Терция или квинта

Нина Степанычева
       Те, кто получил образование до революции, были очень образованными людьми. По словам мамы на допросе в  НКВД дед  так обяснил, откуда он хорошо знает языки: английский изучал в вузе, немецкий - в Германии, с французским - заминка, ну не мог же он сказать, что дома говорили по французски. Я выросла в семье, где как у Некрасова: «Раз у отца в кабинете Саша портрет увидал...» И уже после лагерей, когда дед к нам приехал, я поинтересовалась, зачем он выучил польский. Оказалось – чтобы прочитать Болеслава Пруста в подлиннике. А я ни одного языка толком не знаю.
       И угораздило же меня совершить с ним путешествие на теплоходе от Перми до Ульяновска, чтобы попасть из сухопутного Свердловска в не менее сухопутный Саранск по воде. Это пятидневное водное путешествие я запомнила на долгие годы. Погода была плохая, моросил мелкий дождичек, мы сидели в каюте и дед, воспользовавшись ситуацией, решил выяснить мой культурный уровень. Больше таких серьезных  и изнурительных экзаменов в моей жизни не было. Мне казалось, что я неплохо выдержала, но дед потом маме написал: «Любушка, как плохо воспитаны наши девочки – они не знают как строятся хоры восточных славян, в отличие  от западных, в терцию или в квинту». В квинту.
      Такой страшный пробел в моем образовании.