О моих любимых...

Елена Щеглова
                Моя бабушка Нюра.
        Я вспоминаю ее особенно часто, потому что сейчас много говорят о 70-ой   годовщине Победы, пишут  открытки Обаме с приглашением приехать на Парад.  Средства массовой информации наперебой размещают информацию на эту тему.
         Моей бабушке Сталин был ВСЕМ. Какую войну выиграл, а ему культ пришили….    Бабушку мою почти никто не звал Анной Ивановной, всегда Анюта, Нюра или Креска.               
     Бабушка, моя мама и старенький полуслепой дедушка сначала жили в полуподвальном помещении на Домниковке. Так выгнали нас из дома, теперь там суд. А дедушка художник был, толку от него никакого. Рисовал Париж, Сену, поля с лавандой…. Кому это нужно?!  Другой, брат его – врач. Так это совсем другое дело. Всех лечил. 
       Бабушка вышла замуж и у нее родился сын Коля. Однажды,  в феврале месяце, Коленька был в школе, на уроке выяснилось, что тетрадку с заданиями  он  забыл дома. Гардероб был закрыт. И Коленька побежал домой раздетый.  Заболел менингитом. Тяжело промучившись умер. Погоревав, через пару лет в 1936 году родилась моя мамочка. Дедушка  совсем старенький был и слепой, чтобы мама моя не убегала и не терялась он клал ей в карман вязальные нитки и  так ощупывая их находил мою маленькую маму.  Бабушка никогда не отдыхала. С 5 лет она училась на белошвейку. Работала с тонкими тканями китайского шелка, расшивала, вышивала, кроила. Умела вязать, раскраивала   и перешивала  маме и мне всю жизнь. Увидев на улице, на картинке, в кино модный фасон могла подобрав ткани повторить этот же наряд. Отдыхающей она не была никогда. Если садилась, то обязательно с вязанием, шитьем или штопкой. Посуда мылась, перетиралась, белье подсиневалось синькой, крахмалилось, сушилось и гладилось до поздней ночи. Но и спать она не уходила  пока не подметет пол и не собирет все упавшие булавки.
      Мой дед пропал на войне без вести. Бабушка не получила похоронку. Она ждала его всю жизнь.  Всю жизнь надеялась на чудо. Дед воевал на Ладоге, был пулеметчиком. Очевидно,  его пулемет просто ушел под лед.

 Когда Сталин умер, бабушка рыла несколько дней. Это была потеря отца родного и как жить дальше и что теперь будет она не представляла.   Она собралась идти на   похороны Сталина, да соседи , теперь уже по коммунальной квартире,  еле уговорили ее остаться. Она хотела взять с собой на похороны Сталина мою мать.
      Во время войны бабушка работала на швейной фабрике и шила солдатам форму.  Перед окончанием школы, для моей мамы на выпускной вечер откуда-то ей удалось достать военный парашют и из этого шелка было сшито платье. Муж ее сестры подарил трофейное колье с перламутром. Это было богатство и я храню его где-то в недрах старой бижутерии.
        Какие же замечательные пироги и маковые рулеты пекла моя бабушка!!! До сих пор вкуснее мне не попадалось ничего. 
       Мне было пять лет, когда родители поехали отдыхать в Сочи, а бабушка повела меня крестить в храм на Чистых Прудах……Какой скандал стоял  в нашем доме, я даже не могу описать. Мой отец был коммунистом и секретарем парторганизации.  После этого случая год он не жил с нами…. Отлавливал меня во дворе и совал шоколадные конфетки Мишка на севере, Красная шапочка или  что-то в этом роде. 
         Потом все как-то поутихло и отец вернулся в семью.
         Стоило маме сказать, что мне надо купить сандалики   или сапожки стали маловаты, после пенсии бабушка тут же везла меня  в Детский Мир на Лубянку. Конечно, мне удавалось   выпросить к сандаликом  « хоть чего-нибудь еще»… Бабушка баловала меня. Никогда не ругала, не наказывала, но называла меня анчуткой., т.е. чертенком. 
       Бабушка была маленькая, худенькая и когда в старости шить  уже не могла , то мы покупали одежду в Детском Мире вместе. Бывало так, что носили одинаковые блузочки и детские пальтишки, мне красненькое, а бабушке синее.
       Бабушка иногда ходила со мной в кино на дешевые сеансы по  десять  копеек. Это были утренние фильмы. Точно помню, как на Сретенке мы посмотрели фильм балет с участием  Майи Плисецкой,  Меня до того поразил эти танцы , ее исполнение, что я конечно же  захотела стать балериной… 
           Не задолго до смерти  к бабушке в гости  заходила  Диана Верникова ( Дина Верни), она надеялась , что у бабушки остались хоть какие-то картины деда. Но при переезде в коммуналку, все было растеряно и выбрашено на помойку. Бабушке в подарок она оставила  маленькие шелковые перчатки и шелковые носовые платочки, чтобы дочка ( моя мама) росла с чувством прекрасного. Отцу   сказали об этом визите после того как он  однажды проговорился , что пил с Зоей Федоровой водку на вокзале, а Михаилу Шемякину он   подарил   складной ножик.   Отец утверждал , что с Шемякиным они общались в ГДР, но при каких обстоятельствах это было не знаю.   Могла бы рассказать и о своем отце, он участник Великой отечественной войны с 1943 года. Но это отдельная история.

