Сыщики всегда на cвоём посту, а квартирные воры эт

Владимир Владыкин 2
СЫЩИКИ ВСЕГДА НА CВОЁМ ПОСТУ, А КВАРТИРНЫЕ ВОРЫ ЭТО ЗНАЮТ

Сергей Петрович Щерба после окончания средней школы в 1986 году, обучался СПТУ-9 на наладчика станков, поступал в военное училище. Но вовремя понял, что это не его призвание и ушёл служить в армию. Когда демобилизовался, поступил в органы внутренних дел сначала в патрульно- постовую службу, где проработал год, затем стал младшим оперуполномоченным, и на этой должности проработал около пяти лет. В этом же подразделении принял должность оперуполномоченного. Окончил среднюю школу милиции. Через три года старший следователь, и на этой должности отработал ещё четыре года. А потом  начальник оперативно-розыскного отдела  при УВД Брянска, который год назад переименовали в оперативно-розыскную часть, специализирующуюся непосредственно по квартирным кражам и стал ее начальником. В его подчинение входит два отдела: по раскрытию и выявлению квартирных и карманных краж.
Сергей Петрович капитан милиции, совсем недавно его отдел по России занял третье место (первое Краснодарский край, второе Владимирская область) по раскрытию квартирных и карманных краж. Министерством МВД РФ С.П.Щербу и его отдел наградили Дипломом по лучшей оперативной разработке. Он также награжден именными часами и денежной премией.
– Почему возникла необходимость в создании специализированного подразделения? – спрашиваю у Сергея Петровича?
– Для того, чтобы сконцентрировать усилия данных подразделений для раскрытия участившихся квартирных и карманных краж. В городе произошло резкое увеличение квалифицированных краж из квартир граждан, и поэтому возникла необходимость в таком подразделении, которое должно заниматься только этими видами преступлений. Они сложные не только по профессиональному исполнению, но и по расследованию. Для того чтобы раскрывались кражи, совершаемые ворами профессионалами, на их пути должны стоять и хорошо подготовленные сотрудники. В нашем подразделении есть специалисты, которые проработали от семи до двенадцати лет. Они имеют достаточно высокий практический опыт работы. К сожалению, по роду деятельности я не имею права называть их имена. К тому же мои коллеги, кроме своих прямых обязанностей, часто раскрывают другие тяжкие и особо тяжкие преступления. Допустим, за девять месяцев этого года сотрудниками оперативниками розыскной части раскрыто около 90 квалифицированных преступлений. Из них 26 квалифицированных квартирных краж. Отделением  обезврежено три преступных группировки в количестве 12 человек, которые с ноября прошлого года на территории Брянска совершали квартирные кражи вплоть до августа этого года. Как только 17 августа мы задержали последнюю группировку, причем с поличным, так сразу краж с помощью подбора ключа, взломов дверей квартир, где гражданам наносились большие материальные ущербы, где брали почти одно золото и деньги, практически в городе не стало. Это привело к снижению квартирных краж почти в два раза…
– Какие способами, кроме названных вами, преступники пользуются для проникновения в квартиры?
