44. Не надо ультиматумов, командор Граф

Раиса Крапп
ГЛАВА СОРОК ЧЕТВЁРТАЯ. НЕ НАДО УЛЬТИМАТУМОВ, КОМАНДОР ГРАФ

Вот где понадобилась Андрею выдержка Разведчика. Он упрятал свои эмоции, остался лишь холодный, расчётливый разум. Он сумел говорить о Лиенте, Дэяне, Адоне и десятках других, кого готов был собственной жизнью от беды прикрыть, как об отвлечённом, абстрактном материале научного исследования. Он заставил себя не сбиваться на горячность, спокойно выслушивать чужие доводы.
 
– Да, согласен, я должен был оставаться профессионалом. Но как именно? Поставить на себе крест ради сохранения установки на пассивное наблюдение? В чём мой непрофессионализм? Что на экстраординарное событие ответил нестандартным поведением? Что сделал их параллельщиками? Но как профессионал, я знаю – они не жизнеспособны. От нас не потребуется даже минимума усилий, чтобы ликвидировать всякие последствия моего вмешательства. Для этого надо всего лишь оставить их агрессивному прошлому Планеты, оно само с ними расправится. Агрессивное энергоинформационное поле их задушит, они не сумеют оказать на него сколько-нибудь значительное воздействие, их слишком мало, а время и вовсе сотрёт всякий след их существования.  Я хотел вернуться, мне нужен был шанс. Этим шансом я сделал их. Вы нашли другой ход, – Андрей пожал плечами. – Могли и не найти. Кстати, мой был вернее. Ваш вектор исчезал по истечении времени, а мой становился заметнее.

– Ну, хорошо, – заговорил с экрана Станов, руководитель Центра Исследования Внеземных Цивилизаций. – Действительно, коллеги, едва ли правомерно требовать стандартных решений в экстремальной ситуации. Будем считать, что сами обстоятельства освободили вас, командор Граф, от соблюдения принятой установки. К тому же, сейчас вы были весьма убедительны. Мы снимаем обвинение в не санкционированном активном вмешательстве. Да, собственно, мы его и не предъявляли, хотели лишь выслушать вас. Но второе ваше нарушение? Что вы о нём скажете? Тут ведь уже не шла речь о вашей жизни?

– Мой второй уход? Я даю себе отчёт в серьёзности этого нарушения. По существу, я создал временную петлю – подтянул их прошлое к нашему сегодняшнему дню и этим всё усложнил. Но я действовал не вопреки логике. Поймите, эти люди не принадлежат прошлому, это не те, что жили когда-то, они другие. Этих, по существу, создал я. Я и они находимся сейчас на перемычке. Понимаете? Есть прошлое, настоящее и перемычка, где соединились в одно два хрональных поля. Эту аномальную петлю необходимо разорвать, но как – решать нам. Допустим, я совсем возвращаюсь в своё время – перемычка рвётся. Эритян, как не нужный, отработанный материал отбрасывает в их время. Что там произойдёт, я уже говорил, мы обречём их на смерть. А ведь они меньше всех виноваты в том, что произошло – в создании петли они никак не участвовали. Её затянули: я, когда не захотел смирно дожидаться помощи, и вы, когда нашли меня.

– Ситуация не простая, не однозначная, – вступил в разговор Румовский, глава администрации научно-исследовательского Комплекса планеты (попросту – Базы). – Но вы сами, Граф, искали выход из неё? У меня ощущение, что имеется некий скрытый лейтмотив за каждым вашим словом.

– Мне кажется, я знаю выход. Он на удивление прост, его подсказывает логика развития событий. Но на первый взгляд он может показаться неприемлемым, поэтому прошу уважаемый совет не отвергать его априори.
– Заверяю, мы отнесёмся внимательно к вашему предложению. Итак, вы видите выход…
– Решение, действительно, лежит на поверхности, – неожиданно заговорил молчавший до сих пор Калныньш. – Мы вытянули эритян на временную перемычку, так сделаем следующий шаг и переведём их в наше время.
Повисло молчание. Даже Андрей опешил, не зная, как расценить вмешательство своего руководителя. Он взглянул на Калныньша, и тот неожиданно едва заметно задорно подмигнул ему.

Калныньш союзник! Об этом Андрей и не мечтал. Теперь он испытал такое чувство, как если бы посреди болотных зыбунов под ногами вдруг оказалась надёжная твердь. При всём внешнем спокойствии и уверенности, на душе у него было совсем не спокойно.

– Просчитайте все возможные варианты – этот будет самым логичным и единственно правильным с точки зрения этических норм, – снова заговорил Калныньш. – Все мы, кто работает с хрональными полями – со временем, проще говоря – прекрасно знаем Закон причинности и следствия: случайностей не бывает. Каждое "вдруг" чем-то подготовлено и обусловлено. В нашем случае эту связь и искать не надо – всё, как на ладони лежит. Завершен проект "Реанимация", планета возрождена для жизни. Для чьей? И тут "вдруг" появляются эти люди, с которыми мы не знаем, что делать. А ведь это законные хозяева планеты. Так давайте вернём хозяевам их дом.

