Искусство вести беседу

Вера Вавилова-Кириченко
А теперь поговорим о порядке беседы. Беседа предполагает разговор по крайней мере двух собеседников и, очевидно, нельзя превращать её в монолог. Как бывает тягостно в праздничной компании, когда один из её членов безраздельно  завладевает разговором, лишая всех права голоса. Таких людей трудно «принимать в больших дозах».
Конечно, если собеседник умеет говорить, если он хороший рассказчик, многие с удовольствием отдают ему предпочтение в беседе. Но даже в этом случае не злоупотребляйте вниманием других. Ведь каждый человек не против высказать своё мнение и оказаться хотя бы немного в центре внимания.  В большой компании, за праздничным столом, всё же кто-то должен незаметно направлять разговор в нужное русло. Обычно это делает хозяин дома или  выбранный тамада, талант которого состоит в том, чтобы оживить беседу за счёт участия в ней по возможности всех собеседников. Умение слушать  -  непременное условие хорошей беседы. Бестактно перебивать говорящего без крайней необходимости. Многое решает тема разговора. Женщины быстрее находят общий интерес в разговоре, тогда как мужчины первоначально перекидываются лишь парой общепринятых фраз.
В большой компании не стоит заводить разговоры на узкоспециальные темы. Это не всем интересно. И совершенно не допустимо распространяться в обществе о своих сердечных делах, домашних неурядицах, а так же сплетничать  -  в какой бы форме это не выражалось. Надо избегать всего, что может поставить людей в неловкое положение и способствовать мрачному настроению. В нашем многоязыковом обществе очень важно и такое правило: если разговор ведётся на языке большинства собеседников, некрасиво отдельным лицам тут же комментировать его на другом языке, который некоторые из присутствующих не понимают. Если же в компании оказался человек, не владеющий местным языком, постарайтесь переводить ему суть разговора.
Не вступайте в чужой разговор, если вас об этом не просили. Включаться в частную беседу незнакомых или малознакомых людей без приглашения равносильно вторжению в чужую квартиру.



О жестах и мимике

Среди афоризмов немецкого просветителя Г. Лихтенберга имеется такое высказывание: «Самая занимательная для нас поверхность на Земле  -  это человеческое лицо.» Лицо  -  инструмент человеческого общения, следовательно, им, как и любым инструментом, надо владеть. Ведь на лице отражаются оттенки мыслей и чувств, а приветливая улыбка и открытый взгляд  -  лучшая характеристика  личности человека. Совсем мало внимания обращаем мы на мимику, которая  -  один из наиболее тонких и точных инструментов передачи информации. Нарочитая демонстрация эмоций ни к чему, но человек должен управлять своим лицом. Пусть у вас будут открытые, приветливые лица, красоту и выразительность которых подчеркнёт мимика, выработанная хорошим воспитанием.
Но не только лицо отражает эмоциональное состояние человека. Поза, жест, особенности движений во многом дополняют мимику, характеризуют человека. 80% информации мы получаем о человеке с помощью жестов и мимики. Быстрая походка и размахивание руками говорят о  ясной цели, которую человек готов реализовать. Привычка держать руки в карманах говорит о скрытости, критичности человека, а  держать руки на бёдрах означает желание человека достичь своей цели кратчайшим путём.
 Жесты открытости: открытые руки, не скрещенные ноги, посадка на краю стула, распахнутая куртка, расстегнутый ворот рубашки.
Жесты закрытости, подозрительности: сцепленные руки, скрещенные ноги, посадка в глубине стула, кресла, бегающий взгляд из подлобья, касание носа, ступни и тело повёрнуты к выходу.
Жесты оценки: размышление, задумчивость на лице, рука у щеки или теребит нос, наклон головы, почёсывание подбородка, взгляд искоса.
Выразительные жесты усиливают или смягчают сказанное. У разных народов роль жеста в разговоре различна. Представители южных народов (итальянцы, израильтяне, испанцы и др.) используют яркую жестикуляцию, которая в обществе северных народов (эстонцев, финнов и др.) покажется нескромной. Язык жестов не должен быть скуден, примитивен, а тем более вульгарен. Изящество, благородство и выразительную сдержанность жестов надо воспитывать.

Несколько шутливых проб, предлагаемых на страницах брошюры покажут вам, на сколько вы умелый и вдумчивый партнёр в различных видах общения.

ПРОБА1. В каком бы настроении вы ни проснулись, задержите взгляд на своём лице в зеркале и состройте гримасу, которая сможет вас рассмешить. Не получилось? Вас воспринимают окружающие, как чересчур серьёзного, даже злого человека, вы бываете утомительно скучным.
ПРОБА 2. Расположите два зеркала, чтобы увидеть себя в профиль. Не охорашивайтесь, ссутультесь, приоткройте рот, расслабьтесь. Принимаете себя в этом неприглядном виде? Значит реалистически можете оценить, каким вы видитесь другому человеку.
ПРОБА 3. В транспорте приглядитесь к чьему-либо лицу. Сделайте это незаметно. Не получилось? Значит у вас слишком настойчивый не деликатный взгляд, а это ограничивает возможности общения.
ПРОБА 4. При случайной ссоре в транспорте заставьте себя (даже, если вы правы), извиниться и замолчать, как бы не унижали вас в ссоре. С точки зрения окружающих, тот кто молчит, ведёт себя достойнее того, кто неистовствует, так что публика определённо станет на вашу сторону… Не можете сдержаться? Значит, вы человек властолюбивый или нервный. А это -  помеха общению.
ПРОБА 5. Постарайтесь выразить своё одобрение, похвалу работе незнакомого  человека (продавцу, официанту ) Скажите с улыбкой: «Ловко это у вас получается»… Не можете решиться? Вы скупы на доброе слово. Если же тон реплики выбран неправильным ( покровительственный, снисходительный), вам ответят неприязненным взглядом или грубостью. Возможно, вы заносчивы и ставите себя выше других.