Экстремальная прогулка

Юрий Андрущук
     Кода моя мама прочитала этот рассказ, то потом целый день приходила в себя.    


     Нет, ну я точно какой-то не нормальный.  Вот скажите мне, пожалуйста, какой-нибудь нормальный человек стал бы такое делать? А? Конечно же - нет. А я вот почему-то это сделал. Но видимо были у меня на то свои причины. Да… Я же не сказал о том, что я сделал. А вот, собственно её и сделал - экстремальную прогулку по Финскому Заливу. Я решил пройти по льду путь протяжённостью более тридцати километров. Идти решил вдоль берега, но не близко от него. Я и не знал тогда, что эта прогулка вполне могла быть у меня последней.

     Есть у нас на северном берегу Финского залива такое местечко под названием Приветнинское. Его знают многие зимние рыбаки. Оно хорошо тем, что там не так уж и много нужно идти от шоссе до залива. Да и по льду идти до хорошей глубины достаточно не долго. Я же решил пойти на залив не за рыбой. Я туда пошёл за учёбой. Я просто хотел отдалиться от мирской суеты, пообщаться с Богом (накопились у меня к Нему вопросы), посмотреть, на что я способен, да и просто получить впечатления. И я вам скажу: я их получил, ох получил, а сколько было уроков в тот день… Нормальные люди, когда хотят чему-то научиться, книги читают, посещают семинары, штудируют интернет, а я вот решил целый день посвятить своему пути по льду из посёлка Приветнинское в город Сестрорецк. Я решил посвятить целый день этому пути и целый день посвятить общению с Богом.

     Вышел я из дома около шести утра и, как мне казалось, всё тщательно предусмотрел и рассчитал: направление компаса, что покушать, на чём посидеть, если захочется отдохнуть. Я продумал, что самое необходимое нужно взять с собой, во сколько и как добраться до начала пешего маршрута. Когда я готовился к прогулке, то думал о том, что хоть бы не было много снега на льду, так как по толстому слою снега очень сложно идти. И мне, можно сказать, повезло: снегу действительно было мало. Не очень снежная в этом году выдалась зима. Но то, что я увидел, когда подошёл к берегу, было моим первым уроком:
1. ВСЁ ПРЕДУСМОТРЕТЬ НЕ ВОЗМОЖНО.
Не всё зависит от нас. Когда я вышел на лёд я увидел то, что ну никак не ожидал увидеть. Я столько раз бывал зимой в Приветнинском и ни разу не видел такого скопления торосов. Нагромождения обломков льда простирались, как мне казалось, до самой линии горизонта. Идти по торосам гораздо сложнее, чем по снежному покрову и к тому же травмоопасно. Но я, надеясь на лучшее, полез, думая о том, как бы не сломать ноги.

     Примерно через пол часа я понял, что рюкзак-то мой тяжёловат. Мне с ним, знаете ли, не легко. Это был мой второй урок:
2. НЕ ТАЩИ ПО ЖИЗНИ ЛИШНЕЕ.
В рюкзаке у меня был термос с чаем, контейнер с бутербродами, планшет с навигатором, запасные тёплые рукавицы (ох, как они потом мне пригодились), бутылка с водой и книга (кирпич) Владислава Крапивина. Книга-то точно была лишняя. Мне, конечно, интересно было почитать в электричке эту книгу, но совсем не вдохновляло её, потом тащить. Мда, тут я не продумал. А в руках я нёс складной стульчик. Зачем взял? Я шёл и размышлял: а ведь, сколько люди порой таскают лишнего. Кто-то не может справиться с обидой, кто-то с завистью, кто-то живёт с обманом, кто-то не может расстаться с чувством вины, а кто-то банально залез в ипотеку. 

     Примерно минут через сорок я увидел, где заканчиваются торосы и начинается ровный и вроде как «нормальный» лёд. Это меня очень приободрило. Трудности имеют тенденцию заканчиваться, ну или... видоизменяться. В чём я далее и убедился. Когда я шёл, то старался постоянно сверять своё направление с компасом. Мой стодесятый азимут показывал, куда мне нужно двигаться. Я выбирал вдали какой-нибудь бугорок или пятнышко в направлении стодесятого азимута и шёл к нему, а потом, дойдя до него, сверяясь с компасом, выбирал новый ориентир.  Это были мои временные цели. Стоит отметить, что было очень облачно и стояла такая дымка, что спокойно можно было заблудиться. Третий урок простой, но очень важный:
3. БЕЗ «КОМПАСА»  ПРОПАДЁШЬ.
«Компасом» я называю то, откуда человек черпает свои убеждения. Для меня по жизни таким компасом является библия. Я не могу себе представить какой-нибудь другой компас. Именно изучая библию, я понимаю, где и что находится на местности под названием Моя Жизнь и соответственно я понимаю, куда мне нужно двигаться.

