Ротари П. А

Александр Захваткин
РОТАРИ ПЬЕТРО АНТОНИО
30 сентября 1707 - 31 августа 1762

Пьетро Ротари, родился в знатной семье в Италии в пригороде Вероны Авезы 30 сентября 1707 (или 1710) г.
Обучался живописи у Роберта Ауденарде и у Антонио Балестра в родном городе
С 1725 по 1727 гг. совершенствовался в живописи под руководством  Д.Б.Пьяцетты в Венеции.
С 1728 по 1730 учился у Франческо Тревизани в Риме.
С 1731 по 1734 у  Солимены в Неаполе.
В 1734 вернулся в родной город, где устроил в своем доме частную академию.
Помимо портретов он писал картины на библейские и евангельские сюжеты для веронских, падуанских и римских церквей, был известен как исторический живописец.
Из ранних работ известны несколько образов для Веронской церкви, картины «Св. Людовик», «Вознесение» (обе в Падуе), «Рождество Богородицы» (в Риме).
С 1750 работал в Вене при дворе Марии Терезии (познакомился здесь с Ж.-Э.Лиотаром, испытав значительное его влияние), а затем в Дрездене и Мюнхене. Писал картины на исторические, религиозные и мифологические сюжеты. При саксонском дворе в Дрездене работал придворным живописцем.
В Дрездене он приступил к работе над серией воображаемых портретов, демонстрирующих различные эмоции. Превосходно составленные, гармоничные по цвету, эти работы созданы с большой чувственностью и внимательностью. Наряду с портретами и жанровыми головками Ротари снова пробует свои силы в исторической живописи и даже решается выступить соперником Корреджо, что навлекает на него злую остроту короля Августа III.
Из дрезденских работ известны «Портрет Карла, герцога Курляндского», «Св. Иаков», «Св. Магдалина», «Бегство в Египет», «Монах»; из мюнхенских — «Прерванный сон» и «Плачущая девочка».
Он работал во многих европейских городах, в Венеции за успехи в живописи был удостоен графского титула.
В 1756 по приглашению Елизаветы Петровны прибыл в Петербург. Занимался в основном портретной живописью и всегда имел большой успех. Елизавета Петровна, Петр III, Екатерина II одинаково благоволили ему. Полотно «Александр и Роксана» было исполнено для Екатерины Алексеевны в бытность ее великой княгиней для ее дворца в Ораниенбауме.
В период бурного роста русской культуры, Ротари не испытывал недостатка в заказах. Чаще ему позировали представительницы прекрасного пола - их изящные, идеализированные образы кисти итальянца становились украшением дворянских особняков. Напротив, мужские портреты художника, нередко изображая людей активных в общественной и государственной деятельности, конкретнее выявляли личные качества модели. Среди его произведений – портрет Ф.Б.Растрелли.
В Александро-Невской лавре кисти Пьетро Ротари принадлежит «Рождество Спасителя».
На протяжении всей своей жизни художник интересовался костюмами и любил рисовать идеализированные портреты моделей в разнообразных одеждах с национальным колоритом. Ещё в 1760 году Елизавета Петровна приобрела у Ротари 50 таких работ. Художник слыл большим знатоком костюма; среди портретов есть модели в польских, венгерских, турецких, русских и т. д.
Однако вошел в историю в первую очередь типажными образами юных девушек. Он писал быстро и создал сотни камерных, почти одного формата портретов; множество их было куплено Екатериной II и помещено в пригородных дворцах. Сквозь безличную миловидность этих картин выразительно просвечивает стихия искусства рококо.
«Головки» имели и большое педагогическое значение, поскольку в их создании принимали активное участие русские подмастерья итальянского художника (Ротари организовал частное художественное училище и в России). Среди его учеников был А.П.Антропов; несомненное влияние Ротари испытали И.П.Аргунов и Ф.С.Рокотов.
Умер Ротари в Петербурге 31 августа (11 сентября) 1762.
После его смерти, Екатерина II купила у вдовы  Ротари все оставшиеся в его мастерской головки красавиц , всего набралось около шести сотен портретов, выполненных в одной манере и связанные одной темой, и приказала разместить их  в «Кабинете Мод и Граций» в Большом дворце в Петергофе-Петродворце, в «кабинеты Ротари» в Китайском дворце в Ораниенбауме-Ломоносове и Гатчинском дворце, в «Салоне Ротари» в поместье Юсуповых в Архангельском. А также в Кускове.
В 1764 году по проекту Ж. Б. Валлен-Деламота была закончена шпа-лерная развеска картин в зале, именуемом сейчас Картинным (другое название зала - Кабинет мод и граций). В зале представлено самое крупное собрание работ художника: 368 полотен занимают почти всю площадь стен. Некоторые работы созданы Ротари ещё до приезда в Россию, но большинство написаны здесь.
Большая коллекция работ Ротари была подарена графу Орлову Екатериной II. В дальнейшем работы этого художника поступали в гатчинское собрание вплоть до 1920-х годов.
 
  1. Большинство исследователей считает, что Ротари не был женат.
  2. Некоторые исследователи предполагают, что за все эти работы Екатерина II выплатила семье Ротари 17 тыс. руб, но некоторые с этой информацией не согласны.