А на самом деле...

Иосиф Гаткер
Не могу припомнить время, когда бы в России после крушения совет-ской власти и развала советской империи не пелись бы дифирамбы великому Сталину и великим свершениям «советского народа», и не раздавались бы проклятия в адрес доморощенных  «либерастов», «дерьмократов» и подлого Запада, который строит нам всевозможные козни. И когда бы не звучали от-крытые и слегка завуалированные призывы от всяческих зюганьчиков и кур-гиняшек вернуться в то величественное и светлое вчера. Ну, конечно же, не впрямую, а на какой-то «новой базе» (какой?), но непременно на тех же прин-ципах – всё кругом народное, крепкая рука правителя, народ, сплоченный во-круг ленинско-сталинской партии, ведущей силы нашей эпохи, и направляю-щей безудержный энтузиазм трудящихся масс в нужном ей, партии, направ-лении.

По окончании МАИ в 1948 году и до выхода на пенсию в году 1985 я принимал не бог весть какое (большим начальником никогда не был), но по-сильное участие в создании самолетов, ракет и космических аппаратов на раз-личных предприятиях отрасли. О наших достижениях в этой области знаю не понаслышке. И хоть память моя слабеет, но многое могу ещё из неё извлечь и рассказать, как это было, естественно, в моей жизни.

В годы моего детства и отрочества, а родился я в 1925 году, авиация была в большой моде, много было книжек о самолётах, их конструкторах, знаменитых летчиках, дирижаблях, стратостатах, знаменитых перелётах через Атлантику, северный полюс и пр.

В 20-ые годы 20 века энтузиасты создавали самолёты типа «летающих этажерок» буквально в кроватных мастерских, можно сказать «на коленках». Но для нужд армии нужно было создавать самолёты куда более скоростные, то есть с мощными двигателями и с плавными обводами, и не на коленке, а индустриальными методами. В США к этому времени индустриальное произ-водство самолётов уже было создано и работало на полную мощность. Ну, Сталин и купил у них пассажирский самолет «Дуглас» и, самое главное, тех-нологию его производства индустриальным плазово-шаблонным методом. А в придачу и мощные резаки, прессы и другое технологическое оборудование необходимое для производства цельнометаллических самолетов оборудова-ние. Оно ещё долго после войны исправно работало в наших цехах. Так был заложен фундамент «сталинской» авиации. Самолёт «Дуглас» впоследствии выпускали у нас под индексом «Ли-2» Если память мне не изменяет, то он от-крывал первую пассажирскую авиалинию «Москва – Нижний Новгород». Мне довелось пару раз лететь на Ли-2 в послевоенное время.

В 30-е годы из всего множества конструкторских образований Сталин оставил лишь с десяток фирм во главе с успешными конструкторами, назна-чив каждому свою специализацию. Тем самым конкуренция между фирмами была ликвидирована, самолёты создавались по заказу государства, а новые имена если и возникали, то с огромными трудностями. Естественно, без Ста-лина ни одно решение не принималось, а главным советчиком Сталина по авиации в предвоенные годы был авиаконструктор Яковлев.

Заимствование достижений американцев продолжилось в годы войны. Мое первое место работы по окончании МАИ был ЛИИ, Летно-исследовательский институт, в г. Жуковском. В первый же рабочий день я увидел там с десяток проходивших летные испытания четырехмоторных бом-бардировщиков ТУ-4. Как узнал позднее, они были до заклепки, до резиновой прокладки и даже по составу сплавов всех элементов конструкции, точной копией тех американских бомбардировщиков, которые бомбили Японию, и сделали вынужденную посадку на нашей территории. Тогда мы ещё не воева-ли с Японией и «на законных основаниях» эти два, или три самолета интерни-ровали. Безусловно, тотальное копирование новейшей американской техники дало сильнейший толчок всей нашей авиапромышленности, и не только ей.

