Женская логика против войска султана Махмуда

Николай Калмыков
       В начале второго тысячелетия властолюбивый и агрессивный султан Махмуд Газневи, властитель Бухары и других мусульманских государств, вознамерился присоединить к своим обширным владениям земли с городами Реем, Исфаханом и Кухистаном, которыми после смерти мужа от имени малолетнего сына правила вдова Сайида. Он послал к ней гонца с требованием, в котором говорилось: «Нужно, чтобы ты ввела хутбу* и чеканила монеты с моим именем и согласилась на дань, а если нет, я приду, возьму Рей и разрушу его». Правительница приняла гонца грозного султана и, выслушав требование, дала такой ответ: «Скажи султану Махмуду - пока был жив мой муж, я всё опасалась, как бы не привёл тебя путь сюда и не напал ты на Рей, но, когда он преставился и обязанность легла на меня, эта забота ушла из моего сердца. Я сказала [себе]: султан Махмуд - царь разумный, он знает, что такому царю, как он, не годится идти войной на такую женщину, как я. Теперь, если ты придёшь, видит Бог, я в бегство не брошусь и пойду в бой. Ведь исхода может быть только два, из двух войск одно будет разбито. Если я тебя разобью, я по всему миру разошлю донесения, что я разбила султана Махмуда, который ранее разбил сто царей, будет у меня и донесение о победе и победные стихи по праву; если же ты меня разобьёшь, что ты сможешь  написать? Скажешь, женщину я разбил. Не достанется тебе ни донесений о победе, ни победных стихов, ибо разбить женщину - не
велика слава. Скажут: «Султан Махмуд женщину разбил».
        И пока была жива Сайида (а правила она тридцать один год, потому что повзрослевшего сына совершенно не интересовали дела царства), султан Махмуд не угрожал её городам и землям.

       ... Эта история  взята из книги «Кабус-Наме», которая является первым  прозаическим произведением на фарси, получившем широкую известность во многих странах Востока. Книга представляет собой собрание нравоучительных притч – весьма любопытных и в чем-то поучительных даже для нашего времени. Она была написана в XI веке эмиром по имени Унсур-ал-Меали Кей-Кавус ибн-Искендер в 1082-1083 гг. для своего сына. Любители старины, вне сомнения, найдут в ней немало  для себя интересного.
-------------------------------
    * Хутба. У мусульман проповедь, которая произносится в мечети во время пятничного богослужения и некоторых праздников.