Спасибо за жизнь!

Евгения Козачок
НОЯБРЬ 2015 г. - ЛУРЕАТ ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНКУРСА "МОЁ МОРЕ".

- http://www.youtube.com/watch?v=VPNaAr2l7g0 - шум прибоя

Живу в приморском городе. Безумно люблю море, его глубину, силу волн, лазурность и то,  как оно изменяет свой цвет в течение суток. С  детства бегаю к морю, чтобы встретить рассвет. Меня волнует появление Солнца  из-за горизонта. Оно освещает вначале берег, плещущие у моих ног волны. Я окунаюсь в этот осветлённый участок  воды и плыву навстречу Солнцу, догоняя уходящую тень.  Потом оно охватывает  своим светлым сиянием всё море до горизонта и поднимается светящимся шаром ввысь. В это время на него можно ещё смотреть не прищуриваясь. Солнце просыпается, чтобы подарить нам день,  тепло и улыбку.  Закат у него разный: оранжевый, тёмно-красный, грозный – с наплывающими тучами на уходящее за горизонт Солнце.

Со временем стала замечать, что именно в такие  дни, когда закат не приветлив,  моё сердце  сжимается  и мне хочется  сделать глубокий вздох, чтобы помочь ему расправиться и спокойно войти в свой обычный ритм. 

Связывая беспокойство сердца  с повышенным эмоциональным восприятием картин заката, стала реже бывать у моря именно в этот период времени. Не помогло. Сердце без видимых причин  напоминало о своём местонахождении все чаще и чаще.  Иногда приходилось уходить с лекции, чтобы отдышаться на воздухе. Родителям не говорила о боли в сердце, чтобы не беспокоить. Надеялась,  что пройдёт. Не прошло.

Обратились  к врачам.  Положили в больницу для обследования. Определили – ИБС (ишемическая болезнь сердца).  Требовалось серьёзное лечение.

Диагноз шокировал. Не могла  посещать  занятия в  институте,  выходить на улицу.
И только в конце недели пошла на встречу с рассветом.  Плавать не решилась. Врачи предупредили, чтобы не нагружала свой моторчик.  Стояла  на берегу, ощущая приятную прохладу волн, обволакивающих ноги.  От большой волны  убегала,  а она, разбившись о берег, мелкими брызгами окатывала меня с ног до головы. Было так приятно и свежо от этих маленьких частиц большого моря, что я громко засмеялась.

- Вижу,  вам тоже нравится восход Солнца над морем и  утренняя прохлада,  - услышала я незнакомый мужской голос.

Оглянулась. Ко мне подходил парень лет двадцати пяти.  Капельки воды искрились на его теле, стекали с волос. Он улыбался  так искренне, что я не испугалась отсутствия людей на берегу.

- Люблю  рассветы,  закаты,  плавать.

- Понимаю. Вода сегодня холодная.  Вы  не торопитесь?

- Не тороплюсь.

-  Тогда давайте знакомиться.  Аркадий. Родился и живу в этом городе. Учусь в столице, осваиваю профессию лётчика. Сегодня, к сожалению, уезжаю из города. А вы работаете или учитесь?

- Инга. Учусь в инязе, тоже в нашем городе. 

 - Хорошо, что вы остались в городе и любите море. Иначе бы мы не встретились.  У меня есть ещё немного времени до отъезда. Побродим по воде?

- Побродим.

- Я рад этому!

И Аркадий, взяв меня за руку,  повёл по берегу, став  со   стороны волн, чтобы  принять их удар на себя.  Молчали. Прислушивались друг к другу  и к изменениям, происходящим в наших сердцах.  Не знаю, о чем думал Аркадий, но моё сердечко учащённо забилось.  Почувствовав моё волнение, и словно прочитав мысли, он сказал:

- Ты мне тоже понравилась. Я  за тобой наблюдал  и боялся подойти. Решился. И  очень рад  нашему знакомству. Я должен уходить, но,  не узнав номера твоего телефона,  уйти не могу.  Обязательно позвоню. Ответишь?

- Отвечу.

 Надо же такому случиться, чтобы Аркадий появился в моей жизни тогда, когда возникли проблемы с сердцем. Волнения  противопоказаны. Старалась не думать о нём. Но мои старания не увенчались успехом, тем более, что Аркадий почти каждый день звонил мне.  Я ему отвечала  и  не могла дождаться следующего звонка.