                Отец.
        Он приписал себе годков и оказался на фронте в 1943 году.  Дошел до Берлина, в 18 лет стал коммунистом. 
       Когда я   дожила до изучения и конспектирования трудов В.И. Ленина в школе,   я спросила когда ж , мы, наконец будем жить при коммунизме и как все это будет ?  Отец  ответил примерно следующее:
       Все заводы, фабрики,  все колхозы, да и вообще все организации и предприятия в нашей стране так хорошо будут работать, что  у нас и станки передовые будут и наука и поэтому товаров в магазине будет полно. Не будет в нашей стране преступлений, не будет милиции, потому что всего будет много и воровать и обманывать будет не за чем. Люди будут больше увлекаться искусством и наукой. И еще мы сможем накормить половину населения   Латинской Америки  и половину Африки. На вопрос почему половину? Отец говорил, что есть еще Китай и Индия. Мой отец получил очень хорошее образование и прекрасно разбирался в политике, знал немецкий, читал   Гете и Шиллера в подлиннике, знал китайский язык. Помню его с огромной глиняной кружкой  чая ,  он сидит на диване  отхлебывает чай и листает словарь.  Понимаешь,  меня может спросить министр,  «что это значит», а обязан тут же без запинки дать ему точный ответ при переводе.   Словарей было полно, это были разные специальные термины. Отец был гуманитарий  и хотя он ездил каждое лето косить сено , помогая своему отцу, ремонтировал что-то,  люстру повесить или починить что-нибудь отец не умел…. Женечка, скажи сколько тебе надо денег, пригласи кого-нибудь, так всегда говорил он моей маме.   Про отца можно было сказать характер нордический и невозмутимый, трудоголик,  человек с  отличным  чувством юмора.
     Как правило, все праздники отмечали вместе с родней. Собирались бабушкины сестры с мужьями и их дети.  С одним из них, назовем его П.П. отец мой не ладил и они еле- еле выносили друг друга.   ПП считал, что в стране до сих пор нет порядка, много развелось лентяев и при Сталине порядка было больше.  Отец мрачнел и только желваки выдавали его состояние.
     На даче мы включали радио и слушали Голос и Эхо… родители тихо обсуждали новости.   В силу возраста я не очень понимала, что происходит, но понимала, не за то наши люди боролись и мечтали о каком-то другом коммунизме, чего-то другое хотели родители своим детям.
  Не было в нашем доме скандалов, разборок и выяснения отношений.   С тех пор именно это и есть для меня идеал мужчины. Мамочка была моложе отца на 9 лет и более эмоциональнее.
 
                Женечка.
 Мою маму звали Женечка. Сумасшедшая любовь моей  бабушки была направлена на мою маму. Она была единственным ребенком. Поскольку бабушка всегда хорошо шила и вязала , мама была одета как куколка несмотря на бедноту, в которой они жили. Поэтому, когда появился жених - фронтовик и коммунист, мой будущий отец,  все решили, что моей маме повезло.  Познакомились они зимой на лыжных  гонках, где оба принимали участие в своих командах.  В  семнадцать  лет она закончила медицинское училище и пришла работать медсестрой в  хирургическое отделение. Больше в ее трудовой книге не было никаких других записей.  Когда вышел фильм Карнавальная ночь, в котором Людмила Гурченко спела замечательную песенку про пять минут, моей маме было  двадцать  лет.  Бабушка сшила ей такое же платьице как у Гурченко и она была вполне счастлива.   Мама была влюблена в свою работу. С детства я слышала разговоры про гнойный перитонит, прободение язвы, резекцию и Институт   им. Склифосовского был мне далеко не чужой. Все родные, знакомые, знакомые знакомых и огромное количество неведомых  мне людей обращались к нам с просьбой: положи, покажи врачу, надо прооперировать срочно, достань, госпитализация  и я считала, что  это нормально. Теперь я понимаю, что только по дурости не пошла в медицинский институт и страшно об этом жалею.  Дома у нас была стерильная чистота. Ни пылинки, не соринки, всегда все было вымыто, начищено и блестело. Отец каждое утро надевал белые рубашки, и мама  каждое  утро отглаживала ему накрахмаленные воротнички.  Вообще утро у нас проходило анекдотично. Точно помню как в первом классе я  ела манную кашу, а отец  стоял  за моей спиной и заплетал мне косички. Сейчас в немолодой уже толстой тетке во мне трудно представить девочку с двумя косичками, что-то типы Лизы Арзамасовой из Папиных дочек.  Мама водила меня в музыкальную школу и вся семья радовалась, когда я неумелыми пальчиками выводила грустную песенку  «Из края в край  вперед иду….…. и мой сурок со мною»…, или  пьеску Д. Кабалевского  Клоуны. Надо заметить, что у меня была потрясающая учительница музыки Иванченко Лидия Анатольевна. Она настолько хорошо, кто мне относилась, что я старалась изо всех сил, чтобы не подвести учительницу. Мне кажется, что особого голоса у меня не было, но петь я просто обожала.  Я пела всегда, когда меня водили за ручку по улице, пред сном, когда ложилась спать… Мама   старалась, чтобы я росла образованным и культурным ребенком. Почти каждые выходные мы ходили-куда нибудь. Я обошла все музеи, была в театрах и на выставках. У мамы была знакомая, которая приносила билеты в театр… Не знаю как сейчас, а тогда в каждом театре на каждом спектакле сидел  медик.   Благодаря такой медицинской  халяве я посмотрела огромное количество спектаклей  , что смело могла бы поступить на какое-нибудь театроведческое отделение. Театр я полюбила.  Вышло, что у меня появился вкус к театру и искусству и в этом заслуга моей  мамы.
      Что ж теперь? Я осталась без родителей в  двадцать  лет…
      И всю жизнь храню добрую и светлую память о моих родителях…