Записки маразматика. продолжение 3

Игорь Поливанов
                Вибори

                Урна – мов акварiум, бюлетенi – рибою.
                Виборцi – рибалки навпаки.
                Ох, уж цi вибори! Кого хочеш вибери –
                Все одно вiн буде «не таким».

                Кого хочешь – видали, кого хочешь – вибери.
                Та що зловиш у пустiй водi?
                Ох, уже ц вибори! Вiд води – лиш випари,
                Та ще в урнах попiл вiд надiй.

                Ю. В. Зиньковский


       Дядя мой, между прочим, сообщил, что бывший пациент сумасшедшего дома, как о неоспоримом достоинстве этого заведения утверждал, будто там царила полная атмосфера терпимости к чужому мнению, истинная свобода слова. Говори что угодно, ругай кого угодно, хоть самого гения человечества, великого вождя товарища Сталина – никто тебе ничего не скажет.

       Мне было уже семнадцать лет, и я способен был понять смысл этого замечания и ироничную усмешку дяди. В нашем мире нормальных, психически здоровых людей вести себя подобным образом ни в коем случае не позволительно, иначе запросто мог загреметь по известной 58 статье в лагерь, как враг народа, и говорить плохо о Сталине могло прийти в голову только сумасшедшему. И дома у нас, даже среди своих, не принято было ругать Сталина, и этот порядок, помню, меня нисколько не смущал, не тяготил.   

       Я был уверен, что и в школе, и по радио я слышу только правду. Разумеется, была и другая правда, поскольку я знал, что мой дедушка погиб в тюрьме, а мама уже какой год отбывала срок на Колыме; правду, о которой не говорили ни в школе, ни по радио, и не принято было вообще говорить, но которую и так все знали. Может, потому, что, наверное, в каждой второй семье кто-нибудь из близких или знакомых сидел или даже был расстрелян.

       Но эта вторая правда ни в малейшей мере не бросала тень на великого вождя. Я абсолютно верил в мудрость его, и все что происходило вокруг в стране было необходимо для достижения великой цели, и Сталин железной волей своей уверенно вел народ к этой цели.

       Я не на миг не сомневался, что там наверху в Кремле сидят соратники вождя – все поголовно порядочные, умные, преданные великой идее, наделенные самыми высокими человеческими качествами люди.

       Представляю, как удивятся моему признанию теперешние семнадцатилетние, которые хорошо ориентируются в интернете, имеют возможность каждый день наблюдать человеческую комедию, для которых уже в их юные годы не существует авторитетов, которых нисколько не шокирует, когда первое лицо в государстве называют пьяницей, вором, бандитом, и даже могут, как последнего ханыгу обложить матом.

       Нет, в советское время что-либо подобное было невозможно. Коммунисты умели внушить народу уважение и даже любовь к своим вождям. Уже в детском саду на его обитателей со стены, с  портрета смотрел добрый дедушка Сталин, в белом кителе, с большим букетом и девочкой на руках. Немного позже в школе за ними наблюдал со стены товарищ Сталин – друг всех детей, а рядом портреты членов политбюро, верных  соратников великого вождя. Во время праздничных демонстраций все они, поднятые на шестах, молча взирали сверху на праздничную толпу. Чем они занимались там, в кремле – кто знает?

       И что плохого можно было сказать о них? Может, они даже не знали, как и друг всех советских детей, что там делается на Колыме, что творят на местах от его имени борцы за светлое будущее, а на самом деле, может, замаскировавшиеся враги народа. Да и что я мог сделать? Я вошел в этот страшный, жестокий мир, и мне ничего не оставалось, как принять его таким, каким он есть. Я лишь знал, что идет борьба между прошлым и будущим, и они, как два камня жернова перемалывают и перемалывают, как зерна, человеческие жизни. Инстинкт, которым наделила меня мудрая мать-природа подсказывал мне, что я всего лишь маленькое зернышко, и чтобы выжить, чтобы не быть раздавленным этой слепой силой, надо быть предельно осторожным.

       Продолжение следует...