Рим по памяти. ч. 7

Натали Наумова 2
Римские церкви.Они разнообразны.Их около 500. Многие из них построены на месте древнеримских базилик и храмов, разрушенных временем. Есть церкви, сооружённые над раннехристианскими церквами - катакомбами, куда ведут лестницы , как в подземелье...

    Новые, но тоже насчитывающие века своего существования, часто  не похожи между собой  по архитектурным стилям.Во времена множественных перестроек,они видоизменялись, дополнялись современными, по тому времени, деталями: это  колонны, портики, алтари, скульптуры, картины на библейские темы выдающихся художников Возрождения...Потому, можно сказать, что  все они эклектичны, особенно, во внутреннем убранстве.
Внешний вид-фасад таких "обновлённых "церквей,более выдержан с одном стиле.Чаще романском или барокко...

      Мы побывали во многих церквах, базиликах, даже не планируя  заранее их посещение. Просто, проходя к намеченной цели, мимо,заходили, чтобы посмотреть, сравнить с другими виденными церквами. Иногда там задерживались, чтобы посидеть, отдохнуть в гулкой тишине огромных пространств или слушая органную музыку.С интересом рассматривали  витражи, росписи византийского стиля на стенах, потолке, колоннах,  куполе... Проходя по нефам, поднимали голову, чтобы лучше рассмотреть  высоко и в полутьме расположенные картины великих художников. Кстати, у входа всегда есть  план -таблица, где и чьи картины  можно здесь увидеть

    В каждой старой церкви обязательны  захоронения знаменитых  граждан Рима - священников военачальников, правителей, учёных, писателей ...Эти захоронения находятся под плитами пола с красивыми надписями латинским шрифтом - указанием,кто здесь был захоронен...Такие же плиты с надписями в нишах стен - тоже захоронения...И в нижних ярусах - бывших катакомбах - подобие кладбищ...
 Все могилы в нижних помещениях-камерах ,  вместо дверей, отгорожены от проходов узорчатыми решётками. Потому сквозь них хорошо   видны каменные саркофаги , надгробия ,скульптурные памятники и, зачастую, ещё несколько захоронений.Это члены семьи известного покойного...
      В достопримечательность каждой церкви входят  Рождественские вертепы. Мы были в Риме в  феврале и ещё вертепы были всюду...Хотя не знаю, может быть они  весь год стоят....Большие и маленькие, богатые и попроще. Совершенно примитивные и механизированные .С подсветкой , изменяющей освещение с утра до полночи, с двигающимися фигурками...

     Одним словом, если есть время,то в каждой церкви можно находиться и осматривать её довольно  долго...Мы же, присев на скамью, искали потом  информацию об этой церкви в путеводителях и справочниках, которые таскали с собой...

     Впечатления от Римских знаменитых церквей   сочетаются с наблюдениями за особой религиозностью итальянцев.  Насыщенность города "местами молений," предполагает, что во всех церквях есть свои прихожане  и, конечно,везде полно туристов...Но среди этих многочисленных посетителей, можно всегда отличить одних от других...

     По тому, как многие прихожане сразу, почти у порога, "кидаются "на колени или, хотя-бы на одно колено, крестятся и быстро покидают церковь, можно понять, что это местные, деловые "римляне. Туристы входят не спеша , поодиночке или группами, оглядывая сначала всё вокруг, молятся, ставят свечи, фотографируют, если разрешено ...

     Но есть в узких старых улочках и маленькие церкви, почти пустые, где нет особенных изысков в убранстве, где полумрак и только алтарь ярко освещён...Тихо играет духовная музыка,
Именно там чувствуется особый  душевный настрой...

     В каждой  большой церкви имеется несколько кабинок, где можно исповедоваться на всех основных европейских языках и туристы охотно используют такую возможность..Везде в  католических церквях молящиеся , читая молитвы, стоят на коленях на специальных скамеечках.
Благоговение царит повсюду. Неприметные люди-служители следят за порядком.Особенно за некоторыми туристами,  которые приходят сюда, как в музей: фотографируют со вспышками, громко разговаривают.
Но таких  всё же мало.
      Мы с дочей, честно говоря,тоже  кое-где нарушали порядок - фотографировали исподтишка....Тем более, что эти запрещения делаются  из  чисто  меркантильных соображений, для наполнения кассы церкви... Можно заранее заплатить за фотографирование или купить в церковной лавке открытки.
Но лишних денег на открытки у нас не было, а фотоаппарат был , поэтому...
Заметили, что  мы не одни...