Когда стал работать у Лавочкина, узнал, что Яковлев приложил немало усилий, чтобы не дать ходу истребителю, спроектированному накануне войны инженерами Лавочкиным, Горбуновым, Гудковым. В отличие от цельноме-таллических с мотором жидкостного охлаждения истребителей Яковлева их истребитель с мотором воздушного охлаждения был по преимуществу дере-вянным. В начальный период войны это было важно, алюминия было мало. Их самолёт запустили в серию под индексом «ЛаГГ-1». В ходе войны его не-сколько раз модифицировали. На «Ла-5» (когда и почему «отвалили» два других конструктора, не знаю) воевал один из двух самых знаменитых летчи-ков трижды героев Советского Союза (кажется Покрышкин). Ла-5, был одним из самых массовых самолётов времён Отечественной войны.

Рассказал это для того, чтобы подчеркнуть два весьма существенных, на мой взгляд, обстоятельства. Во-первых, фундамент «сталинской авиации» заложили американцы, продав нам технологию индустриального производ-ства современных самолётов. Во-вторых, Сталин создал в самолётостроении, и в стране в целом, бесконкурентную среду, более дешёвую в условиях пла-новой экономики, чем среда конкурентная, но куда менее эффективную. В плановой социалистической системе новые идеи, рожденные вне фирм моно-полий, не имели шансов на реализацию. Более того, даже идеи самих монопо-листов могли быть реализованы только с разрешения самого высокого начальства. А начальство, сами понимаете, не всегда было в состоянии опре-делить действительную значимость идей.

Казус Лавочкина прекрасная иллюстрация сталинской системе «великих достижений» – только благодаря частичной потере управляемости промыш-ленностью в начале войны, запретом Яковлева смог пренебречь один из чинов наркомата, дав добро на серийное производство ЛаГГов. Так, по случайному стечению обстоятельств у наших ВВС появился один из лучших истребителей Отечественной войны, а талантливый инженер и организатор Лавочкин полу-чил возможность реализовать свой творческий потенциал.

Когда у Сталина появилась атомная бомба, остро встал вопрос о надеж-ных  средствах её доставки на цели в США. И появилось решение ЦК и По-литбюро о создании двух типов межконтинентальных ракетоносителей. Ко-ролёву было поручено создание баллистической ракеты, а Лавочкину созда-ние ракеты крылатой. Королёву было легче решить задачу – у него был большой массив материалов, захваченных нашими войсками в немецком цен-тре разработок ракет всякого рода, в том числе баллистических. И даже «пленные» инженеры, в том центре работавшие. При этом нисколько не хочу умалить ни таланта Королёва, ни его организаторских способностей, ни вкла-да каждого инженера созданной им команды, ни их достижений. Но всё же они начали не с чистого листа. Королёв не первопроходец. Из дилетантов в профессионалы его вывели немцы, которые в ракетостроении ушли далеко вперёд от всего остального мира.

А вот Лавочкину пришлось стать первопроходцем во множестве эле-ментов такого типа ракет. У американцев был подобный проект, который, возможно, эксперты Устинова и предложили Лавочкину реализовать. Но кроме самой идеи и рекламных материалов, которым доверять было, конечно же, нельзя, никаких иных материалов не было. Лавочкин начинал реализацию американской идеи практически с чистого листа. Американцы вскоре отказа-лись от разработки крылатой межконтинентальной ракеты, а Лавочкин довел проект до летных испытаний – его ракета полетела. Пролетела, правда, пол-дистанции, но все системы работали – и два огромных ускорителя, которые вывели его на заданный режим полета, и гигантских размеров прямоточный двигатель, и астронавигация и все прочее. Через несколько месяцев ракету почти целую, нашел в глухой тайге какой-то охотник. Отчего свалилась раньше времени, так и не выяснили.

Когда же полетела ракета Королева, то сразу, не то с целью экономии средств, не то из соображений, что если американцам крылатая ракета не нужна, то нам-то зачем? - проект крылатой межконтинентальной ракеты за-крыли.  Лавочкин начал было проработку на её базе пилотируемого аппарата, но – «А что, у американцев есть такая проработка? Нет? Ну, тогда и нам не нужно». Это все задолго до американских Шатлов. А когда Шатлы пошли в производство, то и наши засуетились – давайте и мы делать будем. И сделали, но только возвращаемый планер. И сделали тогда, когда американцы решили больше их не делать. Вот так работал реальный социализм - всегда по чужим следам, всегда вдогонку, всегда на много шагов позади реального капитализ-ма с демократической политической системой и частной, слышите, частной оборонкой!

