Поэма Моя тропа Глава 1 Детство

Игорь Суриков
«Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит.»
М.Лермонтов


Глава 1

Детство

Я родился в тридцатом,
В Ленинграде большом,
Но в мечтах бородатым
Часто брежу селом.

Мои предки трудились
В Новоторжской глуши.
Эти песни излились
Из крестьянской души.

Годы жизни косили:
В Бородинском бою
Пращур рекрут Василий
Отдал душу свою.

Впрочем это догадка,
Но в девятом году
Он оставил солдаткой
С малым сыном жену.

А потом не вернулся
И неясно вовек,
Как с войной обернулся,
Где пропал человек.

Я в архивах пытался
Его имя найти,
Но солдат не попался
На архивном пути.

Генерал, подпоручик,
Даже прапорщик есть,
А Василий голубчик
Сгинул где-то, бог весть.

Моих предков и пашню
На торгах с молотка
Подполковник Балкашин
Приобрел без труда.

Но добралась и воля
До деревни родной,
Разделился на доли
Род разросшийся мой.

Дед Иван стал солдатом
И женился тотчас
На крестьянке завзятой,
Той, что Феклой звалась.

Знаю также я дату,
Как в японской войне
Дед стоял свою вахту
На манчжурской земле.

С наступлением прошлого века,
Чтоб найти лучшей доли кусок,
Дед с семьею своей переехал
В древний город, уездный Торжок.

Основанием нового дела
Захотел удивить местный мир,
Чтобы жизнь веселее гудела,
На Тверце объявился трактир.

Но ни эта попытка пробиться,
Ни желание фермером стать,
Не сумели в удачу сложиться -
Коммунизм повелел отобрать.

А отец, отыскавши невесту,
В Ленинград перебрался весной,
Здесь и мне суждено было к месту
Появиться июньской порой.

Ездил с батей на стройку
За Уралом в тайге,
Где старатели бойко
Мыли злато в реке.

Это тоже был город,
Назывался Тагил.
Здесь под сталинский молот
Мой отец угодил.

Отсидел, но недолго
И суровый Тагил
Нас с исполненным долгом
В Ленинград отпустил.

Здесь родился братишка,
Стало четверо нас.
Меня школа за книжки
Усадила тотчас.

А когда наступило
Время главной войны,
Вся семья уходила
По дорогам страны.

Но скитались недолго,
Бросив бедный наш дом.
Приютила нас Волга
В древнем Нижнем своем.

А потом понемногу
От войны уходя,
В глухомань, непогоду
Схоронилась семья.

Здесь впервые за плугом
Я ходил бороздой
И деревня мне другом
Стала, даже родной.

Батю взяли в курсанты,
Год учили боям.
Офицером десантным
Шел по русским полям.

Брал Варшаву и Прагу
Он на танке своем.
Как тогда были рады
Русским людям во всем.

Получил и подарки
За победу в пути:
Два раненья и планки
Орденов на груди.

А когда от блокады
Был открыт Ленинград,
Вся семья была рада
Возвратиться назад.

Сбросив гнет окруженья,
Встретил город родной
Вместо грома сраженья
Неземной тишиной.

На широких проспектах
Ни машин, ни людей,
Только надпись на стенах
В память прожитых дней.

«Если вас, ленинградцы,
Здесь застал артналет,
Стороной этой, братцы,
Не ходите, убьет!»

Но уже очень скоро,
Сентября первым днем
Заработали школы
В Ленинграде моем.

Мирным, радостным летом
К нам вернулся отец
И семья полным цветом
Собралась, наконец.

Летом сорок восьмого,
Отодвинувшись вдаль,
Наша средняя школа
Мне вручила медаль.

Так окончилось детство
В Ленинграде моем.
Не придумано средство,
Как остаться дитем.