     Я наконец-то вышел на ровный лёд и зашагал уверенным шагом. Мне обязательно нужно было нагонять упущенное на торосах время. Берег у меня был по левую руку, он уже практически не просматривался. Но тут начались трудности посерьезнее торосов. Стали всё чаще и чаще попадаться промоины.  Подходя к ним, я с неприятными ощущениями слышал скрип льда. Промоины приходилось обходить. Лёд скрипел всё чаще и чаще. И тут я стал думать: а не погорячился ли я, задумав такую прогулку. А что, если я провалюсь под лёд? Я решил минут пятнадцать отдохнуть и глянуть в планшет своё место нахождения. Карта Яндекса показала, что я примерно в девяти километрах от берега и прошёл я всего одну четверть пути. И тут мне стало страшновато из-за того, что в шесть часов вечера начнёт темнеть и я могу не увидеть промоин, то есть запросто могу провалиться. Тогда я решил двигаться быстрее, значительно быстрее. Чем дальше я двигался в своём направлении, тем чаще трещал лёд под ногами. Затем скрип  стал слышен из-за каждого шага.

     Я стал представлять себе то, как я проваливаюсь под лёд и начинаю тонуть. Сколько я буду барахтаться пока силы не покинут меня? В мыслях своих я представил себя перед Богом. А готов ли я перед Ним оказаться? Я почему-то набрался наглости думать, что готов. У меня вроде бы нет каких-то там неисповеданных грехов, я сам вроде бы всем простил свои обиды. «Готов!» - решил нескромный я, но потом стал думать о том, как же без меня будут мои родители, мои дети, моя любимая… Я стал молиться Богу, что если Он решит забрать меня, то пусть позаботится о близких мне людях. «Нет! Я не хочу проваливаться, очень даже не хочу и вообще я устал и хочу еды» - подумал я и устроил себе привал. Пока я, сидя на раскладном стуле, уминал бутерброды, я увидел вдалеке  что-то напоминающее берег. «Ух ты здорово… берег в нужном направлении». Хоть и не близко до него, но уже можно разглядеть. И я, подождав ещё минут пятнадцать, зашагал с новыми силами.
     Промоин становилось всё больше и больше, они были всё длинней и длинней, а лёд под ногами трещал всё громче и громче. Меня уже перестал пугать скрип под ногами и я через это кое чему научился, точнее, вспомнил то, что когда-то уже применял. Это был четвёртый урок:
4. ЛУЧШИЙ СПОСОБ ПРЕОДОЛЕТЬ СТРАХ – ДЕЙСТВОВАТЬ.
Я помню, как когда-то давно боялся съехать с огромной горы на лыжах, как когда-то боялся пройти на катамаране пороги, но страх проходил, когда я начинал действовать. Для преодоления страха нужна только практика. Страх — это всего лишь иллюзия. В общем, меня перестал пугать скрипящий под ногами лёд. Ну а берег, который по идее должен был приближаться, каким-то волшебным образом стоял на месте. По крайней мере, мне так казалось.
     И вот тут у меня произошёл, пожалуй, самый страшный урок. Очень конкретный пятый урок:
5. НЕ ТЕРЯЙ БДИТЕЛЬНОСТИ.
Да, я привык к скрипу и когда, скрипеть стало слишком громко, я не остановился, я не попытался обойти опасность, я просто дошёл до того места, на котором я провалился в воду. То, что я представлял, произошло на самом деле. Ведь не зря же в библии сказано: «Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть». Я не испытал какого-то чувства страха или паники, я только чувствовал, что мне неприятно, что лёд, на котором я по идее должен стоять, находится у меня на уровне груди. Я, держась за лед, попробовал выбраться, но как только я резким движением забрался на лёд, то он снова сломался и я опять был в воде.  Я решил действовать без резких движений. Аккуратно вылезая из воды на лёд, я сумел со второго раза забраться и не провалиться. Проползя метров пять в обратном направлении, я перешёл на четвереньки и через несколько шагов встав на ноги, сказал: «Бог, спасибо, что я жив». Я повторил эту фразу раз восемь. Я сам себе удивился, что не бросил ни рюкзак, ни стул, хотя они мне мешали, но я тогда думал о том, как вылезти, а уж только потом увидел у себя в руках эти предметы.
 