Ещё пример наших «достижений»? Извольте. Вот почему Горбачёв со-гласился на «нулевой вариант», предложенный Рейганом, - СССР выводит из Европы  свои ракеты средней дальности, а США не размещают в Европе свои крылатые ракеты? Казалось бы – ну и размещай себе, а мы свои из Европы не вывезем, будем вас всех под прицелом держать. Ан, не так-то просто. Эти крылатые ракеты могли скрытно, на высоте 20 метров над землей достичь любой цели на удалении двух и более тысяч км. И попасть в круг диаметром 3 метра! (Представляете, прямо из Москвы, прямо на пляж Фороса можно было доставить для Генсека срочный доклад, забытые его женой купальники, да ещё кое-что, посущественнее). Они смогли бы в любой момент запустить свои крылатые ракеты по всем нашим пусковым установкам баллистических ракет, и мы бы глазом моргнуть не успели, как все наши установки разом бы-ли бы уничтожены. Даже тревогу объявить не успели бы. Их ни разглядеть, ни уничтожить на подлете, ничем не смогли бы. Да что там- по нашим горо-дам могли скрытые удары наносить! Вот потому, что у Горбачёва не было средств защиты от крылатых ракет Рейгана, он и должен был на его нулевой вариант согласиться. Ничего подобного американским крылатым ракетам у нас и близко не было.

А почему не было? Да всё по тому же, что «кибернетика наука мрако-бесов». Для электронных приборов таких ракет совсем другая элементная ба-за требовалась, чем та, которая у наших создателей приборов имелась в нали-чии. Да и разведка не донесла, что они там реально делают, а потому и ко-манды не было такое делать. Вот и отступить из Европы должен был  Горба-чёв со всеми ракетами и со всей армией. Оказалось, что СССР со своим соци-ализмом совсем в другой эпохе жил. Да и сейчас живет Россия непонятно где. Передовую военную технику у Израиля закупает. Подумайте только – у но-ворожденного Израиля, которого, ещё лет тридцать тому назад никто и пред-ставить себе не мог поставщиком самого современного оружия для могучей России.

И ещё один эпизод, уже из космической отрасли. В нашем ОКБ велись работы по созданию космических аппаратов для исследования Марса. Все они получались тяжелее и сложнее тех, которые делали американцы. И все, кому ни лень, ругали нас за это. А такими, как у американцев не получались пото-му, что потенциал нашей промышленности был значительно ниже, чем аме-риканской. У нас не было, и нет до сих пор, такой же элементной базы, кото-рую создали американцы. А потому всё бортовое оборудование было значи-тельно тяжелее, чем у них, и оно требовало больше энергии, то есть больше бортовых источников тока. Да ещё, нашим аппаратам были необходимы бо-лее мощные бортовые передатчики, так как на земле стояли маломощные приемные устройства, Да и было их значительно меньше, чем у американцев. В итоге – ни одного по-настоящему удачного пуска в исследовании Марса.

Тут на днях слышал, как Зюганов похвалялся, просто в голос кричал, (глотка у него луженная) – мы делали космос на своей элементной базе!! По-нимал бы, хоть что-то, горлопан совковый.

Но что особенно обидно, так это то, что талантливых инженеров и у нас вполне достаточно было. Ведь повторяли все их достижения. Почти все. Могли и сами делать и делали отличные вещи. Расскажу лишь пару эпизодов, свидетелем которых был.

У Королёва шёл огромный проект высадки человека на Луну (что б не отстать от американцёв). Нам же (Лавочкина уже не было в живых) поручили сделать проект лунного «автомобиля» для доставки космонавтов, уже выса-дившихся на Луне, к другому, запасному посадочному модулю, посаженному ранее. Но тут у Королёва случилась беда непоправимая – на старте огромная ракета рванула и в пыль разнесла не менее внушительное из многих тысяч тонн специального бетона основу стартового комплекса и все вокруг. Старто-вый комплекс нужно было строить заново, с нуля. Проект высадки людей на Луну у Королёва закрыли. Ну, а американцы на Луну высадились и благопо-лучно вернулись на землю, да проделали это не один раз.

