Первый литературный опыт

Михаил Бортников
Осенью 1985 года, после трех лет работы вторым механиком в ремонтно-подменной команде, назначили меня стармехом траулера «Артек». Как раз после рейса на нем вторым, три года назад, я и попал в РПК.

За три года дважды мы работали в Лас Пальмасе по шесть месяцев. Более короткие заезды – по 2-3 месяца были в Йемен, в Перу, в Мозамбик и в Анголу. Хорошее было время.

Теперь же предстоял ремонт во втором СРЗ города-героя. Расположен был завод - теперь его уже нет - прямо в Одесском порту, войти в него можно было и из порта, и из парка Шевченко, прямо с пляжа Ланжерон. Место замечательное. Работал завод  с семи-тридцати утра, и нам приходилось строить свой рабочий день так же. Обычно я шел через парк, с утра получал удовольствие от пешей прогулки.

Стояли мы в заводе месяцев пять, наверное. Капитаном был Борис Леонидович Ромайский. После приемки дел в Ильичевске, у меня в тот же день начался сильнейший коньюктивит, три дня пришлось пробюллетенить, и он уже подумал обо мне нехорошо, но потом мы подружились. Перед постановкой в завод, «Артек» стоял в Ильичевском порту. Много было бумажной работы. Ремонтные ведомости составлялись, тут же обсуждались и резались начальством. Прихожу как-то домой с работы, как выжатый лимон.

Жена говорит:
- Особо не расслабляйся, сегодня в гости идем, у подруги день рождения.
- Сегодня не могу, Люда, устал, как собака.
Жена: – Не поняла. Как это ты устал? Всю жизнь говорил, что стармех ничего не делает!
Пришлось идти. Куда деваться? Сам виноват.

Перешли в завод, встали возле причала заводского. Вторым механиком мне интересного парня прислали. Лет тридцати, симпатичный, деловой. Как выяснилось потом, отец его занимал довольно высокую должность в КГБ, так не только ему место подготовили в Одессе, но и его жене тоже, она возглавила довольно известное предприятие. Ну, и сыну, конечно, тоже помогли. Так вот этот второй говорит мне следующее:

-  Иваныч, я через месяц ухожу в рейс на "Суператлантике". Так что мне вашу технику изучать смысла никакого. Вахту я, конечно, суточную стоять буду, это святое, а вот насчет работ… Ну, я тут явно временный, смысла нет мне вникать, а вам на меня надеяться. Давайте мне лучше задания по снабжению. Я после вахты еду в рыбпорт, в службу снабжения, обещаю, черта в ступе достану, все, что надо, пишите в заявку. Мне девочки ни в чем не откажут. Так и договорились

Пытался я в службе другого механика себе взять, и взял-таки Сашу Пестрякова, но – потом, через месяц. А снабжение наш второй доставлял на своей машине исправно, еще и тушенки достал, и сгущенки, и паштета. Тогда с этим трудно было.

И вот однажды попадает к нам на судно газета «Известия» со статьей собственного корреспондента Владимира Шмыгановского о тяжелой доле моряков торгового флота. ( Кстати, не случайный человек, он в юности Одесскую мореходку заканчивал). Почитали мы, посмеялись. Я-то шесть лет в пароходстве по распределению проработал, так что сравнивать мог. Пословицу "Рыбак - дважды моряк" не дурак придумал. Взял я газету с собой, вечером не спалось почему-то и, не знаю уж, что меня толкнуло, но написал я ответ на произведение известного советского очеркиста. Начал, помню так:

-  Уважаемый товарищ Шмыгановский! Большое Вам спасибо за статью. Вчера читали вслух ее всем экипажем рыбоморозильного траулера и горько плакали. Как же им, бедным морякам достается! – ну, и так 12 страниц подряд.Утром, действительно, вслух, прочитал свое письмо экипажу и попросил подписаться. Подписались все, кроме капитана (ему "коллективки" не положено подписывать и первого помощника (это естественно). Послал я это письмо и забыл.

Но через месяц, примерно, получил я ответ. Я – потому, что моя фамилия первая в списке была. Вычислили автора!
- Уважаемый товарищ Бортников! Ваше письмо о состоянии дел на флоте рыбной промышленности (Во как!) переслано в министерство рыбной промышленности.

А уже перед отходом в рейс, когда мы у стенки в рыбном порту стояли, пришло письмо и оттуда. Начальник отдела труда и зарплаты министерства рыбного хозяйства СССР госпожа Шаповалова написала мне, что кое в чем она со мной согласна, но меры уже приняты. А вопросы оплаты труда в принципе различны с теми же в министерстве морского флота. И я неправильно понимаю то-то и то-то. В общем, покороче моего письмо, но тоже длинное, страницы на три. Так что с отписками в Советском Союзе все было нормально. А для меня это письмо стало первым литературным опытом. Воодушевленный, я дважды слал критические письма в многотиражку объединения "Антарктика".

Так, может быть, неправильно я говорю, что писать начал два месяца назад? У меня, ровно тридцать лет стажа? Впору юбилей отмечать!