Женская проза как её нет. 3. Проблема с концом

Аманда Глумская
3.

В предыдущей серии (http://www.proza.ru/2015/04/24/1862) мы выяснили, чего нет в отечественных любовных романах (счастья нет, да что там счастья, - покоя и воли век не видать).

Теперь пришла пора разобраться, а что же в них должно быть по законам жанра?

Начнем, как водится, с конца. Не знаю, как вы, а я с детства, взяв в руки книгу, сначала заглядываю на последнюю страницу – узнать в результате все умерли или, наоборот, поженились. Если поженились или хотя бы поцеловались на фоне заката, то читать как-то спокойнее – ведь в конце концов всё будет хорошо, в какую бы колонию для малолеток ни угодила бедняжка героиня и с какой бы группировкой против своей воли ни связался герой.

Вот где собака зарыта: хотя мы прекрасно знаем, что жизнь неизбежно заканчивается смертью, на подсознательном уровне принять этот убийственный факт мы не можем и не хотим. Поэтому человечество за свою историю напридумывало такое количество вариантов загробного существования (и продолжает придумывать). Эти попытки продиктованы  желанием переделать несчастный конец на счастливый – чтобы можно было продолжать жить, любить и страдать.

Хотя тут есть важные физиологические отличия. Мужчина никогда до конца не уверен в счастливом финале – миллионы сперматозоидов участвуют в смертельной битве за яйцеклетку, но только один из них может победить (самый стремительный и длиннохвостый). Поэтому в «мужской» литературе так распространены всевозможные Последние Битвы, Смертельные Схватки с Тёмным Властелином, поэтому так привлекателен образ героя-одиночки, вышедшего один на один с ужасным, огромным, пышущим огнём чудищем. И, кстати,  из этой же оперы всякие высадки десанта на Враждебную Планету.

Женщина же биологически запрограммирована на хороший конец – иначе невозможно рожать детей. Она наряжается, чистит перья,  вьёт гнездо, стаскивает в него всякий тополиный пух и блестящие штучки, чтобы почувствовать себя в безопасности, расслабиться и допустить, наконец, самого проворного и назойливого сперматозоида в свою Священную Яйцеклетку и дать начало новой жизни.

Для женщины жизненно необходимо знать, что всё будет хорошо – и тогда можно хоть на край света отправиться на поиски любви, счастья, мужа. Преодолевая по пути любые препятствия, превозмогая опасности,  побеждая соперниц, злых мачех и похотливое начальство.

А если всё равно хорошо не будет – зачем вообще  одеваться, краситься, выходить из дома, искать приключений на собственную задницу?!

Поэтому в правильных женских романах злодеи всегда наказаны, добро всегда торжествует, героиня всегда получает мужчину своей мечты. Пусть писатель вертится, как уж на сковородке, но счастливый конец - вынь да положь! Безо всяких исключений. Никому не позволено играть нежными чувствами поклонниц романов, и любые отступления от этого незыблемого правила не прощаются.

Все эти открытые финалы, столь любимые отечественными авторами как признак хорошего литературного тона, надо недвусмысленно осудить как оппортунизм и трусливое двурушничество. Некоторые при этом ссылаются на жизнь, в которой многие живут не только недолго, но и несчастливо. А также на уходящую в глубь литературных веков реалистическую традицию.

Что я могу на это ответить? Вот что: поаккуратней с реализмом! Следует иметь в виду, что любовный роман - жанр в большой степени условный, с действительностью соотносящийся достаточно слабо. Предметный мир любовного романа, конечно, не голая абстракция, лишенная примет реальности, но это некий идеальный мир, наполненный, однако,  реальными вещами и сочными подробностями. То есть, реальная среда используется в любовном романе в качестве декораций, более или менее живописных, но не играет ни решающей, ни определяющей роли.

Это принципиальный момент для понимания законов, по которым строится жанр.

Писателю любовного романа придется наплевать на ужасающие реалии разрухи и антисанитарии, царящие в повседневности, подобно тому, как средневековые трубадуры в своем творчестве пренебрегали тем очевидным фактом, что прекрасная дама, которой они посвящали свои поэтические экзерсисы, мылась два раза в жизни и страдала отрыжкой и несварением от жирной пищи.

Речь не идет о том, что фон действия наших российских любовных романов должен быть непременно гламурным (другая крайность последнего времени, в которую впала часть отечественных литераторов в понятном и простительном стремлении подзаработать), но я считаю, что настоящему писателю всегда должно хватить куража для счастливого финала любовной истории. Если счастью героев нет места в родной повседневности, он найдет для их любви место в вечности, подобно тому, как это сделал Булгаков для своих Мастера и Маргариты...

продолжение следует...