Федоров Иван Евграфович

Олег Каминский
Родился  23  февраля  1914  года  в  городе  Харьков  (Украина)  в  семье  рабочего.  Русский.  С  1918  года  жил  в  Луганске.  В  1921-1927  годах  беспризорничал.  Окончил  5  классов  в  1928  году,  а  в  1929  году  Луганскую  лётно-планёрную  школу  Осовиахима.  Работал  слесарем-инструментальщиком,  машинистом  маневрового  паровоза  на  паровозостроительном  заводе  им.  Октябрьской  революции  в  Луганске.  В  1930  году  окончил  вечерний  рабфак  при  Донецком  институте  народного  образования,  а  в  1931  году  -  школу  ФЗУ. 
Учился  в  Луганском  педагогическом  институте,  но  прервал  обучение,  в  связи  с  призывом  в  армию.
В  РККА  с  21  февраля  1932  года. 
Окончил   Ворошиловградскую  военную  авиационную  школу  пилотов  в  1932  году.
В  звании  лейтенанта  командовал  звеном  в  35-й  истребительной  авиационной  эскадрилье  56-й  истребительной  авиационной  бригады  Киевского  военного  округа.
Участвовал  в  национально-освободительной  войне  в  Испании  с  31  мая  1937  года  по  28  января  1938  года  в  качестве  пилота  истребителя  И-16. 
Имел  псевдонимы  «Хуан»  и  «Капитан  Жан»  (или  «Жуан»).
21  августа  1937  года  получил  легкие  ранения  лица  и  руки  в  аварии  при  посадке,  но  вскоре  продолжал  вылетать  на  боевые  задания.

     «…Мы  сидели  в  кругу  летчиков  и  говорили  о  мужестве,  бесстрашии,  героизме.
     -  Маневры  были  в  том  году  очень  сложные,  -  начал  свой  рассказ  24-летний  летчик  Н-ской  авиачасти  Иван  Евграфович  Федоров.  -  В  них  участвовали  большими  массами  все  виды  оружия.  Меня  и  еще  одного  товарища  прикомандировали  к  эскадрилье  бомбардировщиков,  которая  разместилась  на  небольшом  аэродроме  недалеко  от  моря.  На  рассвете  неожиданно  пришло  известие,  что  группа  бомбардировщиков  «противника»  направляется  бомбить  наш  аэродром.  Мы  взлетели  навстречу  «неприятельской»  эскадрилье  и  быстро  набрали  высоту.  После  недолгого  полета  я  заметил  внизу  автомашину.  Фары  ее  тускло  блестели.  Она  двигалась  в  сторону  нашего  аэродрома.  Но  почему  фары  так  широко  расставлены  у  этого  автомобиля?  -  мелькнула  мысль.  Нет,  это  не  автомобиль,  а  самолет,  и  решение  возникло  молниеносно.
     Самолет  «противника»  шел  вдоль  моря.  Я  знал,  что  скоро  начнется  открытое  пространство,  на  котором  можно  будет  дать  «бой».  На  это  пространство  мы  вылетели  одновременно.  Но  я  был  выше  самолета  «противника»,  и  преимущество  было  за  мной.  Я  сверху  атаковал  «вражеский»  самолет  и  вскоре  заставил  его  снизиться.  Покончив  с  одним,  я  пустился  на  поиск  остальных.   
     Где  их  искать?  Пилоты  «противника»,  конечно,  давно  меня  заметили,  и  теперь  будут  стараться,  во  что  бы  то  ни  стало  сбить.  Я  решил  обмануть  «противника»  и  уйти  к  морю.  -  Не  подумают  же  они,  -  сказал  я  себе,  -  что  сухопутный  истребитель  рискнет  уйти  в  море. 
     Несколько  минут  я  кружился  и  вдруг  увидел  на  воде  тень.  Она  то  останавливалась,  то  быстро  передвигалась  по  воде.  «Вражеский»  самолет  был  где-то  близко.  Я  решил  атаковать  его,  зайдя  ему  в  хвост.  Нападение  было  совершенно  неожиданно.  Пулеметы  работали  безотказно…
     Посредники  зафиксировали  в  эту  ночь  два  «сбитых»  мною  самолета…»
     (Из  газеты  «Правда»,  19  августа  1938  года)