После продолжительного молчания, когда никто не торопился высказаться, обдумывая неожиданное предложение, медленно заговорил Станов:

– Предложение столь неожиданное и кардинальное, что я, признаться, ещё не могу хоть сколько-нибудь однозначно определить своё отношение к нему.
– А вы не забываете, что в проекте "Реанимация" мы имели дело с мёртвой планетой? – сказал представитель Комитета Этического Контроля. – Теперь вы ведёте речь о живых людях, причём их цивилизация весьма низка, а психика чрезвычайно ранима. Боюсь, что Комитет может наложить вето.
– Граф, а вы что хотели предложить? – повернулся Станов к Андрею.
– Именно это. Я тоже удивлён высказыванием Илвана Регимантовича, но это логика. Мы оба увидели логическое решение проблемы. Что до осторожности Комитета Этического Контроля, так разве у нас нет опыта работы с молодыми цивилизациями? – проговорил Андрей. –  Хочу предупредить: если Комитет наложит вето, я потребую всеобщего референдума, у меня есть на это право.

– Да, действительно, по любому факту, ставшему достоянием тотальной информированности человечества, может быть проведён референдум. Каждый человек получит право участвовать в решении проблемы, то есть в определения судьбы эритян, – усмехнулся Станов. – Но не надо ультиматумов, командор Граф, я надеюсь, до референдума мы дело доводить не станем. Однако, на данном этапе, как я понимаю, вы нам выбора не оставляете – либо проблемой занимаются на самом высоком уровне, либо референдум? И ещё по одному моменту проясните: если потом, позже, при просчёте всех вариантов откроется нечто, отчего именно в интересах эритян их нельзя будет переместить во времени, вы примите это?

– Разумеется, подобного нельзя исключать, хотя, думаю, такая вероятность ничтожно мала. Я не безумец и, безусловно, должен буду это принять. Если сочту абсолютно доказанным, а не притянутым за уши в качестве перестраховки, как действует иногда Комитет по Этике.
– Позвольте! – возмутился представитель, но Станов примиряющим жестом прервал его.
– Согласен с вами, Граф. Теперь, что касается ваших подопечных. Независимо от будущего решения, сейчас мы должны позаботиться о безопасности эритян. А то пока обсуждаем их судьбу, как бы сам объект обсуждения не исчез. Надо создать для них что-то вроде карантинной зоны, что ли. Что вы можете предложить, командор Граф?

– Создать режим полевой границы между лагерем и городом. Повесить вдоль реки энергобуи и опустить полевой заслон. Ну и, разумеется, вести постоянный контроль. Чтобы в случае надобности буи можно было перераспределять, переносить заслон.
– Вы имеете ввиду, если понадобится уберечь от контакта с энергобарьером разведчиков и сторожевые посты эритян?
– Нет, я подразумеваю только опасность со стороны войск Гуцу. С эритянами проблемы не будет. Я всё объясню Лиенте, и не будет никаких разведчиков и сторожей.
– Надеетесь, что он вас поймёт и вот так спокойно оставит лагерь без всякой охраны?
– Он верит мне. И не сомневаюсь, поймёт.

Станов хмыкнул:
– Ну, если Лиета так безоглядно верит, что ж нам-то остаётся, коллеги! Хорошо, там мы и сделаем. А теперь о вас, Граф. Полагаю, вам надо серьёзно заняться своим здоровьем. Конечно, вашим физическим данным остаётся только завидовать, но сколько же можно испытывать себя на излом?
– Да, Андрей, – поддержал Румовский, – тут двух мнений быть не может. Ты ввёл к эритянам двух своих сотрудников, они будут продолжать контакт, а ты отправляйся в распоряжение врачей, им надолго работы хватит.
– Я готов отдать себя на врачебное обследование и чётко выполнять курс лечения, но не стационарно. Я останусь с эритянами до тех пор, пока не решится их судьба.
– Для вас существует понятие дисциплины Граф?
– Оставим его в покое, – вмешался Калныньш. – Наверно, так для всех будет лучше. У эритян теперь будет спокойно – почти курортная зона. Обяжем его регулярно проходить медконтроль, но уж если доктора заметят ухудшение – слышишь, Андрей? – тогда не обессудь, под арестом заставим лечиться.
– Согласен, – разулыбался Андрей.
– Ну, что ж, – недовольно проговорил Румовский, – будь по вашему.

– Я должен кое в чём признаться, – сказал Андрей.
– Неужели ещё не всё? – Станов на экране недовольно заворочался в кресле.
– У нас на Блоке находятся шесть коматозников. Один из них ребёнок.
– Эритяне? Вы переправили на Блок эритян? – нахмурился Румовский.
– Да.

Повисла пауза. Румовский сердито сказал:
– Меня поражает, с какой лёгкостью вы идёте на нарушения, Граф. Вы отдаёте себе отчёт в своих действиях?
– Спокойно смотреть на погребальный огонь, зная, что в нём горят живые? – резко сказал Андрей. – Я исходил из обстоятельств. Сделай я тогда запрос по всем правилам, разумеется, мне ответили бы отказом. Практически – смертельным приговором для шестерых. Будто там мало смертей. Я считаю, что мой поступок адекватен обстоятельствам. Впрочем, формально, я, безусловно, виноват и готов нести наказание.

– Формально, он, видите ли, виноват! – проворчал Станов. – Илвар, будь другом, отвесь ему затрещину вместо меня.
– Да он и так весь битый.
– Ну что ж, за одного битого двух небитых дают. Свободен, народный любимец, отдыхай.
– Я не отстранен от руководства Отрядом?
Члены Совета переглянулись.
– Иди, пока не передумали, – улыбаясь, посоветовал Калныньш.
– Только впредь постарайся всё же помнить о правилах, – не удержался Станов.
– Я постараюсь, – серьёзно сказал Андрей.

45. Обреченный на профессию - http://www.proza.ru/2015/04/27/2279