– Ранее квартирные воры применяли домкраты, которыми вырывали личинки даже в  замках металлических дверей. Автомобильный домкрат был переделан под эти цели. И таким способом проникали в квартиры. Эта группа выявлена и отбывает наказание. Потом преступники стали взламывать двери, эти группировки, которые мы выявили совместно с райотделами милиции, тоже в местах лишения свободы. С ноября, как я уже сказал, преступники, проникали в жилища с помощью подбора ключей, то есть преступники меняют тактику своей деятельности. Они знают, что по их почерку мы легко можем вычислять воров. Поэтому повышают свой профессиональный уровень, чтобы любым способом замести следы и таким образом сбить с толку сыщика. С осени прошлого года мы работали практически круглые сутки, конечно, были свои сложности и проблемы, в сутки регистрировалось по пять-шесть квартирных краж. Нагрузка была большая. Приходилось выезжать  по всем районам областного центра. Воры брали чаще золото и деньги, а также аудио и видео технику. Было видно, что преступники  специализируются на драгоценностях и ювелирных изделиях, что группа действительно серьезная, брала не любые квартиры. Часто жертвами становились предприниматели, и другие состоятельные граждане, в их интересы также входили и ветераны войны. Понимали, что у них есть денежные сбережения, находящиеся дома. Брали боевые и юбилейные ордена и медали. Ведь не секрет, что у любого пенсионера деньги лежат на черный  день. И суммы по десять-пятнадцать тысяч. Переворачивали всю квартиру, искали только деньги, так как брать там нечего: стоит старенький телевизор, старенькая мебель, но воры переворачивали все: постельное имущество, спальные принадлежности, выворачивали в одежде карманы. Было видно, что действовала одна и та же группа. И благодаря  четко слаженной  работе всех сотрудников отдела, их личному  упорству, нам удалось нейтрализовать последнюю группу.
– Значит, домушники не знают, что на них  навалились опытные сыщики?
– Да  не совсем так, после  задержания они признавались, дескать, мы знали, что рано или поздно нас возьмут, на чем-нибудь проколемся. За десять месяцев нами  были обезврежены три группы. Сейчас они дают показания. В этом огромная заслуга, как наших сотрудников, так и сотрудников райотделов, которые практически работали на износ. Они снабжали нас оперативной информацией. В принципе эта заслуга всех сыщиков Брянска. Когда идет такой вал квартирных краж, надо работать сообща. Сегодня в месяц регистрируется 25- 30 квартирных краж и то не квалифицированных. А вот когда работали эти группы, за месяц регистрировались 110-120  квартирных краж. Если два года назад было 1000 квартирных краж, в прошлом за девять месяц  было около 800 квартирных краж, то в этом за тот же период совершено 500.
– Если кражи продолжаются, значит, домушники продолжают свое ремесло?
– Сегодня проскакивают кражи, но не такие квалифицированные, как фиксировали до этого. Это происходит оттого, что одних сажаем, а другие выходят на свободу…
– Вам, наверное, нельзя говорить, что какие-то группы находятся в стадии разработки? Но как-то надо информировать граждан, чтобы были внимательны?
– В нашем отделе преступные группы находятся в постоянной разработке. Я не буду их называть, они находятся в поле зрения. Тут дело техники, не сегодня – завтра они будут обезврежены, о чем преступники прекрасно знают.
– Как воры вычисляют, что тот или иной ветеран или другой состоятельный гражданин оставил квартиру по своим делам?
– Намеченные квартиры будущих жертв преступники отслеживают, проводят разведку. Звонят по телефону, проверяют, дома ли хозяева или одинокий ветеран. Для воров это не проблема. Они изучают, во сколько они уходят и во сколько приходят домой. Но часто они приходили наобум, подходят к квартире, звонят, никто не открывает, соседям звонят, их тоже нет дома, и начинают работать…
– А вдруг кто-то спит или болен и не может открыть?
– В Володарском районе был такой случай, когда воры хотели проникнуть в квартиру, потерпевший спал. И он срочно вызвал милицию. Четыре  человека были тут же задержаны, но причастность к квартирным кражам  сумели доказать только двоим.
– Как правило, занимающиеся квартирными кражами, это местные или попадаются  приезжие?
– В областной центр иногда приезжают карманники из Тамбова и Смоленска. Но в основном преступники все местные. Брянск пограничный, гастролеры приезжают, совершат десяток карманных краж, и уезжают. Залётных ловить трудней, но нам удается справляться и с региональными ворами. Трудность состоит в том, что по таким лицам мало информации, на рынке выявить, в транспорте выявить. Наше подразделение не очень многочисленное, а город  растет, увеличивается транспорт, нельзя сравнить рынок 90 годов и сегодняшний, ибо по площади увеличился почти в три раза…
– Изменились домушники, карманники за последние годы?