А нам-то, что с лунным авто делать? Уж у кого возникла мысль сделать на его базе передвижную научную станцию, не знаю, но наш Главный кон-структор Бабакин Георгий Николаевич с такой инициативой вышел «наверх», под тем соусом, что, мол, американцы тратят миллиарды долларов на высад-ку людей, а мы Луну задёшево осваивать автоматическими аппаратами будем. Сработало, создание «Лунохода» утвердили. И мы его сделали, и посадили на Луну, и он там ездил, и картинки на землю слал. Успех полный.

У кого появилась идея «умыть» американцев нашим автоматическим аппаратом ещё раз, развить, так сказать, успех, точно не знаю. Но начальник отдела по разработке аванпроектов Федоров Илья Николаевич, старейший соратник Лавочкина, разработчик почти всех его аванпроектов, уже почти ни на что другое не отвлекаясь, делал предварительные расчеты нового автома-тического аппарата. Он должен был прилуниться на той же платформе, что и луноход, взять пробу грунта с определенной глубины и доставить эту пробу грунта в заданный район на территории СССР. И неважно, что американцы притащили с Луны мешки специально отобранных камней, а мы привезём лишь небольшую ампулу, главное мы тоже можем!

Мой стол был рядом со столом Федорова, и я с завистью даже наблю-дал, как Федоров вместе с нашим главным баллистиком Авербухом Ароном Израилевичем и главным разработчиком бортовых систем управления Воло-ховым Юлием Ароновичем в жарких спорах день за днем лепили этот уни-кальный аппарат. И они нашли и необходимые траектории полета, и конфигу-рацию всего оборудования, и уложились в жёсткий лимит допустимого веса всего аппарата. А потом аппарат сделали, он долетел до Луны, мягко сел, взял пробу грунта, стартовал в заданное время с Луны и приземлился в расчетном районе в расчетное время. Капсулу извлекли и доставили в наше ОКБ.

Успех! Невероятный. Сложнейшая программа была выполнена, что называется, «на раз», на первом же запуске(!). Ни ракета-носитель, ни разгон-ный блок (которым я занимался), ни один из блоков аппарата, ни одна из его систем, не дали ни единого сбоя. Поразительно!

И знаменательно. Оба космических аппарата проектировали настоящие специалисты, команда, которую собрал ещё Лавочкин, и которая досталась Главному конструктору Бабакину Георгию Николаевичу так сказать по наследству. А надо сказать, что казус Главного конструктора Бабакина ред-чайшее явление в отрасли, если не во всей оборонке. Его на должность Глав-ного конструктора выдвинула… наша «инженерная вольница». А было это так.

Во времена, когда хозяином страны был Хрущёв, его не то свояк, не то родственник жены Челомей Владимир Николаевич взлетел из руководителя малюсенькой фирмы, квартировавшей на задах большого авиамоторного за-вода в Тушино, до руководителя большущего ОКБ и самого могущественно-го человека во всей отрасли. Даже Королёва подмял. Его приказы исполня-лись всеми смежниками беспрекословно и быстро, вне всякой очереди. И наше ОКБ он сделал своим филиалом, передав в разработку одну из своих ра-кет морского базирования (ведущим конструктором этого ракетного ком-плекса он назначил меня). А когда Хрущева сбросили, то Челомей стал «сбрасывать балластный ассортимент» своей тематики, в частности, закрыл комплекс, которым я занимался, сосредоточившись на большегрузных раке-тах-носителях. Так наше ОКБ вновь обрело самостоятельность. Но, странная ситуация, - без Главного конструктора.

В это же время происходила очередная забава советского правительства и ЦК КПСС – пересаживание руководящих чинов из кресла в кресло. У них это называлось совершенствованием структуры и управления народным хо-зяйством. Этим ещё Сталин занимался. Он то создавал мясомолочное мини-стерство, то отделял молоко от мяса, то пищевую промышленность соединял с рыбной, то иначе как-то тасовал министерства и ведомства. На этот раз де-лили предприятия между авиационным,  МАП, и оборонным, МОП, мини-стерствами. Нас передавали в МОП (эта операция получила у нас название «МАП твою в МОП»). В этот момент один из наших специалистов, Овсиенко Федор Михайлович, поднял волну – а зачем нам чужой дядя, давайте пред-ложим министерству на Главного нашего Жору, то бишь Бабакина Георгия Николаевича. Он был начальником подразделения, которое занималось про-ектированием бортовых систем управления. Народ с воодушевлением идею поддержал – свой и очень приличный человек. И, как положено, через парторганизацию ОКБ и завода соответствующую петицию в МАП отправи-ли. А МАПу было уже всё равно, кто у нас Главным станет, наше ОКБ уже было для них, как отрезанный ломоть. И под занавес перетасовки утвердили нашего выдвиженца Главным конструктором.

