Последний приют поэта

Татьяна Шмидт
 

 Утром  следующего  дня  продумываю  свой  маршрут: куда пойти,   что посмотреть еще в Петербурге.  И сразу возникает желание  посетить музей квартиру  Пушкина на Мойке 12.
 
 После завтрака закрываем комнату на ключ  и  выходим на улицу, через несколько минут переходим  горбатый мостик   и   выходим   на  набережную Мойки. Но мы находимся  в  конце,  а нам  надо ее начало.  Идем пешком,    улица кажется бесконечной,   наконец,   мы у цели  -   вот это здание.  Сколько лет отражается оно в  этой  темной  задумчивой воде? 
 
Я стою у ажурной решетки и смотрю на Мойку, закованную в гранит.  Представляю, как Александр Сергеевич  выходил из дома  здесь с  тросточкой  и вел детей в  кондитерскую Вулфа и Беранже  на Невский проспект  поесть любимых пирожных.
 
Еще раз  читаю   табличку, открываю  эти  заветные    двери,  и  мы  входим в последний приют великого поэта.
Меня охватывает волнение. Скоро я  увижу квартиру гения!  Но попасть в музей мне удается чудом – сегодня экскурсии проводятся для иностранцев. Большого труда мне стоит уговорить  кассира  пустить и нас. Купив билеты,  я   вхожу сюда  с благоговением -  здесь жил и творил Пушкин…
 
 Здесь  всего за сто дней до смерти окончил свой большой труд -  повесть  « Капитанскую дочку». А сколько бы еще написал!   Мысли хаотично возникают   в голове в  этом святом для меня месте, пока поднимаемся по лестнице. Я так давно хотела попасть сюда!
 
Нас проводят в кабинет Поэта.  Здесь обитала  его Муза.  Я вижу   много  книг, они свидетели его вдохновения,  его радости и смерти. Пушкин любил читать, он вообще был  разносторонне образованным человеком своего времени. Вот портрет Василия Андреевича Жуковского, который так его любил.   А это  стол,   за которым   поэт   писал,  на столе   бронзовый колокольчик для вызова слуги,  чернильница с фигурой арапчонка,  перо  с   засохшими на  кончике  чернилами,   камин, затейливые  часы то ли с нимфой, то ли с богиней, показывающие дату его смерти, на них  2 часа 45 минут…

   Какая это была потеря для России в тот черный день!
А в квартире толпятся,  как и во всех знаковых местах,   иностранцы, фотографируют всё и вся, тихонько переговариваются на своем языке. На них наушники с переводом.   Экскурсовод  – пожилая элегантно одетая дама с сильным звучным,  голосом ведет  нас из кабинета в детскую и говорит, что когда Александр Сергеевич работал, а дети шалили и шумели, он плотно прикрывал дверь.
 
  В детской  на ковре лежат игрушки,  среди них вижу кривую сабельку – впечатление такое,  словно   дети  только что ими поиграли и вышли с няней  погулять.  Почему-то на цыпочках выхожу отсюда в спальню, там  старинный   трельяж,    на нем два  изящных хрустальных  флакона из-под духов,  раскрытая книга   и  свечи в красивых высоких подсвечниках.
 
 Экскурсовод  вдохновенно  рассказывает о Пушкине, о его кончине,  показывает  жилет,  в котором он был на роковой дуэли,  приводит интересные факты  биографии  поэта. Я многое знаю о нем, но послушать её – хранительницу последнего приюта  гения,   всё равно  очень  интересно.   Ксюша тоже притихла и внимательно смотрит и слушает.   Как полезно для ее детской   души   побывать здесь! Она обязательно запомнит этот день своей жизни.
 
 По окончании экскурсии выходим во двор и еще долго стоим перед скульптурой Поэта.  Ухожу со светлым чувством – мне удалось побывать здесь!  Медленно идем  по набережной Мойки,  переходим снова горбатый  мостик, под которым лениво плещется темная вода, на душе светло, как никогда.