Виссарион был прав

Новикова Елена Юрьевна
Когда в десятом классе мы изучали "Евгения Онегина", то я удосужилась
прочитать критическую статью Белинского,по теме.Читать было интересно, необычный слог,дерзко и вдохновенно, иногда зло, иногда задушевно, но неординарно.Особенно ярким, а потому и запоминающимся был фрагмент, где Виссарион Григорьевич "объяснял" механизм развития чувств Татьяны к Онегину.
Намеренно сводя всё до физиологизма,называя Татьяну "нравственным эмбрионом", критик сравнивает героиню с цыплёнком,вылупившимся на свет,который неизбежно первое,что видит перед собой принимает за курицу.Так и Татьяна,по его
мнению,неопытная девушка,мечтающая о любви,начитавшись Ричардсона и Руссо, грезившая в девичьих снах и наяву,первого встретившегося на её пути мужчину, так или иначе обратившего на неё внимание,к тому же приятного собой, интересного и загадочного, немного циничного( в отличие от Ленского),
принимает за своего суженного.Ей снится сон на святки, медведь,а по народным приметам это - к жениху.Капканы расставлены собственной рукой, и она
попадает в этот капкан неизбежно,другого варианта просто не остаётся, или стать счастливой избранницей,или погибнуть. "К беде неопытность ведёт", но Татьяна
- исключение,своего рода гений,нежно любимая своим создателем,Пушкиным она
не погибает,а становится сильнее, строже, сохраняя свою нравственную чистоту.
И всё-таки "Неистовый Виссарион" был во многом прав,на своём примере могу подтвердить это абсолютно точно.
В странном   провинциальном городке, где прошла моя юность, я тихо и безуспешно ждала прихода чего-то необыкновенного, находясь в состоянии предчувствия встречи,может быть любви,среди романов Тургенева, Пушкина  Толстого, среди рутины и скуки обычного уклада маленького провинциального городка, где также процветал криминал и бескультурье.В недавнем прошлом эти места считались пригодными для ссылок и тюрем,"славные"потомки отсидевших продолжали плодиться и перенимать от отцов и дедов жестокость и тупость.Были конечно,там и комсомольцы-добровольцы, принявшие клич : "Строить новую жизнь".
" Мы построим солнечные людям города", "Звени отваги колокол, в дорогу все,
кто молоды, нам карта побед вручена", - неслось тогда из репродукторов.И все рапортовали о досрочном выполнении планов, о повышенных обязательствах.
Партия и комсомол "шли рука об руку", а позади Пионерия звонкими голосами докладывала, что на торжественную линейку построена, торжественно клялась
"жить и бороться, как как завещал великий Ленин, как учит коммунистическая
партия..."
Однажды в мою дверь постучалась "судьба", в образе молодого человека бывшего
"на химии",за участие в групповом изнасиловании,будучи на момент преступления несовершеннолетним, он частично был лишён свободы,отправлен на поселение,к нам в Сибирь,каждое утро и вечер он обязан был проходить поверку.Его мать была знакома с моей,и,видимо в моём лице присмотрела для сына невесту. Его историю
я знала," Не сойтись,разойтись,не сосвататься,ох и трудно в деревне у нас".
Моей естественной реакцией стал гнев и возмущение.
- Да как ты вообще посмел подойти к моей двери? Иди и позабудь, навсегда,
 сюда дорогу, - произнесла я, не скрывая отвращения.
Парень ушёл, но его мать потом высказала мне нелицеприятные вещи,пожелала
"хлебнуть горя досыта".
Да, женское проклятие часто оказывает негативное воздействие, особенно произнесённое в сердцах. "Хлебнуть" мне пришлось немало, жаль, по-настоящему
хороших и стоящих людей мне довелось встречать редко.
В какой-то момент я уже подумала,что действительно "человек человеку-волк",
но к счастью,уже гораздо позднее,сменив место жительства, я сделала поразительное открытие: мир полон хороших, интересных людей,он удивителен и прекрасен(без преувеличения и пафоса),несмотря ни на что.