Не виделись полгода. За это время я дважды лежала в больнице. Потом дали направление в институт  Амосова. Прошла курс лечения.  Говорили о шунтировании, операции Батисты.  Аркадию ни о болезни сердца, ни о предстоящей  операции  не говорила. Зачем? Ещё решит, что я думаю о серьёзных отношениях  и поэтому делюсь с ним своими проблемами. Для меня было уже счастьем общаться с ним  по телефону.

Увиделись у моря,  на месте первой нашей встречи. Пришёл с букетом цветов и сразу же предложил поехать  к  другу детства,  который  живёт в столице.

- Инга, у друга свадьба. И он определил меня своим дружком на этом празднике любви. Так что без меня их не распишут,  -  объяснил.

Познакомила родителей с Аркадием.  Узнав,  что мы уезжаем  на несколько дней,  мама заволновалась. Вероятно, хотела сказать о причине своего волнения. Но я с такой мольбой на неё посмотрела, что она промолчала. Папа  же сразу понял, что  уговаривать меня бесполезно, поэтому не возражал.  А с мамой творилось что-то невероятное. Она продолжала уговаривать нас не ехать. Даже  расплакалась. Но мужчинам все же удалось её успокоить, и мы поехали…

… Поехали, чтобы расстаться навсегда и остаться друг с другом навечно! Последнее, что помню, это  пригород Киева и, мчащуюся на нас из-за поворота фуру. Мрак, свет, мрак…

…Как только увидела настоящий свет, услышала тихий голос мамы:

- Господи! Доченька, наконец-то ты открыла глаза.

Ничего не понимала.  Я не хотела слышать то, что говорила мама.  Она мне мешала узнавать себя. Не могла понять, что произошло и почему я себя не узнаю. Осмотрела своё тело, насколько  это было возможным. При самом незначительном движении ног почувствовала боль в спине. Тело моё, но ощущение незнакомых  чувств и  мыслей беспокоило.

- Мне что сделали операцию на сердце? А  Аркадий приходил?

- Тебе сделали операцию. Без родных Аркадия эта операция была бы невозможна.  Но об этом поговорим позже. Не волнуйся, врачи сказали, что операция прошла успешно. Ещё  просили, чтобы ты не удивлялась ничему, если тебе что-то покажется странным в твоих ощущениях. 

На это предупреждение не обратила внимание. Зато  в последующие дни ясно почувствовала, что в моей голове появились мысли не свойственные мне. Я никогда не  увлекалась военной литературой, не слушала  реп, не любила  сладкое. Теперь все это стало доминирующим.  Многие мысли вообще не могла понять и тем более объяснить,  почему они  стали у меня появляться и что они  значат.  Было такое ощущение, что во мне живёт два человека. Мама объяснить мне ничего не могла или не хотела.  Как только она вышла в город, я попросила  медсестру о встрече с доктором и рассказала о том, что чувствую:

- Игорь Владимирович я не могу понять причину произошедших  изменений. Словно меня полностью заменили. Появились какие-то мысли, которые мне не присущи, но почему-то некоторые мне знакомы.

- Заменили.  Но не тебя, а только твоё сердце.  Тебе несказанно повезло. Донорское сердце  настолько подошло и по группе крови и по всем другим параметрам, словно оно  исцелившееся твоё.

- Господи! Донорское? Это что с сердцем передаются мысли и чувства  человека, чьё сердце во мне?

- Да, у большинства людей, кто живёт с донорским сердцем, появляются привычки, вкусы, даже таланты донора. А какое тебе самое близкое ощущение?

- Что чужое сердце и моя душа – это одно целое. Словно со своим сердцем я не разлучалась, но в нём появилось больше любви, нежности. Не знаю чем объяснить, но сердце  словно разговаривает с моим мозгом и передаёт мне свою любовь. И мне становится так легко, тепло и радостно, что хочется жить.  И  ещё одно. Я теперь часто стала видеть во сне незнакомых  людей,  ранее не виденные мной города, природу. Я летаю во сне.  Это так странно. Я ведь даже на самолёте никогда не летала.

- Живые ткани обладают клеточной памятью  -  чужие мысли, события, чувства, страхи, фонтом боли ощущает человек с донорским сердцем. Но ты думай только о том, что этот человек, чьё сердце бьётся в твоей груди, подарил тебе жизнь. И всё будет хорошо. Главное, не волноваться и ни с кем  пока не встречаться. А обо всём остальном мы поговорим, когда сердце  окрепнет. Хорошо? Будь умницей и береги его.

