Солдат не вернулся с фронта, но жив...

Артур Пырко
*Очерк на основе фронтовых писем солдата*


Письма военных лет своего родного брата Алексея жительница горпосёлка Октябрьский Надежда Ивановна Ткачева сберегла по велению души – ныне они представляют собой музейную ценность. Пожелтевшие за семь десятилетий листки бумаги от ветхости почти уже рассыпаются, а написанные карандашом и чернильной ручкой слова, бывает, невозможно разобрать. Но в этих письмах история!.. Фронтовой путь ефрейтора Алексея Гололобова, к сожалению, оборвался за несколько месяцев до долгожданной Победы – его последнее письмо датировано 24-м января 1945 года. В те зимние дни советские войска наступали, тесня фашистов по всему фронту. Всему миру было понятно, что исход войны предрешен, однако до триумфального парада в Берлине еще было далеко – сражений впереди предстояло много, армия несла большие потери.

А дома Алексея Гололобова ждали в пожилом возрасте мать и отец, три родные сестры, многие родственники. Семья проживала тогда в д. Ясная поляна Могилевской области. Туда и приходили немногословные послания солдата из Брянска, Польши, прифронтовой полосы вблизи границы с Германией. Семь небольших листиков бумаги открывают взор на неизвестную судьбу солдата – патриота и защитника своей Родины.

18 марта 1944 года. Здравствуйте мама и папа, Соня, мои племянники Нина, Анатолий, Валя и Миша! В первых строках своего письма я хочу вам сообщить, что жив и здоров, всего наилучшего в вашей жизни желаю. Соня, обо мне не беспокойся – и всей родне это передай! Я живу теперь хорошо, продуктов хватает. Готовлюсь бить врага, как это делают наши гвардейцы! На этом кончаю, пусть летит привет от меня родным и соседям!

16 апреля 1944 года. Письмо от вашего сына. Здравствуйте дорогие родители, а также сестрицы Соня, Анюта и Надя! Спешу сообщить, что у меня все нормально. Сердечно благодарю за письмо, которое было выслано вами мне 25 марта. Получил я его 15 апреля. Я был очень доволен весточке из дома, хотя не до переписки тогда было. Но ничего не поделаешь – это война.
 
Адрес мой быстро меняется, как вода переливается, ответ не знаю, придется получить или нет. Мама, пиши мне подробно о себе и сестрах, о бабушке. Как у вас с хлебом, как собираетесь весну проводить? По запросу Нади насчет фотокарточки сообщаю, что должен сфотографироваться, задержки не будет. Прислал бы с этим письмом, но наше подразделение перевели на дислокацию в другое место. Так что пока дело откладывается, а фотокарточки у нас стоят 600 рублей за 6 штук. Я нахожусь пока в Брянске, только не в том месте, где раньше был. На этом завершаю. Передавайте от меня привет моей матке крестной – а она пусть доброе слово всем своим родным скажет. Мой адрес: г. Брянск. П/п 83221Е-9 получить.

17 августа 1944 года. Воинский вам привет, дорогие родители и сестры! Сообщаю, что я жив и здоров, чего и вам желаю в гражданской жизни. Добросердечно благодарю за письмо, высланное вам мне, а также за вложенные в конверт два листа бумаги. Мама, я вам писал, что у меня не было бумаги. Но в настоящий момент уже есть все, что только нужно для солдата: тетради, карандаши, яблоки, огурцы, молоко, масло и т.д. Я не так давно получил от Володи открытку. Он пишет, что находится в Бессарабии.  Получил также я и от товарища письмо, вместе с которым обучался в г. Бежицы. Сообщает, что присвоили ему звание ефрейтора и теперь он находится при фронте. Скоро и мы сами уже сдадим зачеты, тогда сообщу вам в письме, какие будут результаты – пока не знаю.