Я это к тому, что когда по случайному стечению обстоятельств позво-лили народу проявить инициативу, то народ тут же выдал на гора и толкового Главного конструктора и отличную продукцию.

В истории фирмы НПО им. Лавочкина той поры было еще одно выда-ющееся достижение – посадка на поверхность Венеры космического аппарата, который достиг поверхности, произвел пробы атмосферы, грунта, сделал не-сколько панорамных снимков места посадки и передал информацию на зем-лю. Это при давлении на поверхности Венеры в 100 атмосфер, температуре 500 градусов Цельсия и агрессивной среде. Блестящий успех!

После скоропостижной безвременной кончины Бабакина в 1971 году фирма НПО им С. А. Лавочкина стала приходить в упадок. На должность Главного конструктора стали назначать каких-то номенклатурщиков, из лиц, от которых другие Главные конструктора рады были избавиться. Один из них даже грозился выбить из фирмы дух Лавочкина. А уж когда ещё полного идей и энергии Федорова Илью Николаевича выгнали на пенсию, а на его место по-ставили человека, ничем не доказавшего своего права руководить ключевым проектным отделом ОКБ, то стало мне очевидным, что фирма загнивает. И действительно, ничем не отметилась эта фирма за прошедшие со дня смерти Бабакина 40 лет.
 
Американцы же продолжали, между тем, исследование космоса автома-тическими космическими аппаратами различного назначения. Они подробно закартографировали и исследовали поверхность Марса аппаратами, выведен-ными на орбиту спутников Марса и марсоходами. А полученные ими десятки тысяч снимков Юпитера, Сатурна, Урана, Нептуна и некоторых их спутни-ков, переданных на землю несколькими космическими аппаратами, ну просто ошеломляют! Моё же родное ОКБ отметилось, увы, лишь недавним крахом аппарата Фобос-Грунт, который они мурыжили более 30 лет. Обидно до слёз.

И не могу не отметить самого, на мой взгляд, эпохального достижения американцев на ниве автоматических космических аппаратов – вывод на ор-биту спутника Земли мощного телескопа «Хаббл». Его значения для науки переоценить невозможно.

Нет, великие достижения советской эпохи, которыми непрерывно по-хваляются Зюганов, Проханов и иже с ними, были всего лишь натужными «догонялками» за ненавидимыми ими США и прочим Западом. Были в этой гонке за лидером и громкие, на весь мир прорывы. Такие, как полёт Гагарина, создание орбитальной станции. Но в целом редкие одиночные достижения мирового уровня не изменяют того факта, что никогда не стоял СССР во гла-ве научно-технического прогресса, а только догонял этот «загнивающий За-пад», из последних сил пытаясь сократить дистанцию разрыва, которая, как назло, только возрастала.

И растет сегодня. С каждым днем, этот проклинаемый запутинцами де-мократический капитализм, несмотря на всякого рода кризисы, все набирает силы, всё дальше и дальше убегает от страны «суверенной демократии», ос-новательно засевшей на нефтяной игле. Сегодня России, чтобы не развалить-ся, не впасть в хаос, остро необходима всесторонняя модернизация, и прежде всего модернизация политической системы. И нужны не косметические ре-формы, а капитальный слом «вертикали власти». Не собирался, и не буду об-суждать ту систему, которая должна заместить суверенную демократию. Пока лишь пытаюсь вникнуть в предложения Прохорова, Явлинского, Миронова.

