Начальник и его зам

Орлов Игорь Борисович
Отрывок из книги "Тень дьявола".
От автора. Всегда были и будут вопросы кадровой политики.               

  (Лето 1975 года. Подмосковный пионерский лагерь.)
  Раздался негромкий стук в окошко. Занавеска отдёрнулась, показалось заспанное лицо зама.  – Кто?   
- Светлана Александровна, это я Василий Аркадьевич. Извините, что разбудил, скоро семь.  Зайдите ко мне в кабинет, прошу вас, срочно.
 
Через две минуты с платком на голове, на крыльцо вышла Светлана Александровна, на ходу надевая белый халат.
Начальник и его заместитель шли к синему домику.   
- Кто? Кто? - непонимающе спрашивала заместитель.   
- Светлана Александровна, проснитесь же. Что кто?   
- Кто вас вызвал? Вы, обещались, к завтраку, сейчас ни свет, ни заря. 
- Кто меня вызывал, спрашиваете?
- Да, да кто? 
- Куда вызывал? Туда или сюда?
- Сю...туда, конечно. 
- Это потом. Что у вас здесь произошло? 
- Когда? 
- Вы проснётесь, наконец? В моё отсутствие, – повторил начальник лагеря.
- Ах, да, я вызывала милицию, на территории были посторонние лица…
- И?
- И их след простыл, у милиции не хватило оперативности.  Как всегда.
- Протокол составлен?         
- Нет.
- Почему?
- Эти двое, у меня записаны их фамилии и звания, вели себя возмутительно, не хотели писать протокол, видете ли под мою диктовку. Заявили, что сами подадут рапорт своему начальству.
- Я это уже знаю.  Рапорт будет. Что ещё произошло?
- Я своими силами, то есть лагерными, хотела оказать милиции содействие.
- Хотели или, оказали? - твёрдо спросил начальник.      
- Я когда звонила, объяснила всю ситуацию, а прислали совсем не тех, кого я просила.

