И танки пошли в бой...

Евгений Петров 5
Одним из успешных научно-практических решений в годы войны учеными Ленинградского текстильного института стало изобретение запалов для бутылок с горючей смесью. Эти бутылки были одним из средств борьбы с фашистскими танками в начале войны.

 Солдаты, укрывшись в окопах, забрасывали ими вражеские машины. Но прежде, чем метнуть бутылку, приходилось зажигать прикрепленную к ней специальную длинную спичку. Огонь демаскировал укрытие бойцов, особенно ночью. Нередко случалось, что встречный ветер гасил спичку, а в сырую погоду она становилась совсем не пригодной. Нужно было усовершенствовать этот вид оружия.
В октябре 1941 года ученых-химиков пригласили в Смольный.

– Армии  нужны такие запалы, которые действовали бы безотказно, при любой погоде,- сказали представители штаба Ленинградского фронта. Член Военного Совета А.А.Кузнецов добавил, что изготовлять их нужно из материалов, имеющихся в блокадном Ленинграде. Сразу же в вузах Ленинграда ученые приступили к работе. Спустя несколько дней в Ленинградском текстильном институте им.С.М.Кирова была разработана специальная ампула-запал.

 Ее авторов – Е.С.Роскина, Н.И.Труевцева, П.А.Якимова – пригласили на полигон, чтобы испытать новинку. Туда же был доставлен вражеский танк, подбитый на фронте. “-Вы изобрели, вы и
покажите, как действует новое оружие,”- предложил представитель штаба фронта. Е.С.Роскин бросил бутылку с горючим, в которой спичка была заменена ампулой – новым самовоспламеняющимся запалом, который сразу поджег танк. Новая ампула была принята на вооружение, далее требовалось немедленно организовать массовое ее производство. При активной помощи Куйбышевского райкома партии и его секретаря Н.В.Лизунова в институте буквально за сутки химические лаборатории превратили в мастерские для производства стеклянных ампул.(стеклодувные). Для работы в них привлекали оставшихся в городе девушек-студенток.

 Свыше 200 студентов, лаборантов, преподавателей института в условиях голода, холода, непрерывной бомбежки и артобстрела работали по 10-12 часов в сутки. Каждый день фронт получал от них свыше 20 тысяч запалов. Ввиду большой потребности фронта спецлаборатория организовала свои филиалы по выпуску запалов в Университете, Педагогическом институте им.Герцена, в Институте связи и других организациях. Горючее для бутылок – бензино-керосиновую смесь изготовлял Ленинградский ликеро-водочный завод.

 
Однако зима 1941-42 годов поставила перед изобретателями запалов еще одну сложную задачу: В сильный мороз бутылки с огнесмесью отказывали в действии, замерзала жидкость, необходимая для действия запала. Спецлаборатория разработала специальную добавку к огнесмесям, давшую возможность пользоваться бутылями при любых, самых суровых климатических условиях.
 
Другой проблемой блокадной зимы 1941 года в осажденном Ленинграде была острая нехватка антифриза – незамерзающей смеси для транспорта и танков. Пришлось остановить танки и другие виды бронетранспорта. Танки зарывали в землю, чтобы использовать их в качестве дотов.
- Попробуйте найти заменитель антифриза из имеющихся недефицитных материалов – такое задание дали ученым института в штабе Ленинградского фронта.

Задача по созданию нового антифриза была полностью и в кратчайший срок решена все той же спецлабораторией Текстильного института. В одном из актов хранящихся в архиве института, имеется подробная запись об испытаниях новой смеси, заменившей антифриз. Она испытывалась на танке БТ-7 и получила высокую оценку танкистов. Приказом по тылу Ленинградского фронта от II ноября 1941 года Е.С.Роскину, Н.И.Труевцеву, Б.Б.Васильеву были объявлены благодарности.


  В самом конце 1941 года в блокадный город пришла новая беда: кончились запасы бензина. Изможденные голодом и холодом сотрудники спецхимлаборатории ЛТИ им.С.М.Кирова под руководством профессора Б.Б.Васильева и доцента Е.С.Роскина изобрели способ превращения имевшейся в городе в большом количестве одной из разновидностей парфюмерного сырья – пихтового масла – в синтетический бензин. В начале 1942 года на улицах Ленинграда запахло душистыми маслами. Мало кто знал тогда, что это шли на фронт бронемашины и танки, заправленные пихтовым маслом.
В своих воспоминаниях в книге “ Огнем и тараном” Ф.К.Румянцев, бывший комиссар 61-й отдельной танковой бригады, освобождавшей от блокады Ленинград, пишет: “водители боевых машин не подозревали,
каким необыкновенным горючим заправлены их двигатели. Когда перед боем я рассказал обо всем этом танкистам, один из них, Иван Рассомахин, снял шапку и сказал: “Я бы ноги поклонился этим людям.”

В спецлаборатории института под руководством Е.С.Роскина был разработан способ очистки отравленного неприятелем ректификата.
Спецлаборатория практически решила и ряд других проблем, важных для обороны города: изобретение специального антисептического состава, который на холоде и без мыла в походных условиях помогал в частях, госпиталях поддерживать чистоту и противостоять самым заразным заболеваниям; изобретение и выпуск заменителя керосина и низкозастывающего масла, предназначенных для авиапромышленности; были разработаны мази, предохраняющие от обмораживания.


Под руководством профессора В.В.Яновского были изобретены и выпущены заменители пищевых продуктов из хлопка, линта, костры и лубяных материалов, которые в самые тяжелые для голодного Ленинграда дни добавлялись в хлеб.