Стало вполне очевидным, что под разговоры о модернизации Путин и компания восстановили и сталинскую номенклатуру (теперь это «президент-ская сотня» называется), и сталинскую Военно-промышленную комиссию, ВПК. Это ж до чего убогий  интеллект иметь надо, что бы не понимать, что без Берии с его лагерями, без железного занавеса, без закрытых городов и ша-рашек возврат к советскому ВПК невозможен. Ни Иванова прежде, ни Рого-зина теперь никаким боком к авиации, ракетам, подводным лодкам пришпи-ливать не следовало бы. Нашему космосу и оборонке, если что и нужно, так это не держиморды, а настоящие профессионалы.

Да, господа президент-премъеры, ваша кадровая политика просто каль-ка со сталинской, типичный пример автократии – вы назначаете на должности по каким угодно только вам известным критериям, но только не по критерию профессиональной пригодности. Вот объясните народу, почему Рогозин дол-жен «наводить порядок» в космической отрасли, в которой он «ни уха, ни рыла» не понимает? Может потому, что Рагозин «свой», генеральский сынок? Но ведь и Коптев свой. Правда, не сынок, а генеральский зятёк. Однако Ко-птев-то в космосе смолоду, профессионал с многолётним стажем, как ни как, а лет, пожалуй, 30 с хвостиком в космосе. Не знаю, почему Коптева сняли с должности начальника «Роскосмоса», власть это народу не объяснила. Может и за дело (в чем сомневаюсь, думаю, своего человечка пристроить надо бы-ло), но Коптев - председатель комиссии по выяснению причин аварии Фобос-Грунта, вполне оправданное назначение. А вот Рогозин…

Смех и грех, право, - тут же, дня не прошло с назначения на высокую должность (может с бодуна по такому случаю?), не дожидаясь заключения комиссии (чем комиссию просто опошлил, унизил её, и себя выставил совер-шенно несерьёзным деятелем), как крякнул на всю страну, на весь мир – это америкашки паскудные с Маршаловых островов своими радарами пыхнули на наш аппарат! Боже, стыдно-то как. В те «славные» для коммунистов бериев-ские времена после такого пассажа от него уж и следа бы не осталось – выле-тел бы на Колыму со сверхзвуком.

Назначение Рогозина «смотрящим по оборонке» – мерзкая отрыжка совковой «философии», мол, «не боги горшки обжигают», и «у него не заба-луют». И как же не понять, что даже батальон рогозиных во главе с генерала-ми КГБ ивановыми возродить ни космос, ни оборонку не смогут.

А ещё, это назначение есть громкая на всю страну пощёчина тем, кто космос и оборонку создаёт. Всему инженерному корпусу страны (вернее то-му, что от этого корпуса осталось).

А поднять оборонку смогут только свободные от держиморд и их ата-мана Путина частные оборонные предприятия. Нужно ликвидировать все государственные корпорации, отпустить на свободу все предприятия (а ведь они уже были свободными, это Путин их загнал под Иванова в госкорпора-ции), создав предварительно на каждом из них «Инженерный совет», который и решать будет, как им дальше жить. И в США, и в Израиле оборонка в част-ном владении.

Предвыборную программу Путина не читать и читать не стану. Что сделал Путин за 12 лет властвования, чтобы слезть с нефтяной иглы, что бы сократить хоть немного отрыв от Запада, чтобы раздавить гидру коррупции, пожирающую страну? То-то и оно. Теперь же нам предлагается интересное кино посмотреть – как Путин начнет проведение реформ, которые, по сути, должны ликвидировать, то, что возводил, как раб на галерах, все предыдущие годы. Вы верите в то, что чекист (бывших чекистов не бывает, так, кажется, они себя представляют), будет строить свободный капитализм, что уволит Сечина и вернет ЮКОС Ходорковскому? Вы верите, что он откажется от за-нятия, которое ему очень нравится, - от ручного управления страной, от свое-го великодержавного пафоса и от конфронтации с Западом, от социальной демагогии, и тому, что всерьёз станет гнобить коррупцию? Я в это поверить не могу.

Весьма вероятно, что народ российский даст ему порулить ещё какое-то время. Любит народ российский крепкую руку правителя, и стабильность лю-бит, а перемены на дух не переносит. Ну и «Поклонная» ему в руки!

И всё же, не уверен, что граждане России будет вечно терпеть некомпе-тентную с совковым духом власть, возглавляющую партию жуликов и воров, и простит все это ему и его камарилье.