В. С. Арсеньев. Живоначальная Троица

Библио-Бюро Стрижева-Бирюковой
Василий Арсеньев
Мысли Церкви на день Живоначальной Троицы

Великий праздник Живоначальной Троицы издавна на Руси отмечают всенародно. В этот день православные люди замечают, как радуется солнце, что бывает в году ещё только раз – на Пасху. Небесное светило словно изливается, торжествует. Вся природа ликует, преисполненная могучих жизненных сил. Церковь в своих поучениях и в богословском познании раскрывает сакральный смысл Премудрости Божией, её спасительную духовную благодать. Благочестивыми мыслями проникнуто  и предлагаемое читателям собеседование Василия Сергеевича Арсеньева (1829 – 1915), нашего славного мыслителя. Текст был опубликован в журнале «Радость Христианина» в 1900 году и с той поры не переиздавался. Материал подготовлен библиографами Маргаритой Бирюковой и Александром Стрижевым.

 
«Приидите, людие,  Триипостасному Божеству поклонимся!»


В Богослужебной сокровищнице нашей Церкви раскрыт пред нами, в ясных и светлых очертаниях, весь план смотрения Божеского о роде человеческом, и показываются сами, одна за другою, все части великого здания Божия домостроительства. В день сошествия Святого Духа, Господа Животворящего, даётся нам созерцать вершину здания Божия, - в завершительном праздновании Церкви во славу Святого Триединства. А при этом, как бы для возможности нам обнять общим взглядом раскрытие плана Премудрости, указывается нам возникновение союза или Завета Божия с человечеством в лице Авраама. Поэтому напоминается о явлении Бога отцу верующих в виде трёх ангелоподобных таинственных странников, которым имели счастье послужить получившие обетование о благословении мессианском. Это явление встречено ими в качестве представителей времени естественного закона. - Естеству и подобало поклониться трём Божеским домостроительствам, имевшим проявиться: сперва в законе Синайском, потом в пришествии Благодати, спасительной для всего человечества, и, наконец, имеющему последовать наступлению Царствия славы. День Христов и видел Авраам в духе, и возрадовался (Иоан. 8, 56).
Но полнейшая радость дана Церкви новозаветной, так как Совершитель нашего спасения, вознесшись на небеса с пречистою Своею плотию, подает верным «огнедухновенную Духа росу», их оживотворяющую, и помазание дарует сердцу их, елеем вечным. Душа, как образ Бога и подобие Его, очищаемая вселением в неё Духа Святого от всех попаляемых Им страстей, начинает «светиться  тройческим  единством» в тройственности человека, состоящего из души,  духа и тела (Лук. 1, 46. I Фессал. 5, 23. Евр. 4, 12) [1] . А око ума, отбросив тину самомнения и рассеяв мглу страстей в суеты, видит Сущего, получает духовное разумение, и, как от огненных языков, воспламеняется тогда сердце Божественною любовью ко Господу своему.

В пятидесятый день радости человечества о воскресении  Спасителя нашего от мертвых, как Первенца мертвых и воскрешаемых, Церковь, в соответствие ветхозаветному юбилею великого субботствования, прежде прообразованному, а «ныне действуемому», а также и со своей стороны предъизображая будущий, вечный юбилей, когда «будет Бог всяческая во всех» (I Кор. 15, 28), приносит свои всеобъемлющие молитвы за всё человечество об освящении и живущих и умерших. Так, в первой коленопреклонной молитве вечерни Пятидесятницы ходатайствует она за кающихся, да не отринет их Господь, и молит Его даровать им Благодать, с разрушением всех ковов диавольских. Второю коленопреклонною молитвою умоляет Сына Божия о дарах Духа Святого и о внедрении в нас ожидания второго Христова пришествия, которое ежели бы помнил мир, то не в забвении Бога жил бы. В третьей коленопреклоненной молитве, по вдохновенном славословии о всём, совершившемся для спасения человека, молит Церковь и об узниках ада, ибо у неё никто не забыт, и она, в день юбилейного празднования Пятидесятницы, бывшей и в Ветхом Завете временем отпущения рабов и прощения долгов, включает в своё ходатайство, и «держимых, сквернами своими, во аде». Основание к тому глубокое: оно утверждается на силе Креста Того, Кто «пришёл взыскать и спасти погибшее» (Матф. 18, 11) и Кто «имеет ключи ада и смерти" (Апок. 1, 18). Весь Мир, и видимый и невидимый, торжествующий Воскресение Христово, объемлется широтою Креста Господня, которого высота достигает до престола вечного Милосердия, а долгота углубилась, при Христовом снизшествии к преисподним, до дна адова, где попрала главу адского дракона. Крестная же сила углубляется теперь в человеческую душу, кающуюся, воля которой поставлена в жизни земной между небом и адом, имея выбор между светом и тьмою. - О, как необходима для сего помощь, даруемая нам от Имеющего победу над грехом и адом, и как, получая ее, при обращении своём вопиет сладостно душа, что услышал её Господь, и от ада преисподнего возвел жизнь ея! [2]

