Тост

Гогия Тер-Мамедзаде
Эта история произошла в небольшой деревушке, расположенной возле подножья самой высокой горы Кавказского хребта в наших местах. Ее мне поведали старики, которые услышали ее в младенчестве от своих столетних дедов .
Жила в этой деревне семья, которой Бог послал ребенка. Единственного. И рос тот мальчик послушным сыном, во всем следуя воле отца и матери. Пройдя все доступные его любознательному вниманию природные науки, он стал незаменимым помощником в семье, с ранних лет сопровождая отца на высокогорные выпасы их отар.
И вот настала пора, когда его престарелый отец отправился в долину предков, оставив безутешную вдову и все хозяйство на его попечение.
Прилежно следуя отцовским наставлениям, молодой глава семейства в короткий срок приумножил нажитое отцом. И вскоре подошел ему срок женится.
Сосватала ему престарелая мать через дальнюю родню достойную пару. Из знатного, но обедневшего рода. Только вот беда- жила та семья высоко в горах за дальним перевалом. Одолеть такую дорогу мать была не в силах. И тогда они решили, что жених сам отправится просить руки прекрасной девушки.
Взяв полагающиеся подарки отцу невесты, матери, сестрам и ее братьям, отправился юноша в дальний путь.
Сколько опасностей, сколько тревожных событий и сколько смертельного риска пришлось ему преодолеть- надо говорить отдельный тост. Я же лишь скажу, что к вершине, где жила его невеста вышел он не юношей, а настоящим мужчиной.
Войдя в дом, он поприветствовал хозяев, как того требовали правила и , соблюдая все обычаи гор, в тот же день была совершена помолвка между молодыми людьми. Учитывая, что жених был из дальних мест, свадьбу решили ускорить и в спешный срок подготовили праздник, созвав гостей из окрестных сел.
Когда же наступила первая ночь,в которую молодых впервые оставляют наедине, то он наконец увидел лицо своей суженой и обомлел от просто неземной красоты девушки.
Но была в ее красоте и небольшая черточка, свойственная всем представителям ее высокородного семейства – холодная надменность. Ее не волновали, в отличии от отца, многочисленные стада супруга. Не тронула ее и его пылкая речь о ее красоте, которой она сама знала цену. И которую она считала не очень достойным дарить простому, пусть и состоятельному, безвестному селянину из низины.
-Докажи мне свою любовь- тогда я отдам тебе свою девичью красу.
- Что я могу сделать для моей любимой?- воскликнул горячий юноша
И красавица загадала желание
И джигит выполнил его. Через три дня он внес в опочивальню любимой шкуру огромного снежного барса. Красавица проверила, что на шкуре не было следов удара ножом и он был честно задушен руками ее супруга.
-Выполни второе желание- загадала непреступная дева
-Все, что в силах сделать человек- проси, ненаглядная моя,- пылко воскликнул джигит.
И через неделю он достал из-за пазухи яйцо, из которого некоторое время спустя вылупился птенец настоящего горного орла, обитающего только у самой вершины и вьющего гнезда в самых неприступных и скрытных местах.
-Что ж, ты доказал мне свою любовь. Теперь я хочу, чтоб ты доказал мне свою преданность.
-Я выполню любое твое желание,- произнес мужчина, глядя в прекрасные глаза любимой.
-Я хочу, чтоб ты подарил мне свое сердце. Я буду хранить его и свою верность тебе до скончания дней.
-Прощай,- только и сказал настоящий джигит и молнией сверкнувший клинок рассек его грудь. Твердой рукой вынул он свое сердце и протянул его непреступной гордячке. И рухнул бездвижен к ее  ногам.
Но обманула красавица.
Засмеявшись такой наивности, она выбросила еще теплое сердце юноши в пропасть. А сердце, ударяясь об уступы скал, разбилось на сотни осколков, осыпавшихся в ущелье внизу у подножья горы.

  Услышав о произошедшем горе, мать-старуха собралась в дорогу.
Долго ли, коротко, но она пришла к подножью той горы и нашла то ущелье.
 
Прошел год.
И в местах, куда упали те осколки выросли невзрачные кусты. С колючим, непреступным стеблем. А на стеблях вызрели необыкновенной красоты ягоды, по форме похожие на сердце. Сплошь состоящие из сотни собранных вместе осколочков.
В наших краях эти ягоды зовут ширин уряк- сладкое сердце. А  еще ее называют малина
 
   Мать бережно собрала ту необычную ягоду и, принеся  в родные края, раздавала их семена всем молодоженнам в  окрестностях. И так эта "ягода любви" распространилась вскоре по всему свету, потому, что любящих сердец на свете больше, чем черствых.

 Этот бокал я хочу выпить за наши плодородный долины, щедрые горы и благословенные небеса, дарующие нам свет и воду. Я хочу пожелать, чтобы и впредь Создатель держал над нами свою руку заступника и Вседарителя, да будет благословен он вовек
А еще я хочу пожелать всем нам, чтобы собираясь за пышным и богатым столом , мы, благодаря Всевышнего, всегда, когда хозяева ставят на стол эту чудесную ягоду, вспоминали о наших близких. И старались, хоть чуть-чуть, хоть самую малость, размером с самую малую частичку этой ягоды, сделать их жизнь слаще.
И последние мои слова хочу чтобы вы выслушали стоя:
Только материнские руки могут лечить наши сердца. Да продлятся их дни и да прибудут они в силе всю нашу жизнь
Дарите чаще любовь своих сердец своим близким и родным – это продлевает их дни лучше всякой молитвы.
Ищите свою Любовь, найдите свою Любовь и дорожите своим любимым человеком, как самоею жизнью
Сагламлыг! Саголсун !