Я всё чаще задумывалась над тем, кто во мне? Что и кого любил при жизни этот человек. Прислушиваюсь к биению сердца, хорошо ли ему? Приживается ли оно в моём теле, несмотря на применение  специальных таблеток, чтобы организм не отторг чужой орган. Но сердце, к счастью, не только  не отторгалось, а хорошо прижилось и за несколько  месяцев набралось сил.

На мои вопросы об Аркадии родители каждый раз говорили, что о нём мне расскажет Игорь Владимирович. Ждала этот день с нетерпением.  Дождалась.

- Инга, обратился ко мне Игорь Владимирович, - пообещай, что ты серьёзно, спокойно и с пониманием отнесёшься к тому, что я тебе расскажу. Ты уже знаешь, что   на машину,  в которой вы были с Аркадием, наехала фура, смяв левый бок машины так, что Аркадий умер мгновенно. А  тебя  тоже придавило  к  креслу,  и  позвоночник не выдержал такой нагрузки. Так что, девочка, тебе предстоит не только беречь сердце, но и пройти сложный курс  реабилитации позвоночника.  Ты  не сможешь ходить.  Твоим помощником будет пока что инвалидное кресло.

-  Кресло? Но я ведь чувствую ноги, могу шевелить ими.

- Можешь. И это хорошо. Но на позвоночнике можно будет сделать операцию не раньше чем через три года и только  в том случае, если с адаптацией сердца не будет серьёзных проблем.

- А вы говорите своим пациентам, кто донор его сердца?

- Нет.  Не в наших правилах это. Да и не все хотят знать,  кто их донор. Боятся. Но у тебя в этом вопросе сложная ситуация.   Ты действительно хочешь знать, чьё сердце  бьётся в твоей груди?

- Хочу. Я  только об этом  и думаю.

- Ты обещаешь воспринять мою информацию, как  безвыходную ситуацию и не волноваться?

- Обещаю. Я так благодарна вам всем за то, что вы возвратили мне жизнь!

- Так уж тебе,  видно, было определено судьбой остаться в живых, побывав в такой страшной аварии.   И ещё повезло в том, что авария была в черте города и скорая привезла вас с Аркадием в наш центр…

При упоминании имени Аркадия  сердце сжалось. То ли я испугалась того, о чём уже начала догадываться, то ли сердце Аркадия откликнулось на своё имя…

- Так вот, - продолжал Игорь Владимирович, - родители Аркадия настояли на том, чтобы его сердце отдать девушке, которую он полюбил.  Инга, Аркадий и его родители подарили тебе жизнь. Ты должна понять  важность этого поступка. Им ведь не легче чем тебе сейчас, когда ты узнала всю правду.  Помни об этом, девочка. И не казни себя.

Я пыталась  спокойно воспринять  то, о чём сказал врач, и осознать, что случилось с нами. Кивала головой в знак  согласия. Но даже представить себе не могла,  какие боль, смятение, ужас, отчаяние, вину, принесёт мне эта правда!  И непреодолимое желание возвратить Аркадию его сердце, чтобы он  был жив! Почему именно я, с больным сердцем, осталась жить, а он - здоровый,  цветущий парень - умер? И почему именно его сердце досталось мне? Ведь я  чувствую сердцем Аркадия – Аркадия!  Как это можно объяснить и как можно с этим жить?! Душа моя, а сердце его. Мы теперь едины, и чувствуем  друг друга в том участке мозга, который отвечает за любовь.  В моём теле уже не «Я», а «МЫ». И я живу за нас двоих.

 Прислушиваясь к себе, или к Аркадию (я уже не могла  думать о нас раздельно), стала молчаливой. Вернее разговаривала душой с сердцем Аркадия. И сердце, и мысли были не мои, вернее, не всегда мои. Моей осталась только душа.   Ни с кем больше разговаривать  не хотелось.  А когда узнала, что пришли родители Аркадия и хотят со мной поговорить, то началось такое смятение чувств души и сердца, что мозг не смог контролировать мои эмоции и поступки. Боялась того, что мне придётся смотреть им  в глаза.  А вдруг они станут обвинять меня в смерти своего сына и в том, что я осталась жива, а сердце их сына теперь бьётся в моей груди?

Испытала  стресс  только от  сообщения о встрече. Пришлось обратиться за помощью к психиатру.  Общение с ним помогло подготовиться и к  встрече, и к преодолению неполноценности при встрече со знакомыми из-за инвалидного кресла.
 
