Дети войны... Предисловие

Евгений Чулаевский
             
 
                НЮХАТЬ ПОРОХ...

Взрослые бывалые люди иногда пользуются выражением "Пороха не нюхал,
с которым они обращаются к молодёжи,не служившей в армии...
Я впервые по-настоящему понюхал порох,когда мне было менее четырёх лет...
Перед Великой Отечественной войной мы с мамой часто переезжали из города
в город по черноморскому побережью в места службы моего отца.Это были
 Николаев,Очаков,Одесса и Севастополь,где в июне 1941 года
нас застала война...
События,о которых я сейчас расскажу,произошли в Очакове.
Мы жили в небольшом двухэтажном доме с многочисленными соседями.
 Отец служил на Черноморском флоте,мама работала секретарём-машинисткой в одной закрытой организации.Целый день их не было дома.
За мной приглядывала соседка баба-Нюра.
Моими друзьями были дворовые ребята,чуть постарше меня.Каких только интересных развлечений для себя ни придумывали мы в то
время...
Однажды осенью 1938 года,когда поблизости не было никого из взрослых людей,
старший в нашей компании Вовка спросил меня:"Жека,а как стрельнуть из ружья твоего отца?"

Мой отец был страстным охотником.В подходящий сезон,если он находился в отпуске,со своими "единомышленниками" охотился на уток,зайцев и другую
мелкую дичь.После охоты добытые трофеи,как правило,отдавал соседям,которые
с удовольствием готовили вкусные яства и угощали всех...
Вовкин вопрос сильно озадачил меня.Я показал ему на здоровенный сундук в углу
 комнаты,на котором красовались два увесистых висячих замка.
В сундуке отец хранил ружьё,фляги с порохом,гильзы,свинцовую дробь,пыжи,
ружейную смазку и другие охотничьи принадлежности."Да-а-а,- разочарованно вздохнул Вовка. - Туда нам не добраться..."
Уже собрались выходить во двор,когда Андрюшка
спросил :"А для чего у вас эта фляжка?"Он заметил на кухонном подоконнике флягу,в которую обычно военные наливают воду на время учений в полевых условиях.Мой отец,уезжая на охоту,брал с собой несколько таких фляг (не исключено,что не только с водой).
Фляга сразу заинтересовала Вовку.Он взял её,открутил крышку и сунул свой нос
в горловину фляги.
"Жека,- обратился Вовка ко мне.- Пахнет порохом..."
Флягу опрокинули горловиной вниз,но из неё ничего не высыпалось.
"Неси спички,"- сказал Вовка мне.Я оглянулся,возле кухонной плиты,которую
топили дровами и углём,лежал коробок спичек.Обычно баба-Нюра спички прятала.
Отдал спички Вовке.Он зажёг спичку и сказал:"Брось её внутрь фляги и посмотри,что там внутри..."
Когда я глянул в горловину фляги,раздался громкий хлопок.Огонь и дым из
 фляги обожгли мне лицо.Глаза зажмурились и я громко заорал,почувствовав
 резкую боль в глазах и лице.
 Взорвалась пыль от дымного пороха...
Пацаны врассыпную мгновенно выбежали из кухни,а я,обхватив обожжённое лицо руками,продолжал громко плакать.Прибежала баба-Нюра,увидела моё чёрное лицо
и руки и подумала,что я измазался углём из опрокинутого ведра.
Схватила меня в охапку,подтянула  к умывальнику и с помощью хозяйственного мыла и кухонной тряпки начала усиленно оттирать черноту с моего лица.
Я орал так,что прибежали соседи.Стали выяснять у ребят,что случилось,а когда поняли,- вызвали скорую помощь и позвонили на работу моей маме...
Всё моё лицо распухло до неузнаваемости и вскоре покрылось сплошной
гнойной коркой,перекрывшей глаза...Я совершенно ничего не видел и никто не мог сказать,что с моими глазами...
Вскоре отец отвёз меня в Одессу, в глазную клинику профессора Филатова.Там сказали,что глаза целы,но не дали прогноза - буду ли я нормально видеть...
С забинтованным лицом я продолжал жить в полной темноте до конца декабря
 1938 года.
Для непрерывного ухода за мной из Ялты приехала моя бабушка...
Под Новый 1939 год в нашей квартире поставили ёлку,зажгли свечи.
Когда мне меняли повязку,я впервые за последние три месяца вдруг увидел
огонёк свечи,отражённый в ёлочной игрушке...

Все были несказанно рады...
Зрение полностью восстановилось!..
Вот так трёх лет от роду я понюхал впервые порох.
P.S.    До сих пор без очков читаю,пользуюсь
           компьютором и играю в настольный теннис.

                Продолжение следует
               

                Е.Чулаевский