Почему разваливаются наши космические программы?

Виталий Овчинников
Действительно, почему?
Мне кажется, что я знаю ответ на этот вопрос. Наверное,  я являюсь одним  из немногих технических специалистов России, который в самом деле знает причину наших неудач в космосе.

Поясню. Я инженер сварщик, пол жизни проработавший в системе изготовления  космического оборудования. Начинал в Байконуре такелажником  и закончил  Главным Сварщиком одного из заводов Атоммаша, связанных с Космосом.

Недавно со мной созвонились и потом ко мне приехала группа работников из Роскосмоса и пригласила меня на экспертизу существующей на одном заводе технологии изготовления некоторых изделий, имеющих отношение  к   пуску наших космических ракет. Потому что результат их изготовления был плачевный. Даже сверх плачевный.

Меня привезли на это предприятие, сводили в цех сборки и потом привели на совещание к Главному инженеру.
На совещании я сказал:

-- Мне понадобятся альбомы конструкторской и технологической документации на изделие вместе с альбомами изменений и извещений.
 
То есть, я попросил у руководства завода полный комплект конструкторско технологической документации на изготовляемое ими изделие.

В ответ я услышал от Главного инженера то, во что я сначала даже и не поверил. Главный инженер сказал:
-- У нас нет таких  альбомов.
-- А как же вы  тогда работаете?! – воскликнул удивленно я.
-- Вот так мы и работаем, - сказал Главный инженер, - по эскизам, по указаниям, по интуиции, по уровню классификации наших инженером и наших рабочих.
-- Хорошо, сказал я, - но чертеж-то общего вида изделия  я смогу увидеть?
-- Увидите, -  сказал Главный инженер, -  но эта конструкторская документация не соответствует цеховой конструкторской и технологической документации.
-- Хорошо, - вздохнул я, - Ну, дайте тогда мне  еще  альбомы  изменений к технической документации на изделие.
-- Их нет, - сказал Главный инженер.

На эти его слова я не нашелся, что сказать. Потому что такого не могло быть. Если работать. Но это было!  И завод работал. В чем я очень скоро убедился. Раньше на этом заводе о работало почти двадцать пять тысяч человек, сейчас около трех. Но ведь работали. И продукцию выпускали!

Я пробыл на этом заводе  почти три недели. За это время мы с Главным Технологом и Главным Конструктором создали необходимые для работы  альбомы   техдокументации на самый  основной и  самый ответственный  узел изделия. Причем сразу же оговаривали возможные варианты изменения проекто-технологической документации в сторону снижения требований, не повлияющих на работоспособность самого изделия.

Потому что  уровень   технологии изготовления оборонных изделий на заводе  был устрашающе низким.  Настоящий каменный век производства. В СССР такого даже в мыслях  «технического шпиона» быть не могло.

Потом подошло время, когда утром на проходной меня не пустили на завод. Хотя работы впереди было больше, чем достаточно. Я позвонил Главному инженеру. Он сказал:
-- Подожди, я сейчас выйду.

Суть оказалась проще простого. Приехала комиссия из Москвы.  Кто-то донес. Узнала про меня и проводимую мной работу на заводе и приказала аннулировать  результаты нашей работы.  Главный Инженер, Главный Конструктор и Главный технолог получили по выговору. Дальше больше – договор со мной власти посчитали незаконным и не подлежащим оплате. Главный инженер поблагодарил меня,  извинился за действие властей и дал мне конверт с деньгами. В них было пятьсот тысяч рублей. Так оценило руководство мою трехнедельную деятельность на заводе.

Потом Главный инженер не раз звонил мне на домашний телефон и кое в чем советовался  по поводу дальнейшей работы по совершенствовании проектно технической документации на оборонные изделия завода.
 
А я никак не могу отделаться от кошмарных мыслей. Это до какой же степени надо было развалить Советское космическое производство, чтобы теперь  на нем было невозможно  качественно  сделать  ни одного   запланированного  для того оборонные изделия? И я поверил в датчики, прикрепленные к корпусу космической  ракеты изолентой. Сейчас это было возможно!

Ведь Главный Инженер этого предприятия, Главный Конструктор, Главный Технолог и даже начальник сборочного цеха не являются по образованию инженерами. Впрочем, что об этом говорить? Господин Рогозин тоже не инженер. Он всего лишь журналист! Но зато управляет целой Космической отраслью. Хотя болта от гайки не отличит. "Срамота-а-а"!!!!

PS  Корпус одного узла этого изделия был лито сварной и сваривался специальным методом ванной   сварки.  При испытании корпус лопнул по сварному узлу. И в сварном шве были видны куски нерасплавленного металла, заложенными в разделку. Протоколы контроля по рентгеноскопии сварного шва и сама рентгеновская пленка сварного шва  были без дефектов. В Советское время такое было невозможно даже в мыслях