Мама, деньги по переводу я пока не получил, но должен скоро получить. Мне пока что живется хорошо. Сфотографировался бы, как и обещал, но далековато это от нашего расположения – нужно добираться на станцию, до которой около 8 километров. Думаю, что сумею это сделать каким-нибудь способом. На этом письмо завершаю. Новостей больше нет никаких. Остаюсь жив-здоров. Передавайте родным и соседям привет. А.Гололобов.

27 октября 1944 года.  Пишу вам с красноармейским приветом! У меня в порядке дела на службе, чего и вам желаю в жизни. Мама, вы пишете, что обижается на меня Якименко Владимир, что не шлю ему писем. Каким-то образом я потерял его адрес, поэтому прошу вас прислать мне повторно. Также сообщите мне адреса Шлынова Шуры и Коли Л. – тоже напишу им. Послал я и бабушке письмо. Передавайте привет Адарке, Вале и Шурку. Остаюсь жив-здоров. Всего наилучшего вам желаю!

20 ноября 1944 года. Привет всем родным! Главные новости у меня такие, что я уже в звании ефрейтора и служу за пределами Родины. Воинская часть находится на временном расположении в Польше, около города Люблин. Если есть такая возможность, то посмотрите на карте. В боях пока не участвуем, но они идут поблизости и думаю, что наше время бить врага приближается.

Редакционное пояснение. Это письмо написано не на обычном листе почтовой бумаги, как все остальные, а на типографском бланке с надписью: «Горячий привет в день Октября!». Рядом изображены улыбающиеся танкисты на фоне знаменитого танка Т-34 с красной звездой на башне. Над ними реет алое советское знамя с пометкой у флагштока: 27 лет. Как девиз вверху, бланк содержит призыв: "Смерть фашистским оккупантам!".

17 декабря 1944 года. Выпало написать вам письмо, мои дорогие, в воскресенье – как раз есть времени немного. Насчет бумаги для писем не беспокойтесь – у меня есть и будет, лишь бы сам жив был. Еще спрашиваете, как мы одеты, не холодно ли?.. Все нормально у меня, спешу сообщить. Мы перешли уже на зимнее обмундирование, да и местность не особо холодная у нас. 14-го числа я видел даже, как поляки перепахивали огороды на зиму, но сейчас уже мороз подступил – земля стала твердая. Писал Володе и Шуре, но от них пока не поступило ответа мне. Не знаю, живы или нет. Мой фронтовой привет родным и соседям!

24 января 1945 года. Здравствуйте, дорогие мои люди! Служба у меня идет хорошо, если говорить коротко. Мама, от вас писем я получил два, на которые уже давно дал ответ, хотя и не до того было, но сумел отписать. Я живу пока что хорошо – служба продвигается. Самое главное, что немец бежит, ошеломленный под ударами рабоче-крестьянской Красной армии. Наша воинская часть уже находится вблизи германской границы. Скоро и я приму участие в боях, но это письмо еще пишу в тихой обстановке. Жду ответа с нетерпением. Адрес: Полевая почта 16731 “Ш”. Гололобову.

Послесловие. Вот и все, что нам известно о судьбе защитника Родины, ефрейтора Алексея Гололобова. Писем от него домой с фронта уже не поступало. Точнее, в неповторимый и радостный День Победы – 9 мая 1945 года, добравшийся до д. Ясная поляна почтальон принес сразу все почтовые послания с фронта, поступившие за последнее время. Очень жаль, но среди них оказалось и похоронное извещение о том, что А.И. Гололобов погиб 31 января 1945 г. и похоронен в трех километрах юго-западнее от города Швибус. Вероятнее всего, это произошло в ходе штурмовых операций советских войск, ведь кратчайший путь к Берлину пролегал именно через этот стратегически важный населенный пункт. Вечная слава героям!

Память о событиях страшной и кровопролитной войны еще долго будет звучать тревожным колоколом в сердцах ныне живущего поколения, но наш долг изучить доблестный путь каждого солдата – и никогда не забывать об этом.


Апрель 2015

(из сборника "Рудобельские истории")

*фото автора письма военной поры, принесенного в редакцию газеты