Лосенко А. П

Александр Захваткин
ЛОСЕНКО АНТОН ПАВЛОВИЧ
30 июля 1737 г - 23 ноября 1773 г

Антон Павлович родился 30 июля 1737 г. в городе Глухове, Черниговской губернии, в зажиточной крестьянской семье, украинского казака Павла Яковлевича Лосева, который имел подряды и поставки в войсках на юге России. Рано лишившись родителей в 1744 г., семилетним ребенком, он был отправлен Санкт-Петербург в придворные певчие. Заехавший в Глухов уставщик придворного певческого хора увез его в 1744 году в Петербург.
Тяжелые воспоминания о детстве остались у Лосенко на всю жизнь и, даже умирая, он повторял, что «не имеет и не почитает никакого себе род-ственника для того, что хотя и есть, но те, разорив его родителя в Малой России, покидали-де вовсе и его во младенчестве...».
 
В 1753 г. трое потерявших голоса певчих - А. Лосенко, И. Саблуков, К. Головачевский - были отданы «в обучение живописи» к крепостному гр. Шереметева - И. Аргунову. У него Лосенко пробыл 5 лет и пять месяцев.
На дарование молодого художника обратил внимание И.И. Шувалов, президент только что открытой Академии трех знатнейших художеств, и в 1758 году Лосенко зачисляют ее воспитанником. Позднее он напишет портрет своего высокого покровителя.
В 1759 году Аргунов представил ко двору произведения Лосенко, Саблукова и Головачевского, объявив, что «те певчие как рисовать и красками писать, в копировании с портретных и исторических картин, так и с натуры писать могут. Крайнее прилежание имели и содержали себя в поступках честно». Среди представленных произведений были работы Лосенко: картина «Товий с ангелом» (Третьяковская галерея), копии с двух портретов и написанный с натуры портрет придворного музыканта В. Степанова (возможно, знакомого Лосенко по его прежним выступлениям в придворном хоре).
В конце 1759 г. повелением императрицы Елизаветы он был переведен в звание подмастерьем живописи и занимался ею под руководством Ле-Лоррена и гр. П. Ротари, из которых последнему и подражал вначале.
Здесь он работал недолго, так как уже в сентябре 1760 г. был отправлен вместе с Василием Баженовым в качестве пенсионера «для усовершенствования» в Париж, где занимался под руководством Рету. Здесь же написал картину «Чудесный улов рыбы», доставившую ему звание адъюнкт-профессора исторической живописи.

Работа молодого художника - видоизмененная копия одноименной картины Ж. Жувене  (1705; Лувр, Париж). Закончено полотно не позднее 20 ноября 1762 года, когда Лосенко отбыл из Парижа в Петербург. Полотно «Чудесный улов» было высоко оценено Советом Академии. Однако впоследствии отношение к этому произведению сложилось неоднозначное.
О чудесном улове рыбы рассказано в Евангелии от Луки (Лк., 5:1-11). Христос вошел в рыбацкую лодку Симона Петра, чтобы из нее проповедовать собравшемуся народу, а затем сказал Петру и его спутникам, чтобы они закинули сети. И сети были настолько наполнены рыбой, что Иакову и Иоанну, находившимся в другой лодке, пришлось прийти к ним на помощь. Все они были поражены и испуганы.

Картина была отправлена на родину, а вслед за ней в собственной коляске отправился и Лосенко. Расставаясь с учителем, он подарил ему 120 рублей. Чтобы скопить деньги на коляску и подарок со стипендии пенсионера, надо было жить, действительно, очень скромно.
Зимою 1762 г. Лосенко возвратился в Петербург. Через несколько дней по приезде в Петербург Лосенко был отправлен в Москву. Пребывание Лосенко в Москве было недолгим, но оставило, однако, интересный и многозначительный след в его творчестве в виде известного портрета Федора Волкова, «первого русского актера» (1763, Русский музей, повторение в Третьяковской галерее).
Он пробыл здесь полгода. В июле 1763 года Лосенко вновь получил от Академии художеств заграничную командировку и уехал в Париж.
В этот приезд он занимался у Л. Давида и Ж. Вьена. За рисунки на темы античной мифологии он получил несколько медалей от Парижской академии.
«...Вскоре начну писать картину моей композиции», - извещал Лосенко Академию в феврале 1764 года, а в ноябре добавлял: «...Я сделал картину у себя дома, которую по окончании... носил ко всем профессорам партикулярно, за которую все делали мне хорошую похвалу». Он писал затем, что отправил в Россию «...одну картину моей композиции, этюд с натуры колерами, эскиз...». Это были «Венера и Адонис» («Смерть Адониса» находилась в музее Академии художеств), «Апостол Андрей Первозванный» (Русский музей) и эскиз «Изгнание из храма» (в 20-х годах XIX века был в «Русском музеуме» П.П. Свиньина; известен по рисунку Н. Чернецова).

В сентябре 1765 года Лосенко мог уже отправить в Петербург новую картину - «Авраам приносит в жертву сына своего Исаака» (Русский музей). «Оную у меня видели многие из здешних профессоров и были довольны моими успехами», - сообщал он в Академию художеств.
В Париже он пробыл до конца 1765 г., когда для завершения своего художественного образования был отправлен в Рим. Здесь Лосенко работал уже самостоятельно, много копировал «антиков» и старых итальянских мастеров.
В Риме прожил до 1769 г. По возвращении в С.-Петербург за представленные в академию работы «Каин» и «Авель» признан назначенным в академики, а в следующем году за картину «Владимир и Рогнеда» получил разом, по новому регламенту, звания академика и адъюнкт-профессора .
В 1771 г. был произведен в профессора и сделался одним из самых дельных членов Академии.
С 1772 г. по конец своей жизни был директором Академии художеств.
Скончался Лосенко 23 ноября 1773 г.