Вот это по королевски!

Николай Калмыков
        Прозванный в будущем Северным Львом,  шведский король Густав II Адольф (19.12.1594 - 16.11.1632)  занял трон в неполные 17 лет - после смерти отца. Вместе с троном он вынужден был унаследовать сразу  две войны – с Данией и Польшей, да в придачу продолжать в России военную интервенцию,  дабы помешать Польше установить над ней свой контроль. Не вдаваясь в подробности государственной и военной деятельности шведского монарха, отметим, что в мировой истории его имя стоит в одном ряду с теми, чьи имена значатся под ореолом  выдающихся военачальников всех времен. Даже такие знаменитые личности как немецкий военный теоретик Карл фон Клаузевиц и великий полководец Наполеон Бонапарт превозносили Густава Адольфа над всеми остальными мировыми  военачальниками.

        К этой краткой характеристике шведского короля, пожалуй, стоит добавить еще и то, что он первый в мире создал практически профессиональную армию, с которой одержал ряд блестящих побед в Тридцатилетней войне, был прекрасно образован (свободно говорил по-немецки, голландски, французски, итальянски и латыни, был хорошо знаком с русским и польским языками), увлекался математикой и историей, основал университет в Тарту. Нельзя не упомянуть также и такой любопытный штрих, имеющий отношение к нашей отечественной истории: кандидатура Густава рассматривалась на русский престол: ее выдвигали в 1611 новгородские бояре, а затем второе русское ополчение – в противовес польским претендентам. И есть в биографии Северного льва один, единственный в своем роде, факт, не имеющий прямого отношения ни к государственной, ни  к военной сфере деятельности. Тем не менее он остался в истории - как пример человеческой порядочности и высокой нравственности.               


        Густав Адольф, наряду с другими монархами той поры, энергично запрещал дуэли и строго преследовал дуэлянтов. Но однажды случилось так, что он грубо оскорбил офицера своей армии полковника Скатона. Не имея возможности ни ответить, ни вызвать самого короля, полковник сделал  единственно возможное в его положении - подал прошение об отставке и  демонстративно покинул королевство. А у самой границы офицера догнала  кавалькада всадников во главе с монархом. Король остановил Скатона и в  присутствии всего окружения выразил сожаление о совершенном поступке и  попросил прощение. Однако полковник примирения не принял и продолжал  свой путь. Вслед за ним последовал и монарх со свитой. А когда граница  осталась позади, король вновь подъехал полковнику и протянул ему  пистолет со словами: «Здесь, где кончается мое королевство, Густав Адольф уже более не король, и здесь, как честный человек, я готов дать удовлетворение другому честному человеку».
         Такая вот история. Не известно, дошло ли дело до оружия или нет. Но обратный путь Скатон находился в свите монарха.