В совершаемом праздновании нашем о пришествии Святого Духа Церковь символически предуказует нам и будущее возвращение всего создания к Богу; потому вносит она в храм, при служении пентикостарном, растения и цветы, которые, находясь и в руках молящихся о даровании Духа, служат, по-видимому, указанием на отношение природы к человеку, в Божием плане общего для них восстановления. При том, аромат цветов может напоминать об ожидаемом Богом от нас благоухание добродетелей, цветение которых производит лишь Всеживотворяющий Дух Его. Сонм святых в Церкви торжествующей процветает, по выражении Псалмопевца, в дому Господнем и во дворах Бога нашего (Псал. 91, 14) [3] . Дары Духа Святого: дух страха Божия, дух крепости, дух совета, дух разумения, дух Премудрости и дух благочестия (Исайи 11, 2.) суть семь потоков духовных, орошающих души, принимающие их. И подобно струям живительным, готовы дарования Духа изливаться в души, всюду, где встречают приемлемость, и вытекают в смиренные сердца, как быстро текут горные воды в долины. Но, готовность к принятию живой воды Благодати (Иоан. 4, 10) есть, несомненно, необходимое условие обдагодатствования. «О собственном нашем исповедании, столь часто, по гласу Церкви, «возобновляемом, которым, вводя себя в молитвенное приближение к Богу, возвещаем вездесущую и всеисполняющую силу «Духа Его» - сказал почивший в Боге Московский святитель: «почему же не все Им исполняемся? Видно, что самих себя должно вопрошать об этом! Можно ли нам исполняться Духом, если плоть, непрестанно враждающая на духа, не находит в нас никакой преграды своему владычеству? Можно ли нам исполняться Духом Божиим, если мы сами одушевляем себя токмо духом сего мира? Токмо те могут приять Духа от Бога, которые не прияли духа мира сего, или, подавив его, не любят мира и того, что в мире» [4]. Одна вода живая, которую Спаситель дарует (Иоан. 4, 10) может утолять жажду нашей вечной души, умиротворять её внутренний огонь: «Аще кто жаждет, - рек Господь, - да придет ко Мне и да пиет!» А сказал Он это о Духе (Иоан. 7, 37 и 39).
«Мертвая душа без Духа Божия, - сказал преподобный Макарий Египетский о благодатном рождении внутреннего человека от Духа Свята, - и потому необходимо в молитве пребывать, чтобы здесь ещё приять нам Духа Божия, Который есть жизнь для души, и пришествие Господне было дабы дать ещё здесь душе жизнь, то есть Духа Своего, по реченному: доколе свет имеете, веруйте во свете» (Иоан. 12, 35—86)  [5].

