Кадры детства

Светлана Самшина
Все мы родом из Детства…
 Я помню себя очень рано. Правда, воспоминания рвутся, как кадры на старой кинопленке.
Тамбовская деревня.
 Лето. Я лезу через забор, меня укусил шмель.
 Гуси белые, шипящие, вытягивающие шеи. Я их  очень боюсь.
 Машины, везущие на поля поющих загорелых баб в  цветных платках. Белые просторные палаты с колышущимися  длинными марлевыми занавесками. Портрет мамы над моей кроватью.  Мне 2 года. И я знаю, что это моя мама.
И что ОНА У МЕНЯ ЕСТЬ, хоть ее и нет со мной рядом. 
 Мне 3 года. Мама приехала за мной! И я ее сразу узнала, хотя  расстались мы,  когда мне было полгода!  Мама меня забирает к себе.
 Она плакала в дороге: я не хотела спать на скамейке вокзала ожидания, как "кака-то цыганка на лавке!», в поезде требовала пить, но не могла пить «колючую» газированную воду. Молодец тетя Люба. Не растерялась – пошла и набрала «неколючей» воды  в единственном источнике, где она была. В  унитазе.
 
 Камчатка.

Природа Камчатки меня поразила: «Глянь мамка, бугры какие!»
 Кошмар детства: Вертолет, которого я боюсь панически, бегу домой  с истошным криком: «Ой, задавит! Задавит!»  и не   могу открыть тяжелую дверь.
  Очень не люблю закрытые помещения. Меня оставили, с какой - то женщиной,  а она ушла в магазин и закрыла меня в доме на ключ. Я перебила все окна, кидая в них горшки с цветами, стоящими на подоконнике.
Я выхожу одна гулять во двор. С любимой игрушкой – деревянными утятами на дощечке. Дернешь за веревочку, и они стучат лапками, как будто бегут.
Иду, разглядываю все вокруг. Нет деревьев, цветов очень мало. Чудно!
 С одной стороны - речка, с другой - море. Страшновато.
Вдруг с соседнего двора двухэтажного большого дома выбегает стайка ребятишек.  Предводительствует у них вихрастая девчонка лет пяти.
-Здравствуйте! - улыбаюсь я. Я еще никого не знаю. У меня нет друзей.
-Привет! – небрежно бросает она, и вдруг разглядев игрушку в моей руке, громко кричит:
- Айда, все сюда! Новенькая руськину игрушку украла!
-Это моя игрушка! – набычилась я, решив стоять насмерть.
-Ах так!  - не унимается – атаманша, -Руська, а ну тащи сюда ящик со своими игрушками.
Руська с помощниками выволакивают на улицу огромный ящик полный игрушек.
-Стой здесь!- командует девчонка. И начинает рыться в ящике.
Через какое – то время находит таких же утят, достает и бросает мне:
- Можешь идти.
Я медленно иду мимо них. Я ошеломлена тем, что девочку, в краже игрушки у которой меня подозревали, зовут также как мою маму. Руся. Руслана. Я думала, что моя мама единственная с таким именем.
Мама имя свое не любила.
В их сибирской деревне школьного пса звали Руслан.  И сестры не выговаривали этого имени, и все звали ее с детства Люсей.
И была такая обидная дразнилка: «Обся! Руся! Уза! Бора» …
А тут такая встреча. Девочка с маминым именем.
                ***
P.S. Через много – много лет, я выполняя упражнения по избавлению от груза обид, начну писать свои обиды, и неожиданно вспомню этот случай, и так до слез расчувствуюсь, что позвоню в час ночи своей лучшей по жизни подруге, и спрошу : Оля, как ты могла? Как ты могла совершенно незнакомую девочку назвать воровкой?
А та в ответ: Ты обалдела? Какая воровка? Какие гуси? Нет, Светка, ты ненормальная! Сама не спишь и другим не даешь!

  Детский сад.
 
Я не люблю мясо в супе. И незаметно перекладываю его в тарелку Мише. Миша мясо любит. Но бдительная воспитательница заметила наши маневры.
 Меня в наказание провели по всем группам, со словами: «Эта девочка НЕ ЕСТ МЯСА»! Дети тыкали в меня пальцами, сидя за обеденными столами, и смеялись.
*
Один раз я попросила, чтобы меня оставили в саду ночевать. Нянечка тетя Рая рассказывает нам сказки на ночь и  одновременно чистит огромный бак картошки. Мы просим попробовать сырой картошки. Она отрезает нам по маленькому кусочку. Вкуснота!
Потом она дает нам палочку с намотанной тряпочкой и просит помочь. И мы протираем батареи - гармошки внутри. У тети Раи руки  большие, толстые не помещаются внутри батареи, а у нас помещаются, да еще как! Мне нравится  мыть батарею, нравится сырая картошка, нравится тетя Рая, и ее сказки, под которые мы сладко засыпаем.
Но утром так грустно просыпаться без маминых поцелуев и свежеиспеченных блинчиков. И день потом кажется таким длинным, пока мама не придет за мной.
*
 В бане ремонт. С кипящих батарей сняли деревянные решетки, а я прислонилась с «устатку» к батарее. Ожог. Мне потом разрешалось в детском саду одной спать на левом боку, так как правый был обожжен.

Выходные.

 В выходные родители принимали гостей.
Нас с утра с Таней отправляли к кинотеатру узнать расписание фильмов. Утренний сеанс. Потом праздничный обед с обязательным тортом с жирными кремовыми ядовитыми цветами и сметана в придачу.
 После обеда тихий час. Спать мы не хотели. Уснуть не могли, т.к. в соседней комнате гости. У меня под кроватью картонные коробки с сухофруктами. Я просовываю руку через панцирную сетку, открываю край коробки и нащупываю сушеные груши – самые вкусные сухофрукты в мире  детства! Это мой секрет.
 Таня, лежащая в кровати напротив, спрашивает шепотом: «Кто это то там шуршит?»
Ответить правду я не могу - секрет ведь!  Я шепотом отвечаю: «Мыши, наверное».
  « А-А-А! Мыши!»- истошно кричит испуганная сестренка. Веселье в соседней комнате стихает. В комнате появляется мама, крайне недовольная:
«Таня, что ты кричишь?»
 « Там-там мышь!»- не унимается сестра. Гости с интересом прислушиваются.
  Я, зажмурив глаза и выравнивая дыхание, соплю, изо всех сил изображая спящую.
 «Не кричи, Свету разбудишь! Какие могут быть у нас мыши?» - успокаивает мама.
 Если гости не расходились и по окончании нашего тихого часа, нас отправляли на дневной сеанс.
 Почему- то на протяжении всего нашего счастливого детства на дневном сеансе в выходные показывали один и тот же фильм «Маленький принц».

фото из семейного архива