Антикризисная программа от Петровны

Елена Гвозденко
Россиян, уклоняющихся от трудоустройства свыше шести месяцев при наличии подходящей работы, предлагается наказывать исправительными работами сроком до одного года. Законодательное собрание Санкт-Петербурга подготовило пакет поправок в федеральные законы, которые в ближайшее время будут внесены в Госдуму РФ (есть в распоряжении «Известий»). Для установления уголовной ответственности предлагается изменить Конституцию.

В Минэкономики по поручению президента Владимира Путина посчитали "целевой сценарий", в рамках которого экономика России должна расти быстрее 4% к 2018 году, а инвестиции — на 9-10% в год. Одним из условий такого роста является увеличение пенсионного  возраста («Коммерсант»).


Главный акцент в перечне антикризисных мер делается на развитие малого бизнеса, самозанятость граждан.

***


На маленькой двери рыночной подсобки прибита табличка: «Бизнес – тренер Петровна. Консультации по маркетингу».

За дверью очередь торговцев. Кто-то тихо переговаривается, кто-то прямо в коридоре перебирает, сортирует товар. У самой двери посетители достают из недр кошелок изрядно потрепанные тетрадочки, листают, делают пометки.

- Заходи, заходи, Макаровна. Присаживайся, - Петровна, сидящая во главе стола, кивает на место для посетителей.
- Здравствуй, что-то не впрок твоя наука, - Макаровна открывает заветную тетрадочку.
- Так уж и не впрок? Совсем продажи не выросли? На прошлой неделе ты обещала мне вести статистику, давай посмотрим.
- В среду продала на две тысячи, четверг, сама знаешь, день базарный, посетителей всегда больше, тут уже пять тысяч выручка. В пятницу отдыхала, внука привезли, постреленка. А вот суббота и воскресенье подвели. Из Мушиного края привезли целый КАМАЗ яблок. Какая уж тут торговля?

- Риски, милая, никто не застрахован от происков конкурентов. Ты мне лучше скажи, есть наработки по мерчандайзингу? Помнишь, в прошлый раз с тобой говорили?

- Это про «товар лицом»?
- Эх, темнота. Да, мы с тобой обсуждали формы презентации твоего товара, его торговой привлекательности. Ты же без разбора в ведро валишь, у тебя сверху и битые и гнилые. А как я учила? На дно клади целенькие, а уж в серединку все страшненькие, а сверху, сверху должны лежать самые спелые, самые крупные, да тряпочкой их пройди лишний раз, не ленись. Ведро на ящик ставишь?
- Да где же ящики свободные найду?
- Эх, темнота. Учти, что ближе к глазам покупателя, а лучше в руках – то желаннее. Ладно, - Петровна сделала пометки в своем блокноте, - ты к вечеру зайди, я с Пашкой – грузчиком по поводу ящиков договорюсь. Да не бросай после работы, чай, не одна ко мне ходишь.
Марковна лишь вздыхала.
- Открывай тетрадочку, пиши новую тему: «промоушен при торговле яблоками». Да не «про уши», вот смотри, - Петровна пишет на листочке трудное слово.

- Эка премудрость какая, - Макаровна старательно списывает, - это что же за хитрость такая.
- Ну, по науке, это мероприятия по стимулированию сбыта, в которых используется прямое обращение к покупателю.
- Это получается, когда Семеновна на весь рынок орет «подходи, не зевай, много яблок покупай», и подсовывает свои червивые, это и есть этот самый «про уши»?
- Да, но не только криком можно покупателя привлечь. Главное предложить то, что другие еще не придумали. Например, ты можешь устроить дегустацию, нарежь дольками на тарелочке яблоко и давай пробовать. А можешь провести акцию обмена своего товара на товар конкурента. Тут уже придется смириться с убытками, на рекламе экономить нельзя. Предлагай обменять свое яблочко на яблочко, купленное в другом месте. Тут уж не скупись – отбери самые целые да самые сладкие. Так ты Семеновну с ее слоганом быстро обойдешь. Хорошо бы свой бренд придумать.
- А это еще что такое?
- Торговое клеймо, вроде ярлыка, «яблоки от Макаровны», к примеру. Знак этот с внучатами придумай, вон  от строителей, сколько самоклеящейся пленки осталось, пусть тебе яблочки вырежут,  вензелек какой, букву «М», да на пакеты, в которые яблочки пакуешь, наклеивай.  Все поняла? Ну, иди, иди, там очередь, сама видишь,  - Петровна привычным жестом смахнула мятую купюру в ящик стола.

- Проходи, проходи, Михалыч. Как дела с диверсификацией? Какие шаги по расширению?
- Дык… как-то не очень. Думали-думали с женой, так ничего и не придумали,  - грузный Михалыч, торгующий мясом, тяжело уселся на стул.
- Вспомни, что я тебе говорила. Диверсификация – расширение, осваивание новых направлений. Ты жаловался, что товар у тебя скоропортящийся, а реализовывать удается не весь, убытки несешь. Так?
- Так, - согласился Михалыч.
- А почему остается-то? Может мясцо не первой свежести или цену держишь высокую?
- Обижаешь, Петровна. Сама же у меня мясцо брала кушать. А не продается, так посмотри, что в выходные-то делается, сколько с деревень приезжают со своими коровками-свинками.
- Значит, конкуренции не выдерживаешь. У тебя несколько вариантов. Ты можешь снизить стоимость товара и продать по бросовой цене.

- Нет, тогда себе в убыток.
- Можешь найти какое предприятие общественного питания, кафе там, столовую и предлагать им, а можешь сам делать полуфабрикаты. Купи жене мясорубку хорошую, пусть фарш крутит, да на совесть, из мяса, а не жилок да сала. А может и готовых котлеток, колбасок наделать, на нашем рынке и продать. Ты с ней приходи в следующий раз, я научу.

Неожиданно «ожил» телефон Петровны: «Что? Нашел еще клиентов? Риелторы, говоришь? Надо лекции по психологии продаж прочесть? Ну, я с графиком своим согласую. У меня еще вещевой рынок и тренинг в гараже о японской модели маркетинга и политике предприятия»…