Этрусский календарь

Александр Захваткин
Рыбаков Б.А. в своей книге «Язычество древних славян» (М. Наука, 1994) приводит изображение славянского календаря XVIII в до н.э. (стр.321), найденного в окрестностях Альмашфюзита, в Венгрии. Графическое изображения календаря, расположено на срезе глиняного сосуда выполненного в виде миски с четырьмя ножками, очень напоминающей коровье вымя.
 
Верхний край толстостенного сосуда срезан горизонтально, и образовавшаяся плоская кольцевая площадка покрыта серией графических рисунков в виде крестов, черточек, волнистых линий, всего 15 рисунков. Рыбаков предположил, что 12 из них имеют отношение к 12 месячному календарю, а оставшихся три ни как не объяснил.

Анализ рисунков рассматриваемого среза действительно дает основание полагать, что они вероятнее всего относятся к погодовому циклическому календарю периода расцвета Этрусии накануне формирования империи Борея.

Анализ следует начинать с фрагментов изображающих кресты.
На срезе присутствуют четыре таких фрагмента, причем один из них имеет в своем составе два креста, поэтому целесообразно именно этот фрагмент принять за начало годового цикла, так как один крест в этом фрагменте означает конец года, а другой начало следующего с тем же календарным делением.
Пятый, шестой и седьмой фрагмент по часовой стрелке изображают вертикальные черточки, крестики и узор, что соответствует понятию спелых колосьев, снопам, праздничной скатерти.

Таким образом, эти фрагменты отражают время созревания, сбора урожая и праздника в честь урожая. Все эти события происходят после 21 июня. Следовательно, каждый фрагмент с крестом может рассматриваться как орбитальный экстремум, который соответствует одному из дней года: 21 марта, 21 июня, 21 сентября, 21 декабря. Учитывая, что за одним из крестов четко читается летнее сельскохозяйственное соответствие, то именно этот крест можно идентифицировать как 21 июня, следовательно, следующий за ним по часовой стрелке соответствует 21 сентября, затем 21 декабря и сдвоенный крест соответствует началу года 21 марта.
    
В связи с этим, можно предположить, что перед нами мартовский погодный календарь славян 37 века (по хорсовому летоисчеслению, от 5508 г. до н.э.).
 
Календарь начинается с 21 марта отмеченного на срезе двойным крестом. Затем идет фрагмент изображающий не полевые хозяйственные работы, а работы по обустройству инвентаря и жилища.
 
Следующий знак выделяет конкретное число, связанное с сельскохозяйственным ритуалом, которое соответствует началу апреля (конкретное число определяется климатическими условиями конкретного года и географическим положением соответствующего территориального образования, это может быть любой день от 1 до 20 апреля). В этот день запрягаются быки совершаются соответствующие ритуальные обряды и проводится первая борозда.
 
Следующий за ним знак отмечает полевые работы, которые должны быть закончены к 21 июня, отмеченного соответствующим знаком.
 
Затем изображаются созревающие колосья, за ними символически изображаются снопы, соответствующие времени сбора урожая. Отдельно выделено празднование праздника урожая, которое должно состояться до 21 сентября. Обычно этот праздник проводился 28 августа. После 21 сентября завершаются работы по засеванию озимых. Именно этот фрагмент характеризует южнославянское происхождение рассматриваемого календаря, так на севере посадку озимых заканчивают до 21 сентября.
 
Следующий фрагмент характеризует те же самые не полевые работы, которые уже изображались на календаре в конце марта, начале апреля, которые в этом месте уже больше относятся непосредственно к усадебным работам, нежели к инвентарю.
 
Последний орбитальный экстремум отмечен на календаре 21 декабря, после которого идет символ зимы в виде стилистической снежинки. Зима заканчивается полевыми работами накануне 21 марта, конца года, когда на поля, еще по снегу, начинают вывозить удобрение.

Таким образом, рассмотренный календарь не является, как это предполагал Рыбаков, известным нам 12 месячным календарем, а представляет собою квартальный, четырехцикловый, календарь с указанием характерных работ в каждом из этих циклов.

Наиболее интересным в этом календаре является его датировка и территориальная привязка, так как они позволяют получить представление об астрономических познаниях славян, знающих все четыре орбитальных экстремума, в период накануне максимального культурнополитического подъема славянского этноса, когда сформировалась империя Борея (1700 - 1300 г. до н.э.)