- Реабилитация предстоит долгая и сложная, - сказал на прощание психиатр. - Но ты всё преодолеешь, поверь мне. И помни, что по всем волнующим тебя вопросам  обращаешься ко мне.  Будем  решать их вместе.

- Что решать? Как учиться ходить, или как учиться жить с сердцем человека, которого любила и люблю ещё больше, так как чувствую его в себе?  Или как мне смотреть в глаза его родителям?
 
- Ты, главное,  не бойся  встреч и общения с людьми и особенно с родителями Аркадия.

Психиатр оказался прав.  Родители обращались со мной как со своей дочерью.  И я чувствовала к ним такую привязанность и любовь, словно знала их с детства.

… Через полтора года  встретилась с моим, вернее нашим морем.  Папа поставил коляску  так, чтобы  прилив омывал колёса.  Я слышала шум моря, но видела не его, а  Аркадия таким, каким  он был в первый день нашей встречи - весь в сияющих брызгах воды и с улыбкой на устах.  Испытала такое счастье от встречи, что решила  бывать у моря как можно чаще. Папы  - Аркадия и мой -  поочерёдно вывозили меня к морю.

Постепенно  сама научилась  управлять коляской и приезжать к морю. Слушала шум моря, вспоминала  наши беседы по телефону.  И в  один из дней не заметила, когда  и откуда подошёл ко мне огромный пёс.  Зашёл в воду, грустно посмотрел мне в глаза. Потом прислонился к ногам,  постоял, не шевелясь, несколько минут.  И я почему-то его не испугалась.  После того как погладила его, он  не ушёл.  Провёл до самого дома, да  так и остался жить у нас.  А  в субботу в гости приехали родители Аркадия и  остановились в недоумении. К ним, сломя голову, бежал их  Барс, который ушёл со двора несколько месяцев назад. Они пытались  его найти.  Не нашли. Когда узнали,  каким образом он оказался в  нашей семье, удивлялись все. А Ирина Владимировна, мама Аркадия, плакала так, что не могли её успокоить.

- Боже, Барс  все это время ждал, искал Аркадия и нашёл его. Нашёл!   Они так дружили с сыном.  Инга, Барс никогда теперь не уйдёт от тебя, потому что он чувствует сердце нашего сына.

Барс действительно не отходил от меня ни на шаг, несмотря на то, что рядом были его хозяева Ирина Владимировна и Пётр Семенович.

Глядя на грустные глаза Барса и на то, как он прижимается ко мне, мама и Ирина Владимировна плакали,  мужчины вздыхали.  Говорили об Аркадии, словно он был рядом с нами. 

Я же передавала ему то, что видела: море, восход, закат солнца, цвет и запах его любимых цветов, содержания книг, которые он не дочитал. Рассказывала о встрече с его друзьями и о том, как вырос сын его друга, которого они назвали в его честь.
 
- Мы, любимый, всё равно породнились с ним.  Для меня большая честь быть его крёстной мамой. Иногда мне кажется, что он  похож на тебя, а не на своих  родителей. Ты знаешь, я ведь вижу твои сны, и бываю там, где раньше никогда не была. Значит,  там был ты,  и решил показать всё мне? Спасибо!
 У меня, благодаря тебе, появился ещё один верный друг – это твой Барс! Теперь мы каждый день с Барсом бываем на море. Он охраняет меня, кладёт  голову на колени, заглядывая в глаза. Я обнимаю   и   нежно глажу его  голову, спину. Он замирает,  прислушиваясь к нашему сердцу, и, стоит  на двух лапах до  тех пор, пока  мышцы на них не начинают дрожать.  Кажется, что Барс понимает любое моё движение и даже то, о чём  думаю. Не отрываясь, вместе со мной, смотрит за горизонт. Может и он видит то же, что и я? Как  на самом краю моря, у горизонта, мы идём с тобой по волнам. Кадр, словно остановился.  Я не вижу наших лиц, а только ноги, которые уводят нас за горизонт, где мы обязательно  будем жить каждый в своём  теле,  и сможем быть счастливы. Я обнимаю   Барса,  чувствую  тепло и биение его сердца и каждую минуту, каждую секунду  радуюсь всему тому, что ты мне подарил. Спасибо тебе  за всё! Я постараюсь достойно прожить НАШУ ЖИЗНЬ…

21.04.2015г.
      16:44