Что такое пауперизация?

Адилет Аким
 Когда речь идёт о пауперизации, мы имеем в виду не пауперов в буквальном смысле. Речь идёт о всеобщих процессах деградации человека, деградации его духовности, морали, нравственности, чего не может остановить ничто и что ни в коей мере не связано с сознанием и волей индивидов, а зависит от общественных процессов, в которых находятся люди. Индивид, на которого распалось общество,  миллионы изолированных людей, в отдельности неизмеримо малая частица по сравнению с обществом и государством. Индивид как отдельный человек бессилен против общества и государства. Но если учесть, что изолированный индивид – это миллионы и миллионы людей, то это говорит о бессилии всего общества против процессов распада. Отсюда и реальность саморазрушения человека в его одиночестве и его бессмысленном стремлении к его собственному благу. В этом положении он пытается просто выжить, используя других. В этом смысле пауперизация объективно есть ограничение эгоистических стремлений людей, отсюда – парализация их деятельности в этом положении. Жить ради самого себя – этот принцип уже разлагает мир. Современный мир, даже не желающий бороться с этим явлением, просто не располагает какими-либо средствами борьбы с этим явлением и поэтому предоставило его самим людям, чтобы они поступали, как им заблагорассудится. Всем откровенно заявляя: хочешь – живи, хочешь – нет. Человеческие проблемы, стало быть, должны решить люди сами. И они должны научиться мыслить человеческими понятиями, заменив ими вещные понятия, которые сейчас руководят их жизнью, получая свое выражение в деньгах – во всеобщем богатстве.
В реальной жизни мы имеем дело с внешними отношениями между людьми и связанными с ними с чисто внешним выражением их личности, в котором внутренние связи между людьми разрываются. Отсюда и полное безразличие, обусловленное разложением прежних отношений и связей. Отсюда и его апатия и глухота. Они являются результатом того, что в отношениях между людьми сегодня нет устойчивых, прочных связей, где всякие формы их объединения неизбежно принимают временный характер, не успев сложиться, упрочиться, где сын не повторяет отца, дочь – мать. Поэтому чаще всего мы только посредством своего воображения создаём то, чего нам не достаёт и в чём мы ограничены и нуждаемся внутренне, еще не понимая, что оно есть  и не отдавая себе отчета в происходящих изменениях. Отсюда и идеализация Запада и его устройства, будто превосходящего нас и налаженного и прочного по сравнению с нашим аморфным состоянием. Но это – экономическая точка зрения, уже оставшаяся в прошлом и которая уже не играет главную роль в жизни людей и на западном полушарии.
С точки зрения личности мы имеем другую картину, которая создаётся со стороны индивидов и реальных взаимоотношений между людьми и того, что в действительности происходит с людьми и с их отношениями друг с другом и каковы они не только в нищете, но и в сказочном богатстве.
В первом случае мы имеем дело с видимостью, с чисто внешним проявлением более глубоких содержательных процессов. И в этом внешнем проявлении нет ничего, кроме потребления и производства, купли и продажи, кроме коммерции и бизнеса и т. д. И люди здесь предстают в виде неких групп и слоёв и т. д. Следовательно, здесь нет вообще никакой логики в развитии общества, кроме его старого экономического видения, в котором нет и противоречия общества, и поэтому всё представляется в беспорядочном виде. А противоречия же развития личности еще не осознаны. Мы видим только хаос, в котором все закономерности нарушены и мир представляется в беспорядочном состоянии. Ведь вся суть как раз в том и состоит, чтобы вскрыть противоречия развития общества, которые как раз скрыты за названным расслоением. Отсюда и его распад. И поскольку основное противоречие общества не выявлено и не устранено, мы скользим на поверхности и блуждаем в беспорядочных отношениях, которые как раз распадаются. Отсюда и хаос, который углубляется как результат распада. Отсюда и умственная дерадация.
С точки зрения индивидов всё представляется в обратном виде, и мы видим реальные противоречия общества, которые его свёртывают, парализуют. Сегодня кажется загадочным даже сам факт распада некогда мощного и гигантского экономического организма, созданного социализмом. Эта могущественная держава сегодня разъединилась и превратилась во множество разрозненных жалких государств. Речь идёт о том, чтобы остановить распад и упорядочить мир на новой основе, которая как раз развивается стихийно. И эти противоречия общества выливаются в преступную деятельность людей и принимают различные формы их действий, имеющих разрушительный характер. И ошибаются те, кто считает, что мир могут сотрясать социальные конфликты и народные выступления и что они, как и на предыдущем этапе, могут служить принудительной социальной силой, способной упорядочить общество через социальные революции. И дело здесь не в том, что все это исключено. Дело в том, что все они уже не выступают средством коренного разрешения общественных проблем по уже известным нам причинам.
И трудно сказать, что можно преодолеть всё это, просто насытив людей и дав им много жизненных благ, что, конечно, невозможно при существующей системе отношений людей. Отсюда и рынок является не чем иным, как результатом этого распада, который,  в свою очередь,  углубляет расслоение, обособляя людей и превращая всех в великих эгоистов. Каждый здесь просто старается выжить, не обмениваясь друг с другом результатами своей деятельности, а открыто и нагло используя друг друга, обнаруживая при этом удивительную изобретательность в обмане и разных мошенничествах. И в этом суть рынка. Мы это выразили одним словом: “делание денег”. Отсюда рынок для нас – это период господства делания денег и стихийного становления человека в рамках денежных отношений. И самая глубокая сущность этого движения состоит в том, что люди формируют свои отношения сами, строя их  по "правилам" рыночной экономики, которые как раз и обращены против каждого из них и поэтому противопоставляют их друг другу.  Это и есть то объективный путь, который и ведет всех к деградации. И если мы сегодня видим лишь часть населения, опускающихся на этот уровень, то это свидетельствует, что оно является не концом, а началом этого процесса всеобщего духовного обнищания.