Японцы и андижанцы

Владимир Микин
Когда я увидел на стройке металлургического завода, что мы сооружали в Алжире,  котлован, вырытый под фундамент конвертерного цеха, то  не сразу сообразил, что это такое: до того непривычно он смотрелся. Дно огромного котлована было гладким и ровным, как бильярдный стол, и на этой поверхности в правильном порядке были расставлены какие-то небольшие агрегаты.
 
- Что это там расставлено? – спросил я у коллеги, уже полгода  работавшего здесь, на строительстве.

- Водоотливные электронасосы, - ответил он. - Цех будут строить японцы,  сейчас дождей нет, но японцы выставили свои насосы заранее,  чтобы,  когда дожди начнутся, насосы автоматически включались  и выключались, откачивая воду из котлована.

Позднее на небольшом и уже не столь ухоженном котловане под какое-то наше сооружение мы тоже поставили насосы, - те, которые нам прислали из Союза. Это были «андижанцы» - солидные по размеру и уродливые  агрегаты с массивным красным маховиком, работающие на солярке, выдающие с адским  грохотом черные выхлопы при заводке и громко тарахтящие при работе.

Однажды японцы шли на работу мимо нашего котлована и остановились, чтобы подивиться на появившееся там чудо техники. Мой механик, которому было поручено обслуживать «андижанцы», рассказывал, что было дальше.

«Подхожу я, смотрю, японцы в новеньких своих красивых спецовках окружили наш чудо-насос, и явно гадают, что бы это могло быть. Ну, думаю, вот темные люди! Алжирский машинист, -  и то сразу признал агрегат: «А, говорит, я знаю, что это такое. Мой дед в тридцатые годы на таком насосе  грязь откачивал».  А эти -  затылки чешут и галдят по-своему, - видно версии разные выдвигают.

Я подхожу,  вежливо так говорю, - а ну-ка, камарады, подвиньтесь, - и начинаю маховик раскручивать – насос заводить. Насос как даст первые выхлопы с черным дымом!  Японцы – как прыснут врассыпную через грязные  лужи,  - видно, никак не ожидали такого эффекта и,  не иначе,  - решили, что чудище взорвалось, и конец, вероятно, пришел отважному русскому машинисту. Я им рукой машу, улыбаюсь, - дескать,  все в норме, не трусьте, самураи, подходите ближе. Они еле оклемались, постояли вдали, тоже поулыбались из вежливости, однако приближаться не стали и пошли своей дорогой. Долго еще галдели, - видно, впечатлениями делились».

Потом, уже в Краснодаре, я услышал рассказ нашего водителя о том, как приехавшие к нам японцы оценили его автобус  «Кубань», выпускавшийся некоторое время местным заводом. Заводские конструкторы, не мудрствуя лукаво, пристроили на шасси ГАЗ-52 деревянный кузов. Представить достигнутый уровень комфорта в этом автобусе очень просто тем, кто хоть раз совершал поездки в кузове обычного  грузовика.
 
Кому-то из местного начальства пришло в голову, -  вероятно, из-за отсутствия более комфортабельного транспорта, -   предоставить именно «Кубань» приезжим японцам для поездки по городу. Наш водитель, гордый тем, что перевозит иностранцев, в конце поездки спросил японцев через сопровождавшего их переводчика, как им понравилась его «ласточка».

-  Хороший автобус, - сказал один из  японцев. – Сам делал?