промышленность — основной потребитель алюминия, работала главным образом за счет западных поставок».

Б. Соколов приходит к выводу, что цифры по производству таких видов вооружений, как самолеты, танки и САУ (самоходные артиллерийские установки) завышены вдвое. С учетом этого, по его мнению, «доля западных поставок по боевым самолетам составит не 15%, как традиционно считалось, а около 30%, по танкам и САУ же доля возрастет с традиционных 12% до 24% от общего уровня производства в СССР в военные годы».

В военной и около военной литературе часто встречается суждение, что американцами поставлялась устаревшая военная техника, что бойцы РККА отзывались о ней скептически. Но вот Александр Покрышкин почему-то летал и сбивал «Мессеры» на «Аэрокобре».

Впечатляют масштабы поставок продовольствия. Если принять численность армии за 5 миллионов, то на бойца РККА пришлось почти по тонне (!) американского продовольствия.

Никто из ветеранов в своих воспоминаниях не обошел американской тушенки. Значение «Второго фронта», как американские мясные консервы называли солдаты, велико – благодаря им бойцы получали совершенно необходимый для жизнедеятельности белок.

О значении поставок автомобилей уже говорилось. Благодаря американцам Красная армия получила: джип Виллис, грузовики Додж и легендарный Студебеккер (в количестве 375,500 штук). Отечественные грузовики ЗИС-6 и Газ-АА (полуторка), который (по иронии) представлял собой лицензионную копию американского грузовика Форд модели АА образца 1930 года – не шли со  Студебеккером ни в какое сравнение. Помню их еще бегающими по улицам в 50-х. Мощный, высоко сидящий, с лебедкой впереди – он стал транспортом войны. Студебеккер таскал артиллерию. На нем устанавливались Катюши. Но главное, он позволял быстро перебрасывать войска, что давало огромное преимущество перед противником.

Студебеккеры шли через Иран (своим ходом), груженные другим полезными грузами и через Дальний восток – по ЖД.

Но поставлялись также станки и оборудование (всего на сумму в миллиард долларов, по сегодняшнему курсу – на 12 млрд. дол.).

Разность экономических потенциалов противоборствующих сторон, а к концу войны ВВП союзников превосходит ВВП оси уже более чем в 5 раз, стала сказываться и в успехах на театрах военных действий.

На каких условиях осуществлялись поставки? Закон о ленд-лизе предусматривал что

- поставленные материалы (машины, различная военная техника, оружие, сырьё, другие предметы), уничтоженные, утраченные и использованные во время войны, не подлежат оплате (статья 5);

- переданное в рамках ленд-лиза имущество, оставшееся после окончания войны и пригодное для гражданских целей, будет оплачено полностью или частично на основе предоставленных Соединёнными Штатами долгосрочных кредитов (в основном беспроцентных займов);

- в случае заинтересованности американской стороны, неразрушенные и неутраченные техника и оборудование должны быть возвращены после войны в США.

Из общего объёма американских поставок по ленд-лизу в 11 млрд. дол. (по курсу 1945-го года, или 132 млрд. по сегодняшнему) СССР, а затем Россией было признано и частично оплачено 722 млн. дол., или около 7 %.

Общим местом стало обвинение союзников в затягивании открытия второго фронта.
 
Начнем с того, что у них (союзников) в 1941-ом просто нет сухопутных армий. У Англии и США имеется военный флот, а вот с другими родами войск плоховато. Их еще предстояло создать. Т.е. произвести вооружения, рекрутировать и обучить войска.

Генерал Патон первые учебные маневры проводил с муляжами танков из фанеры.

Однако, союзники все годы войны, начиная с 41-го, ведут действия против немцев.
Авианалеты на промышленные центры Германии, заставляют Гитлера перебросить значительную часть самолетов с Восточного фронта на защиту неба фатерлянда.

К концу войны борьба  с авиацией союзников становится главным делом Люфтваффе. Но противостоять массированным налетам и бомбардировкам они не в состоянии. Хроника красноречиво говорит о том – от многих немецких городов остались лишь руины.

Авиация союзников уничтожит мощности по производству авиабензина (синтетического), так что к концу войны самолетам Геринга нечем заправляться.

Гитлер вынужден осуществлять строительство подводных лодок в больших количествах для борьбы с флотами США и Великобритании. На что уходили дефицитные сталь и другие материалы, отвлекалась оборудование и квалифицированная рабочая сила.

Компания в Северной Африке в 1940— 1943 гг., где действует 8-я британская армия генерала Монтгомери и американские войска под командованием генерала Эйзенхауэра, завершается полным разгромом и капитуляцией итало-немецкие войск (Роммель).

Высадка союзников в Италии в сентябре 1943-го и их продвижение с юга на север вдоль Апениннского полуострова, заставит Гитлера перебросить значительный контингент войск с Восточного фронта на Западный. Так что Курская битва (июль – август, 1943) станет последней крупномасштабной наступательной операцией немцев на Востоке.

В первые годы войны Гитлер держал 75% своих сухопутных сил на русском фронте, к 1944-му в России остается лишь 60%.