Учение отцов-подвижников заключает в себе полное руководствование человека к жизни духовной! Но мужи, потрудившиеся в ней, как получившие и запечатление от Духа Христова, носившие Его в сердце, в глубокой сокровенности оставляли таинственные в них действия Благодати. Кто же может за них возвестить чудеса Духа Святого в душах? – Ибо - зиждется небесный Иерусалим в сокровенности и в безмолвной тишине. Подобно тому, как Соломонов храм строился без всякого шума, и без стука молотов, так как заранее был приуготован  каждый обделанный камень для занятия назначенного ему в строении места; так и Духом Божиим приуготовляем бывает в земной жизни всякий избранный к получению подобающего места в Высочайшем Храме Царствия Славы.
К Величайшему событию ниспослания Духа Святого, идущее размышление находим у святого Димитрия Ростовского, - следующее: «Вопрошаю, - говорит он, - для чего Дух Святый снизшел на Христа Спасителя в виде голубином, а на Апостолов не в виде голубином, но в виде огня? И почему таким же образом не сошел на Христа Спасителя, как на Апостолов? Пока кто какое заключение промыслит, а я пойду за причиною до канона: воспеваются, в одном ирмосе, относящиеся как бы к Апостолам слова об избавлении и очищении: огнедухновенную примите Духа росу, о чада светообразная! А если Апостолам потребно было избавление от грехов и дарование очищения, потому что в них ещё было терние греховное, - потребно было Духу Святому снити на них в огне, дабы терние попалить, и не просто в огне, но и в росе, яко воспевается: «Огнедухновенную приимите росу» очистительную. «На вочеловечившегося же Сына Божия не было потребности в тернопалительном огне и в чистительной росе, ибо Он безгрешен, - нечего было в Нём опалять и чистить, ибо, яко Бог, очищения не требовал Он. И потому снизшел на Него Дух Святый не в огне, но в подобии чистой птицы, голубя, в знак чистоты и безгрешности Христовой. Святые Апостолы, хотя имели любовь к Богу, но ещё несовершенную, как человеки, и для того потребно было на них снити Духу Святому в огне, дабы распалить их сердца в совершенную любовь Божию. Не требовалось же такового огня на Христа Спасителя; ибо Он никогда не был без любви, без Духа Святого, который, будучи Сам любовью, связует Отца с Сыном соединением нераздельным. Наконец, имели Апостолы потребность в просвещении, в совершенном познании Троицы Святой, а просвещение обычно от огня бывает. В огне тогда снизшел на них Дух Святый, дабы их просветить; а Христу Спасителю не было потребности ни в каком просвещении; ибо Он Сам был (хотя в теле человеческом) Свет, достаточно знающий Отца: «ни Отца кто знает, токмо Сын»; а потому не в огне на Него снизшел Дух Святый» [6] .

О том же воспросе Святый Григорий Двоеслов сказал в слове на день святой Пятидесятницы: «Почему Дух Святый - над Самим Искупителем нашим, Посредником Бога и человеков, явился в виде голубя, а над учениками - в огне? -  Единородный Сын Божий есть Судия рода человеческого; то, кто устоял бы пред правосудием Его, если бы Он, прежде нежели собрал нас кротостию, захотел бы судить грехи наши по ревности к правде? И так, Он, соделавшись человеком, ради человеков, явил Себя кротким для человеков. Он не хотел поражать грешников, но хотел собрать их. Он прежде хотел исправлять кротостию, чтоб иметь тех, которых после можно было бы спасти на суде. Поэтому Дух должен был явиться в виде голубином над Тем, Кто пришел не поразить уже грехи по ревности, но затем, чтобы по кротости ещё терпеть их. Напротив, над учениками Дух Святый должен был явиться в огне, чтобы те, которые были простыми людьми, воспламенили духом других»  [7].