– Раньше была у щипачей преступная иерархия, и воровская честь соблюдалась, хоть что-то оставляли хозяину на хлеб, а сегодня карманники от 10 и до 40 лет. Как правило, 70 процентов – это  лица от 18 до 30 лет, они имеют среднее, среднетехническое, и даже высшее образование. Почему так происходит, что образованные люди втягиваются в преступный бизнес? Основная  причина – употребление наркотиков или спиртного, на что нужны большие деньги. Причем по почерку видно: начинающий это карманник или достаточно опытный. Иногда мы задерживаем одних и тех же по четыре раза, они находятся на подписке о невыезде. Карманника арестовываем  со второго или третьего раза. Суд, пока решает вопрос его задержания и привлечения к уголовной ответственности, он совершает повторные кражи. Карманников или домушников осуждают в зависимости оттого, какие деяние они совершили, от двух до четырёх лет срок им обеспечен по ст. 158 ч. 2. Причём наш контингент – это молодые люди, которые не были ни разу судимы. Но есть и такие, которые судимы по нескольку раз. Они берут квартиры наверняка, берут то, что им надо, знают, что хозяин придёт домой не скоро, начинают его продуктами угощаться, пить вино. Короче,  преступники ведут нагло, дерзко, а нам приходится работать почти без выходных.
– Как же они умудряются открыть металлические двери, на которых обычно хозяева ставят по два замка? На это надо затратить время, силу, мастерство?
– Дело в том, что если стоит замок гиревый, то его никто не открывает, если дверь стоит с английским замком, то он открывается в любом случае. Или отмычкой или подбором ключа. В своих выступлениях в газетах мне приходится разъяснять читателям, что  если ставите  металлическую дверь, то устанавливайте два замка: один сейфовый, другой английский. Как только преступники видят такие замки, в квартиру они не проникнут.
– А если ворам  позарез надо проникнуть в такую квартиру, что они тогда предпринимают, какими еще способами проникают в квартиру?
– Первые этажи и  через балкон, разбивают стекло или через форточку. Но обычно такие кражи более всего вероятны летом, когда хозяева держат открытыми балконные двери и форточки. Или в частном секторе… за прошлый год и нынешний в места лишения свободы отправлены десятки квартирных и карманных воров…
– Сергей Петрович, какие социальные причины лежат в таком возросшем вале квартирных краж и других видов преступлений?
– Сейчас за сутки происходит по три-четыре грабежа, я не думаю, что  можно назвать  безработицу, ведь предприятия у нас работают и там зарабатывают больше, чем  сотрудники милиции. Я думаю, что всё-таки молодёжь не хочет работать. Многие мечтают зарабатывать легкие деньги, ничего не делать и получать зарплату, часть молодежи сидит на героине, стакане. Сейчас героин стоит около тысячи рублей, и наркоманам на него нужны деньги, вот они и начинают воровать из квартир, из машин, занимаются грабежами. Стакан сухой марихуаны стоит двести рублей. Из двенадцати задержанных по квартирным кражам, восемь сидели на героине, два баптиста не курили и не пили, но их выгнали за что-то из секты…
На этом наша беседа прервалась, так как Сергей Петрович торопился по служебным делам, потому что время сыщиков как-никак на строгом учёте. Их работа не прекращается ни на минуту, бывает, что прихватывают и выходные, и толком отпуска не отгуливают. Иногда приходится выполнять работу  (из-за не хватки сотрудников  в уголовном розыске), не по своему отделу, вот как в прошлую субботу выезжали на место преступления в Бежицкий район, где в подъезде своего дома найден труп 22-летней девушки, на которую было совершено нападение с целью ограбления, причины и обстоятельства которого теперь выясняет следствие… Сыщики всегда на своём посту…
Беседовал Владимир ВЛАДЫКИН.