     Мне необходимо было срочно снять мою обувь, мои штаны, мои носки и как можно быстрее всё это выжать. Как когда-то в армии я раздевался и одевался на скорость, так и в тот момент нужно было очень быстро раздеться и снова одеться, а в перерыве, сильно скрутив, убрать хоть сколько-нибудь влаги из моей одежды. Смартфон, который был в кармане штанов,  я залил водой, а вот планшету, который был в рюкзаке, повезло больше. Он остался невредимым. Закончив выжиматься, я стал обходить скрипучее место и заметил, что берег немного стал ближе. Я даже стал надеяться, что до него осталось идти часа три, не больше. Медленно я не мог двигаться не только из-за боязни темноты, но и из-за боязни замёрзнуть. Стоило остановиться, как ноги сразу начинали замерзать, да и не только ноги. Вот тут, как раз и пригодились запасные рукавицы, которые в рюкзаке не намокли. Я всё шёл и шёл и по-прежнему обходил промоины. Пару раз бывало, что скрип усиливался,  я сразу делал движение назад и снова обходил опасные места. В конце концов, я набрал нужный темп и глядя на берег, понимал, что я вполне успеваю до темноты, да и промоин стало гораздо меньше.

     Когда берег стал ещё ближе, когда я уже мог разглядеть на нём редкие деревья, я решил открыть на планшете Яндекс и посмотреть, сколько мне ещё примерно осталось. Каково же было моё разочарование, когда я увидел, что то, что  я считал берегом, на самом деле является не чем иным, как одним из фортов Финского залива. О! Ужас, я-то думал, что вот уже и он - мой берег, а это просто был урок номер шесть:
 6. НЕ СТРЕМИСЬ К МНИМЫМ ЦЕЛЯМ.
Увы, но мнимые цели – это распространённое явление в нашем обществе потребления и оно всегда сопровождается  разочарованием.

     А солнце садилось всё ниже и ниже. Я спешно шёл и надеялся, что чем дальше, тем крепче лёд. Так оно на самом деле и получилось, промоины закончились. Осталось только расстояние, которое нужно пройти. Форт уже был близко. Скоро солнце должно было зайти за горизонт. Я обернулся и увидел настоящую красоту, которую я запечатлел на свой планшет. Это был потрясающий закат. Это был своеобразный подарок от Бога. Дойдя до форта, я прошёл рядом с ним и, сориентировав себя по компасу, выбрал себе направляющий меня огонёк на берегу. Это уже была не мнимая цель. Я был рад, что лёд под ногами был крепкий, а вот ноги мои, увы, уже ослабли. Но теперь было чёткое понимание, что до берега осталось идти часа два, два с половиной.

     Берег приближаться не спешил, но настроение было отличное. Я жив, значит я ещё нужен здесь, на земле. Значит у меня есть ещё в этой жизни предназначение. Значит, ещё не закончен мой путь. И тут я осознал главный за этот день урок:
7. ГЛАВНОЕ В ЖИЗНИ – ЭТО ПУТЬ.
Да именно путь. Не цель. Ведь если мы достигаем цели то, что потом? Новая цель? А что после неё? Цели, конечно тоже важны, как же без них, но не они главное в жизни. Люди либо имеют какие-нибудь стремления, либо нет. Но вопрос для чего? Я же понял для чего мне стремиться к чему-то. Для того чтобы пройти свой путь. Свой жизненный путь к Богу. Не испугаться трудностей, обойти опасности, не стремясь к ложным целям, следовать туда, где нас ждёт родная гавань.

     Я дошёл до берега. Я прошёл, через старинный и очень красивый парк под названием «Дубки», в котором сохранились дубы с Петровских времён. Я дошёл до железнодорожной станции, дождался электричку и поехал в свой родной Питер. Я сидел в, практически, пустом вагоне. Был поздний вечер. Около одиннадцати вечера я уже был дома. Я сделал это. Я смог. Я стал другим за этот день, за этот непростой и очень запоминающийся день.

P.S. Фотографии были сделаны на тот самый уцелевший планшет.