Аркона

Александр Захваткин
В своей «Книге драгоценных ожерелий»  арабский географ Х века Абу Али ибн Даст[1]  пишет:
§ 1. Что касается до Руси, то находится она на острове, окруженном озером. Окружность этого острова, на котором живут они (Руссы), равняется трем дням пути; покрыт он лесами и болотами; нездоров и сыр до того, что стоить наступить ногою на землю, и она уже трясется, по причине (рыхлости от) обилия в ней воды.
§ 2. Русь имеет царя, который зовется Хаканъ-русь. Они производит набеги на Славян; подъезжают к ним на кораблях, выходят на берег и полонят народ, который отправляют потом в Хазеран и к Болгарам и продают там. Пашен Русь не имеет и питается лишь тем, что добывает в земли Славян.
§3. Когда у кого из Руси родится сын, отец (новорожденного) берет обнаженный меч, кладет его пред дитятею и говорит: «Не оставлю в наследство тебе никакого имущества: будешь иметь только то, что приобретешь себе этим мечем».
§ 4. Русь не имеет ни недвижимого имущества, ни деревень, ни пашен; единственный промысел их — торговля собольими, беличьими и другими махами, которые и продают они желающим; плату же, получаемую деньгами, которые завязывают накрепко в свои пояса.
§ 5. Любят опрятность в одежде; даже мужчины носят золотые браслеты. С рабами обращаются хорошо. Об одежде своей заботятся, потому что занимаются торговлею. Городов у них большое число, и живут в довольстве.
§ 6. Гостям оказывают почет и обращаются хорошо с чужеземцами, которые ищут у них покровительства, да и со всеми, кто часто бывает у них, не позволяя никому из своих обижать или притеснять таких людей. В случае же, если кто из них обидит или притеснит чужеземца, помогают последнему и защищают его.
§ 7. Мечи у них Соломоновы. Когда просит о помощи который либо из их родов, выступают в поле все и не разделяются на отдельные отряды, а борются со врагом сомкнутым строем, пока не победят его.
§ 8. Когда кто из них имеет дело против другого, то зовет его на суд к царю, перед которым и препираются; когда царь произнесет приговор, исполняется то, что он велит; если же обе стороны приговором царя не довольны, то, по его приказанию, должны предоставить окончательное решение оружию: чей меч острее, тот и одерживает верх. На борьбу эту родственники (обоих тяжущихся сторон) приходят вооруженными и становятся. Тогда соперники вступают в бой, и победитель может требовать от побежденного, чего хочет.
§ 9. Есть у них, из среды их, врачи, имеющие такое влияние на царя их, как будто они начальники ему. Случается, что приказывают они приносить в жертву творцу их что ни вздумается им: женщин, мужчин и лошадей; а уж когда прикажет врач, не исполнить приказания его нельзя никоим образом. Взяв человека или животное, врач накидывает ему петлю на шею, навешает жертву на бревно и ждет, пока она не задохнется. Тогда говорит: «Вот это — жертва Богу».
§ 10. Руси мужественны и храбры. Когда они нападают на другой народ, то не отстают, пока не уничтожат его всего. Женщинами побежденных сами пользуются, а мужчин обращают в рабство. Ростом они высоки, красивы собою и смелы в нападениях. Но смелости этой на коне не обнаруживают: все свои набеги и походы производят они на кораблях.
§ 11. Шалвары носят они широкие: сто локтей материи идет на каждые. Надевая такие шалвары, собирают они их в сборки у колен, к которым затем и привязывают.
§ 12. Никто из них не испражняется наедине: трое из товарищей сопровождают его непременно и оберегают. Все постоянно носят при себе мечи, потому что мало доверяют они друг другу, и что коварство между ними дело обыкновенное: если кому удастся приобресть хотя, малое имущество, то уж родной брат или товарищ тотчас же начинают завидовать и домогаться, как бы убить его и ограбить.
§ 13. Когда умирает у них кто-либо из знатных, то выкапывают ему могилу в виде большого дома, кладут его туда и вместе с ним кладут в ту же могилу как одежду его, так и браслеты золотые, которые он носил; далее опускают туда множество съестных припасов, сосуды с напитками и чеканенную монету. Наконец кладут в могилу живою и любимую жену покойника. Затем отверстие могилы закладывается, и жена умирает в заключении.

В своей книге «Путей и стран» (отрывок 7) Аль-Бекри говорит, очевидно используя информацию Ибн Даста:
С ними (Боргарами) граничат Русы. Они (распадаются) на многие племена. Они островитяне и обладатели кораблей, могущественны на море и много вращаются на нем. Они граничат с морем Бонтасом, о котором была речь прежде. Они народ языческий (маджуси).
Отрывок 8:
Приходят к нему (городу Фрага) из города Краква Русы и Славяне с товарами и приходят к ним (жителям Фраги) из стран Тюрков мусульмане и Евреи и Тюрки, также с товарами и с миткалями византийскими, и вывозят от них муку, олово и разные меха.
И производят на них (Брусов) набеги Русы на кораблях с запада.
Они (Славяне) усердствуют в земледелии и в добывании себе пропитания и превосходят в этом все народы севера. И доходят товары их морем и сушею до Русов и до Константинополя.
Отрывок 9:
Это — река (Итель /Волга/), которая к ним течет от Русов и впадает в море Хазарское (Каспийское).

Таким образом, и Аль-Бекри также указывает на островное происхождение руссов, при этом распространяя ареал их обитания до верховьев Волги. Следовательно, опираясь на эти арабские источники можно утверждать, что остров Руян (Рюген) входил в состав земель Северной Европы на которых размещались этнически близкие друг другу племена под общим названием «русы». Западная граница этих земель проходила в междуречье Эльба-Одер, а Восточная в междуречье Волга-Кама.
Важное замечание Ал-Бекли о том, что русы и славяне приходят во Фрагу из Кракова. Если имеется ввиду современный Краков, то он находится в верховье Вислы и в трех неделях пути от него находится Дунай в излучине Братислава-Вац. Таким образом, русы использовали два торговых пути один на север и далее либо по Днепру через Киев в Константинополь, либо через Булгар и Хазар в Персию, второй по Висле на юг до Дуная и далее в Италию, Грецию, Византию.
Таким образом, в Х веке русы предстают перед нами активно освоившими, очевидно не только европейские торговые пути, но и торговые пути восточного направления с глубоким проникновением в Среднюю Азии, а возможно и далее до Китая и Индии.

  [1] В предыдущей главе этой книги Ибн Даст упоминает моравского князя Святопулка (Святоплук), который правил с 870 по 894 г., следовательно описание руссов относится к концу Х века. В соответствии с данными археологических исследований проведенных немецким археологом  К. Шуххардтом в 1920-х годах Аркона строится в середине Х века. Очень мало вероятно, что уже к концу века она становится настолько известной, что о ней знают в Персии, поэтому следует предположить, что славянизация острова Руян (современный Рюген) началась за долго до строительства Арконы и её политический центр находился в другом месте острова.