Открытый театр, или Импровизация

Георгий Самсонов
(одноактная пьеса в форме рассказа)

Однажды, а точнее ранним утром (примерно в семь) 28 апреля 2015 года, мне приснился сон. Я прогуливался вдоль набережной незнакомого мне города и набрел на площадку перед театром, который так и назывался – «Открытый театр». На стенах висели афиши, на которых я узнал лица популярных актеров, включая Евгения Киндинова. На площадке разыгрывалась сценка для двух актеров из неизвестной мне пьесы. Лицо одного из исполнителей показалось мне знакомым. Я вспомнил, что в детстве мы играли с ним во дворе в футбол и хоккей. Он очень экспрессивно произносил свой монолог, привлекая внимание зевак и прохожих.
Ко мне подошел незнакомец и обратился со словами: «Не хотите ли сыграть? Вот, есть роли на выбор». Он помахал перед моим носом веером из буклетов, напомнивших мне театральные программки.
- А с кем, с вами?
- Можно и со мной, если у вас нет другого партнера.
- Очень заманчиво, но у меня всегда была плохая память на тексты. Видимо, поэтому я больше хотел стать режиссером, чем актером. Здесь, как я вижу, актеры сами себе режиссеры.
- Да, они, как правило, импровизируют в рамках заранее подготовленного текста.
- А что если попробовать устроить полнейшую импровизацию на заданную тему? Только лишь пунктиром наметить героев и развитие сюжета.
- Это любопытно, но невероятно сложно. Как говорится, любая импровизация всегда тщательно подготовлена.
- Меня всегда завораживала импровизация. О ней я впервые узнал в далекой юности из «Маленьких трагедий» Пушкина, точнее из одноименного фильма, который шел по телевизору. Там Сергей Юрский играл демоничного поэта-импровизатора. А уже гораздо позднее судьба свела меня с Борисом Юханановым, у которого я учился режиссерскому мастерству. Однажды мы сидели с ним в одной компании, и чтобы как-то оживить обстановку, он выразил желание продемонстрировать свой талант поэтической импровизации. Ему по очереди задавали тему, и он поражал всех своим уникальным умением тут же на ходу сочинять стихи, точнее лихо и изящно складывать слова в рифмы. Рождавшиеся на наших глазах строки, зачастую были лишены логического смысла, но своей загадочностью и непонятностью производили еще большее впечатление. Тогда у меня закралось подозрение, уж не трюк ли это. Слишком уж легко и непринужденно выпархивали удивительные и причудливые стихи из уст не менее демоничного, чем герой Юрского, режиссера Юхананова. Он читал страстно, артистично, без запинки, чем приводил всех присутствовавших в неописуемый восторг.
- Ну, стихотворная импровизация это довольно древняя форма самовыражения. Подвластна она лишь единицам. А вот сымпровизировать мини-спектакль может почти каждый. И довольно просто. Ведь не нужно лихорадочно подыскивать нужную рифму. Сейчас мы с вами, по сути, разыгрываем подобную импровизацию. Наш диалог родился спонтанно на глазах у сторонних наблюдателей. И это не театр только лишь потому, что мы не назвали свою беседу спектаклем.
- А если бы назвали, зрители никогда бы не поверили в то, что мы импровизируем. И как доказать, что это не домашняя заготовка? Я хочу предложить Юхананову поставить в его Электротеатре Станиславский одноактную пьесу, которая будет наполовину импровизацией. А чтобы зритель в этом не сомневался, в момент импровизации на сцене будет загораться табло с надписью «импровизация».
- Прекрасная идея. Думаю, что Юхананов с его любовью к экспериментам и полной свободе на сцене одобрит эту затею с большим удовольствием. И все-таки, как мне кажется, никто и никогда до конца так и не сможет поверить в то, что сейчас он стал свидетелем чистейшей, неподготовленной заранее импровизации. А это очень обидно, особенно когда она удалась. Но об этом уже судить не нам.

28.04.2015 (7.14 – 10.21)