- Светлана Александровна, пожалуйста, теперь объясните мне ситуацию после дискотеки. Я срочно уезжал по вызову – всё было нормально. Для сведения, я читал предыдущий, подписанный вами, протокол, и разговаривал со старшиной. Он был сегодня ночью здесь на вызове. Почему Вы не связались со мной? Прекрасно знали, где я. Я был рядом, недалеко.
- Я боялась упустить время. Необходимо было всё сделать оперативно.
- Упустить время? А созвали два совещания и привлекли к этому воспитанников. Вы понимаете, что это такое? А если в действительности, что-то серьёзное? Вы подвергали опасности жизнь детей.
- Так нас персонала всего пять человек - это не опасность для остальных детей? 
- Милиции достаточно. Вы, наверно, не понимаете, что такое прямая угроза опасности?
- Я проявила бдительность, помогали только мальчики первого отряда.
- Какая разница, какого отряда.
- Они все здоровые лбы…
- Откуда у вас эта информация о педофилах? Вы не бдительность проявили, а самоуправство.
- Василий Аркадьевич, я вам докладывала свои опасения, они снова подтвердились. 
- Слушаю вас, продолжайте. 
- Во-первых. Вы сами, не до конца, разобрались с этими ребятами. Пожалуйста: один вожатый у малышей, другой в списках мальчиков первого отряда. Вы допускаете ошибку за ошибкой, – пошла в наступление Светлана Александровна.
- Что, во-вторых? 
- На них нет документов, кроме тех путёвок с исправленными фамилиями вашей рукой. Нет медицинской карты, это уже «ЧП» Накладывается одно на другое. Я наблюдала за обоими. Они целовались с девочками.    
- Сразу оба, и одну девочку?
- Не юродствуйте. Они были возбуждены на дискотеке, как похотливые мужики. Это видели все, и девочки. 
- Конечно же Погорельцева и Смагина? Они?
- Достаточно их. Столицын агрессивно приставал к вашему сыну: разговаривал на повышенных тонах, замахивался на него, один раз дал ему по шее. Видела, долго находился с Юрой в уборной. Угрожал ему, и в конце перед сном раздел его догола…
- Так, здесь понятно, можете не продолжать. На счёт «дал по шее», значит заслужил. Я сам лично, порой, когда он меня выведет, он мастер на это, могу дать Юре поджопник.
- Вот-вот в их разговорах, только и слышались одни поджопники. Культура, ничего не скажешь.
- Что вы делали за территорией? Устроили облаву? На кого? На этих двух мальчиков и двух девочек? Вы, прекрасно осведомлены, знали – надо, именно там сидеть в засаде десятерым? Хотели их уличить на месте преступления? Посмотрите дети - это не хорошо. 
- Я догадывалась.
- Эти ваши фантазии и догадки к чему привели? Результат? Никого и ничего. Вы устроили облаву с милицией, заранее зная, что это всего на всего подростки, не разобравшись, привлекли, настроили против них других ребят и персонал.
- Я не говорила кого конкретно.
- А все остальные дураки – не поняли, когда отправили Сашеенко и Столицына с совещания, и дали остальным другие инструкции. Вы не назвали их по именам, а указали пальцем. Указали где и кого как ловить. Хорошо, что сержант разобрался, что к чему, и не пошёл у вас "на поводу». Я, даже не знаю, чем это может кончиться.  Не знаю!
- Вы умышленно хотите свою же вину взвалить на мои плечи. Вы умышленно покрываете свои недоработки и промахи в работе. Отсутствует четыре пятой педагогического персонала, не считая подсобного и обслуживающего. Лагерь в прямом смысле оголен. На педагогическую работу приняли малолетку с неизвестным прошлым и настоящим и его дружка. У них порочные наклонности. Дня не проходит, постоянные конфликты с врачом, со мной. Кадровой политики никакой. Профком не доволен вашим попустительством. Я, как член бюро райкома, вынуждена поставить вопрос на заседании бюро, не хватает нам второго «Водника».      
- Всё?
- Нет не всё. Я сегодня, позвоню Спиридонову, и выскажу свою точку зрения на то, что происходит у нас в лагере, где вы начальник.
- Отлично всё, как получается, он сам сегодня в 2 часа приезжает к нам. Я его вызвал. Поэтому, Светлана Александровна все наши претензии друг к другу забыли до 14.00. Что сегодня по плану?   
 - Вот, Вы, даже, план работы не знаете…
- Сегодня план меняется, и так?
- Линейка, как всегда, я говорю, про мероприятия. Потом уборка терр…
-  Минуточку. Что на линейке?
- Я объявлю благодарность пятерым из первого отряда за участие в комсомольском патруле…
- Эту авантюру вы называете комсомольским патрулём?   
- Сами просили до 14 часов  не поднимать эту тему, Василий Аркадьевич.
- Хорошо, дальше.
- Дальше второй отряд… 
- С линейкой всё?
- А что ещё?
- Всем пятерым благодарность в письменном виде в конце смены, раз обещали. Я проверю.
- И Онуфрию? 
- Ему в первую очередь, и самую красивую грамоту. В характеристике парню надо всё отметить, ему это важно. Характеристика пойдёт инспектору и далее в комиссию. Он исправляется на глазах.
- Я думала, с него и устной благодарности достаточно. Могу ещё его на подъём флага вызвать, но это чересчур.  Хулигану и такие почести.
- Хорошая мысль, поднимает флаг сегодня в «Дзержинце», и в характеристике Онуфрию отметить подъём флага. Что дальше? 
- Дальше, второй отряд, просмотр телефильма «Дубровский».  По программе, для школы.
- Светлана Александровна! Погода!!!
- А погода, – и Светлана Александровна посмотрела на небо – «Дубровский» по учебной программе, и повторять не будут, а погода…
- «Дубровский» отменяется и все до 12 часов на озеро – купаться. В 12 общий сбор.
- По плану нет общего сбора. 
- Сегодня у всех, кроме нас с вами, праздник.
- Какой праздник? День работника мясо молочной промышленности? 
- Не острите, у вас не получается. В 12 часов включить по лагерю трансляцию, когда будет общий сбор.  «Союз – 19» состыковался с «Аполлоном» Здорово!
- Это вы серьёзно? Тогда другое дело. «Дубровского» почитают самостоятельно. Василий Аркадьевич, встречный вопрос – откуда информация? По «Маяку» ничего. Представляете, общий сбор, громкая трансляция на всю округу и самые повсеместные новости, про костромских коров. Все деревни сбегутся. На кого мы будем похожи?  Может директива по своим каналам?
- У меня нет своих каналов, Светлана Александровна. «Голос Америки».
- Да вы что? Вы коммунист. Это же провокация против советского народа. 
- Посмотрим на эту американскую авантюру. «Аполлон» летает уже неделю. 
- Может это преждевременная информация? – смягчила тон заместитель, – рано нам всё знать, а вдруг чего.
- Вот на линейке и узнаем это от "МАЯКА". После линейки ко мне Анну Сергеевну, и всех вожатых. Вам продолжать выполнять свои прямые обязанности зама и старшего воспитателя.
- Как? Я одна, всех разом, без вожатых на озеро?  Врача нет, вожатые не все, эта смена не укомплектована персоналом полностью.
- В 14 часов разберёмся, чья это вина. Вы правы, пять человек персонала, два из них начальники. Я не задержу их надолго. Светлана Александровна, к обеду, хотелось бы видеть объяснительную записку с вашими выводами. Надо продолжить поиски баллона с газом.   
- Пусть милиция этим занимается.
- Пожалуйста, я вам поручил, свяжитесь с рай отделом. Надо было ещё тогда по свежим следам милицию подключать. Документы на лицо, а баллона нет. Действуйте. Обзвоните вторую смену, в первую очередь поваров. Торопитесь, у вас мало времени. Кладовщик появится, сразу ко мне. Не волнуйтесь, у меня тоже полно неотложных дел. До подъёма никого не будить.