     Церкви, куда стремятся паломники, наиболее старые и интересные.Так мы неожиданно попали в церковь, где от входа круто вверх поднималась  лестница.Она вела в   церковь паломников. По бокам ещё две лестницы - для всех. Паломники, приходящие в эту церковь за божьей помощью,часто это больные и калеки, ползли по крутой лестнице вверх ( примерно в 3 этажа) на коленях , на каждой ступеньке произнося молитву.
Эта лестница считается святой .Она находится в очень старой Латеранской церкви, которую начали строить ещё при императоре Константине в 314 году. Лестница, якобы, привезена матерью императора святой Еленой из Иерусалима.
Такие чудодейственные реликвии есть в каждой церкви. Это мощи или какая-то часть от мощей , череп, волосы, рука, нога  почитаемого в этой церкви святого . Или это, кусок ткани, обувь, цепи, которыми был (например) прикован св. Пётр , или дощечки от ясель-колыбели Христа и пр. ,и пр.

      Реликвии хранится и выставлены  на обозрение в специальных нишах под стеклом. Перед реликвиями тоже есть "молельные площадки."  Не знаю, верят ли все итальянцы в их действительную подлинность? Наверное верят, ведь там очень ранее и сильное религиозное воспитание.
С каждой церковью, дворцом, лестницей, фонтаном, мостом -связаны какие-то легенды о чудесах, происходивших здесь..Эти легенды рассказываются гидами, на полном "серьёзе"...Кто верит, кто не очень..Но, всё же интересно!   Ещё интересней, когда идёт рассказ об исторических событиях , связанных с этими местами...

      Но вот, не смотря на истовую религиозность римлян, есть в Риме место, где собираются  для проведения различных ежегодных мероприятий атеисты и вольнодумцы Италии( и не только!). Это площадь Кампо деи Фиори,где установлен памятник Джордано Бруно - итальянскому монаху-доминиканецу, философу и поэту, представителю пантеизма, осуждённому католической церковью и сожжённому инквизицией за ересь в 1600 году

     Интересно,что памятник сделан по заказу масонов наперекор церкви. Скульптор Этторе Феррари работал над ним бесплатно.На открытии памятника 9 июня 1889 года площадь была украшена флагами множества общественных организаций. К открытию было подготовлено следующее воззвание:

     "Кто бы ни направился в Рим на чествование воздвигаемого памятника, он будет чувствовать, что различие наций и языков он оставил позади и вступил в отечество, где нет этих перегородок. Присутствующие на открытии памятника, устанавливаемого с согласия и на денежные средства всех народов, будут тем свидетельствовать, что Бруно поднял голос за свободу мысли для всех народов и своею смертью во всемирном городе освятил эту свободу."

     Инквизиция сожгла  великого философа, а Рим воздал должное, поставив этот памятник.

     Но!  На 400-летие (в 2000 г.!) смерти Бруно кардинал Анджело Содано назвал казнь Бруно «печальным эпизодом», но, тем не менее, указал на верность действий инквизиторов. Глава Римско-католической церкви также отказался рассмотреть вопрос о его реабилитации, считая действия инквизиторов оправданными.
     Можно ли требовать почтительного отношения к учёному от "простых смертных"?

     Мы совершенно случайно оказались на этой площади, где был сожжён Бруно и поставлен на месте сожжения ему памятник.  Это оказалась...базарная площадь!

Отношение простых смертных?
     Символичен в этом смысле сам памятник Джордано Бруно...Над базарным площадным гомоном Вечного города, отреченная  от суеты, возвышается  фигура ученого. Он, будучи человеком, знал о вечности, к коей нам и не приблизиться...

     Сейчас вокруг памятника к вечеру собираются горы опустевших ящиков из под овощей. Как поленья к кострищу...Своеобразная насмешка наших современников над великой культурой и историей Рима.