Всего  в  Испании  произвел  более  150  боевых  вылетов,  лично  сбил  2  самолета.
После  возвращения  из  Испании  продолжал  служить  в  Военно-воздушных  силах.
В  1939  году  окончил  Высшие  офицерские  авиационные  курсы  в  Липецке,  и  с  1940  года  стал  работать  летчиком-испытателем. 
С  ноября  1940  года  по  февраль  1942  года  был  в  Китае  начальником  лётно-испытательной  станции  и  лётчиком-испытателем  авиационного  завода  №  600.  В  мае  1941  года,  после  катастрофы  и  гибели  одного  из  лётчиков,  был  понижен  в  должности  до  рядового  заводского  лётчика.
После  возвращения  из  Китая  работал  лётчиком-испытателем  на  авиационном  заводе  №  21  в  Горьком,  испытывал  серийные  истребители  ЛаГГ-3.
С  апреля  по  май  1942  года  был  на  должности  командира  148-й  истребительной  авиационной  дивизии  ПВО.
Участвовал  в  Великой  Отечественной  войне  с  23  июня  (27  июля)  1942  года. 
Воевал  на  Калининском  фронте,  был  старшим  инспектором-летчиком  по  технике  пилотирования  3-й  Воздушной  армии.  Командовал  отдельной  штрафной  эскадрильей,  а  с  сентября  по  декабрь  1942  года  -  157-м  истребительным  авиационным  полком.
23  сентября  1942  года  в  воздушном  бою  был  легко  ранен  в  ногу,  и  на  сильно  поврежденном  самолете  Як-7  произвел  благополучную  посадку  на  своем  аэродроме.
27  сентября  1942  года  в  воздушном  бою  был  сбит,  получил  ранения  лица  и  ног.
С  декабря  1942  года  (января)  по  апрель  1943  года  командовал  256-й  истребительной  авиационной  дивизией,  а  с  апреля  по  июнь  1943  года  был  командиром  273-й  истребительной  авиационной  дивизии. 
28  мая  1943  года  ему  было  присвоено  воинское  звание  «полковник».
Воевал  на  Центральном  фронте,  участвовал  в  Курской  битве,  во  время  которой  произвел  10  боевых  вылетов.
К  ноябрю  1943  года  имел  общий  налет  4.700  часов.
С  ноября  1943  года  (июня  1944  года)  был  заместителем  командира  269-й  истребительной  авиационной  дивизии.  Принимал  участие  в  освобождении  Белоруссии,  Прибалтики  и  Польши,  воевал  на  3-м  Прибалтийском  и  2-м  Белорусском  фронте,  участвовал  в  боях  над  Восточной  Пруссией  и  Германией. 
Летал  почти  на  всех  типах  отечественных  и  многих  иностранных  истребителей.
Всего  за  время  Великой  Отечественной  войны  произвел  114  боевых  вылетов,  в  том  числе  на  Як-7 – 84,  на  Як-9 – 29,  на  Ла-5 – 1,  участвовал  в  16  воздушных  боях,  сбил  12  самолетов  (11  лично  и  1  в  группе).
По  другим  данным  совершил  120  боевых  вылетов,  провел  20  воздушных  боев,  лично  сбил  17  самолетов.
После  окончания  войны  продолжал  службу  в  авиации,  с  1  октября  1945  года  снова  стал  летчиком-испытателем  и  работал  в  ОКБ  С.  А.  Лавочкина.  В  числе  первых  начал  испытывать  реактивные  истребители,  в  1947  году  провел  испытания  истребителя  со  стреловидным  крылом  Ла-160,  в  1948  году  при  испытаниях  самолета  Ла-168  первым  в  стране  достиг  околозвуковой  скорости. 
Всего  испытал  284  самолета.
2  марта  1954  года  в  звании  полковника  уволился  в  запас.
В  1955-1956  годах  работал  в  редакции  журнала  Международная  жизнь,  в  1956-1960  годах  -  ответственным  референтом  спецотдела  Управления  делами  МИД  СССР.  В  1960-1963  годах  был  сотрудником  посольства  СССР  в  Тунисе,  до  1974  года  работал  референтом  в  Министерстве  иностранных  дел  СССР. 
Проживал  в  городе  Москва  (Россия).
Умер  12  февраля  2011  года.  Похоронен  на  Покровском  кладбище  села  Алабино  Наро-Фоминского  района  Московской  области  (Россия). 