Прекрасно сказало, впоследствии, Симеоном Полоцким в слове на день сошествия Святого и Животворящего Духа, что «низходит Дух Святый не прехождением из места на место (сего не буди нам умствовати, ибо Бог везде есть естеством, присутствием и силою, убо и во всяком человеце), но новым образом и действом, паче естественным, являяся, истинно совершеннее вселяяся в Апостолех, яко друг благодатьми своими украшая, светом своим просвещая, премудростью умудряя, теплотою согревая, милостию защищая и благостию совершася»... «Низходит же в день пятидесятный, изъявляя то, что ветхий закон, иже в день пятидесятный по пасхе (исхода из Египта) дадеся Иудеям на горе Синайстей от Господа, ныне в день пятьдесятный по совершеннейшей пасце Христианстей, на горе Сионстей прелагается на Благодать. - Ветхий бо закон оканчивается, новый начинается… Ов бо на скрыжалех каменных писан бяше, сей же на скрыжалех сердца, плотяных. Прилежные и теплые молитвы достоит нам днесь возсылати к Богу Духу Святому, и с матерью нашею Церковью непрестанно воспевати: Царю небесный, Утешителю, Душе Истины! Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих, и жизни Подателю, прииди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша! - Очисти ны, якоже огнь злато и сребро очищает. Ты еси «огнь невещественный, по словеси: огнь поядаяй Господь Бог наш». Ты еси огнь совершаяй, а не сокрушаяй души наша. Ты еси огнь, терние греховное попаляяй, души же наша просвещаяй. Ты еси огнь, хлад беззаконий отгоняяй, теплоту любве возжигаяй, Ты еси огнь, сосуды душ наших от скверн Богомерзких очищаяй, и в честь устраяяй я. Тобою разжги души и телеса наша, да горим неопально, якоже иногда купина, явленная Моисею. Тобою, огнем небесным, распали ны ныне, да избегнем огня геенинского, паления вечного. Тобою, огнем, да горят светильницы душ наших, во еже бы нам впущенным быти в чертог Жениха небесного, с мудрыми девами!.. «О огню святый! Коль сладце гориши, коль тайно светиши, коль желательно сожигаеши!.. Сожги сильным Божества Твоего пламенем все терние и плевелы грехов наших, отсецы всякую отрасль неполезную внутрь нас прозябающую, отреби ветви сухие и не творящие плода и всякое семя злобы искорени совершенно из нив сердц наших!» [8].

Возобновление признаков образа Божия в душе, помраченных падением человека, но возстановляемых Благодатью Спасителя нашего, получает в новом рождении и в таинственном помазании от Духа, утверждение и запечатление принадлежности Господу, вступившему в новый с человеком союз. В наше же время, большинство человечества живёт в забвении союзов Божиих! А святая Церковь не престает напоминать нам их, дабы мы не погибли.- Благо тем душам, которые, в лоне её, познавая истину и предаваясь водительству Благодати, ощущают действие Духа Святого, - всем своим существом благодарят Господа и могут сказать: «В Твоем cвете видим мы cвem!» -  «Мы увидали свет истинный, мы приняли Духа небесного, обрели мы веру истинную! - Нераздельной Троице мы поклоняемся: - Она спасла нас!»


Примечания В.С. Арсеньева:

  [1] Слово первое Симеона Полоцкого на сошествие Святого Духа.

  [2] Всё учение святоотеческое о внутренней жизни имеет дело с тройственным составом человека.

  [3] Вел. кан. Св. Андрея Крит, катавасия по 6-й песне.

  [4] Уместно здесь привести следующее выражение о общении святых, у церковного писателя пятого века Никиты Аквилейского: «При твоем исповедании Пресвятыя Троицы надлежит веровать и во святую Апостольскую, вселенскую Церковь, которая есть собрание всех святых. Единую Церковь составляют с начала веков все святые, - патриархи ли Авраам, Исаак и Иаков, пророки ли, Апостолы ли, мученики ли, и прочие праведные, бывшие, существующие, и быть имеющие. Потому что освящены они все единою верою и соотношением между ними, запечатлены Единым Духом, составляют единое тело, а главою этого тела есть Христос, как писано есть. К этому можно присовокупить, что и Ангелы, и силы и власти вышнего мира соединяемы суть с этою единою Церковию, так как Апостол научает, что во Христе связуется все, не только то, что на земле, но и то, что в небесах. Веруй же, что улучишь в этой единой Церкви общение святых».

  [5] Из слова на сошествие Святого Духа, произнесённого в 1820-м году 18 мая архимандритом (тогда) Филаретом.

  [6] Из 30-й беседы Великого Макария Египетского.

  [7] Из слова святого Димитрия Ростовского на день Святыя Троицы, во 2-й части его творений.

  [8] Беседы на Евангелия, св. Григория Двоеслова, перевед. архим. Климентом. СПб. 1860. (В двух книгах).