Список  известных  воздушных  побед  И.  Е.  Федорова:
18.06.1937       1           Ю-52                Испания                лично
21.08.1937       1           Савойя-79  (?)      Картахена  (?)                лично
12.07.1942       1/гр.     Ме-109                Белый                в  составе  группы   
00.08.1942       1           До-215                Ржев                лично               
22.09.1942       1           Ю-88                Бошарово                лично               
23.09.1942       1           Ю-88                Бошарово                лично               
25.09.1942       1           Ме-109                Ржев                лично               
26.09.1942       1           Ю-88                Бошарово  (Ржев)          лично               
26.09.1942       1           Ме-109                Бошарово                лично
27.09.1942       1           Ю-88                Ржев                лично   
27.09.1942       1           Ме-109                Ржев                лично               
02-05.1944       1           Ю-88                Белоруссия                лично               
02-05.1944       1/гр.     Ме-109                Белоруссия                в  составе  группы               
25.04.1945       1           ФВ-190                Пренцлау                лично               
25.04.1945       1           ФВ-190                Битиков                лично               

5  марта  1948  года  за  выдающееся  лётное  мастерство,  проявленное  при  испытании  новых  типов  самолётов,  и  за  освоение  высоких  скоростей  полета,  И.  Е.  Федорову  было  присвоено  звание  Героя  Советского  Союза  («Золотая  Звезда»  №  8303).

Награжден  орденом  Ленина**  (05.03.1948),  четырьмя  орденами  Красного  Знамени  (28.10.1937,  02.03.1938,  04.08.1948,  13.06.1952),  орденом  Александра  Невского  (16.12.1943),  четырьмя  орденами  Отечественной  войны  1-й  степени  (05.01.1943,  06.06.1945,  20.09.1947,  06.11.1985),  орденом  Отечественной  войны  2-й  степени  (14.10.1944),  орденом  Красной  Звезды  (30.04.1947),  медалями  «ХХ  лет  РККА»  (1938),  «За  боевые  заслуги»  (03.11.1944),  «За  оборону  Москвы»,  «За  освобождение  Варшавы»,  «За  взятие  Кенигсберга»,  «За  взятие  Берлина»,  «За  победу  над  Германией  в  Великой  Отечественной  войне  1941–1945  гг.»  и  многими  другими.

Примечание:
*     К  сожалению,  И.  Е.  Федоров,  в  силу  своего  характера,  всегда  был  склонен  к  преувеличению  своих  заслуг.  Так,  по  его  утверждению,  он  в  Испании  совершил  286  боевых  вылетов,  участвовал  в  36  воздушных  боях  и  сбил  24  самолета  (11  лично  и  13  в  группе),  а  также  совершил  2  воздушных  тарана:  18  июня  над  Мадридом  и  21  июля  (или  августа)  над  Гвадалахарой.  Ещё  2  японских  самолета  он  приписывает  себе  за  время  пребывания  в  Китае,  а  96  (!)  сбитых  самолетов  (лично  49  и  в  группе  47  самолетов)  и  несколько  воздушных  таранов  -  за  время  Великой  Отечественной  войны.  Совершенно  завравшись,  он  заявляет,  что  участвовал  также  в  боях  на  реке  Халхин-Гол,  в  советско-финляндской  войне  и  даже  в  корейской  войне,  в  которой  сбил  7  американских  самолетов.  Всего,  по  его  утверждению,  во  всех  войнах  он  сбил  135  самолетов,  в  том  числе  9  -  в  одном  бою,  а  7  самолетов  сбил  тараном.  На  «счету»  Федорова  множество  и  других  фантастических  историй,  в  том  числе  награждение  его  высшей  наградой  Испании  «Лавры  Мадрида»,  а  также  награждение  его  немецким  Рыцарским  крестом,  якобы,  врученным  ему  лично…Гитлером!  Остается  сожалеть,  что  многие  журналисты,  писатели  и  историки  в  своих  многочисленных  публикациях  последних  лет  о  «засекреченном  асе»  и  «красном  драконе»  Федорове,  с  наивностью  простаков,  бездумно  распространяют  откровенную  ложь  человека,  позорящего  высокое  звание  Героя  Советского  Союза.
**     Орден  имел  порядковый  №  68028.