Своего первого парня я встретила будучи студенткой Кемеровского Педагогического,
он и стал моим мужем. Совсем по "белинскому", "к беде неопытность ведёт".
Я решила, что это - судьба.
Татьяне добрый Александр Сергеевич дал хотя бы попытку для реабилитации,и она удачно вышла замуж за немолодого, но благородного.Мне судьба такой роскоши не предоставила.
Брак продлился пять лет,а после развода я так и не вышла больше замуж,
отчасти из-за того,что дочка была очень непростым ребёнком.Даже её родной папаша уезжая от нас, с улыбочкой произнёс:
" Я то свою жизнь устрою, я мужик, а вот ты с таким довеском, едва ли, кому
надо чужое горе?"
Попытки были, но...
Вот один из таких примеров:
Познакомилась с мужчиной,он жил в соседнем доме,часто видел,как я прохожу
мимо,то с дочкой,то одна.Однажды набрался смелости и подошёл,пригласил в
кино.Так как дочку оставить не с кем было,пошли втроём, на дневной сеанс.
Где-то минут через пятнадцать, ребёнок начал  ерзать на стуле, задавать
мне вопросы и даже заставлять  переводить слова песни, которую пела героиня индийского кино,я шептала ей на ушко всякую ерунду, лишь бы успокоить.
Зрители по соседству нервничали и гневно поглядывали в нашу сторону.
Кульминацией явилось то,что дочка выбежала на сцену и стала танцевать, счастливая и довольная собой. К её неудовольствию нас быстро попросили выйти вон.
Когда этот мужчина пришёл к нам в гости и мы сели пить чай, то я с удивлением
заметила, что мышцы его лица подёргиваются.
- Видимо нервный тик,-подумала я.
-Надо же, как некрасиво.
Однако тем временем,ребёнок исчез из поля зрения и я пошла её искать. Оказалось,
что шалунья сидела под столом, длинная скатерть полностью скрывала её из
виду,и,щипала нашего скромного гостя за ноги,а он молча терпел.После чая, провожая нашего знакомого я не нашла его обуви.Мгновенная догадка подтвердилась: глядя с балкона(жили на седьмом этаже)я увидела, что туфли валяются внизу.Извинившись я бросилась было за туфлями,но обиженный визитёр демонстративно ушёл в носках, вдобавок рассмешив подростков, стоящих на лестничной клетке.
Мне как ни странно,хватало тогда мудрости не наказывать ребёнка за подобные выходки,было совершенно ясно,что причина - детская ревность.
К тому же были более серьёзные моменты, когда не наказывать было просто нельзя.

Дочка взрослела, умнела и вот она уже стала сетовать на то, что я никак не устраиваю свою жизнь. Что тут скажешь? Бывает поздновато, поздно, а потом
наступает момент точки невозврата. Одним словом: кирдык, поезд : "Ту-ту-ууу".
Часто с благодарностью вспоминаю китайскую мудрость(равно как и другую, так
человек устроен): "Во всём есть Дао", конечно, есть.Зато мне нервы никто не треплет,не изменяет на курортах,есть куча времени для самообразования и не только.Без перекосов тут не обходится,увы,как в той поговорке: " Я и лошадь,
я и бык, я и баба, и  мужик".Профессия мужская, работу всю делаю  разумеется, сама, к сантехникам правда обращаюсь. Специфика моей профессии такова, что
иной раз и без мата не обойтись, знаю,это плохо.
- Какая наглая вы женщина,- сказал мне однажды один молодой коллега,
- а с виду и не скажешь.
Где-то он прав. Любовь к искусству, стихи, приятный голос, улыбка и при всём при этом иногда грубость и жёсткость. Как это всё уживается в одном человеке
и нет  ли тут лицемерия? - Загадка, опять загадка.
Мы делаем себя не только сами, но и те, кто рядом, и, обстоятельства.
Сущность неизменна(не я сказала), она остаётся, но "обёртка" может меняться.

-Наша любовь пылает ярко. как костёр,- сказал мне когда-то глупый мальчик.
Он не подумал о том, что " каждый костёр когда-то догорит", - особенно тот,
что горит очень интенсивно.
- Я никогда тебя не разлюблю, слышишь?
- А как же привычка, говорят привычка убивает любовь?
- Глупая, разве к тебе можно привыкнуть? Ты - словно хлеб, он всегда
необходим и никогда не приедается,- безапелляционно отвечал мне мой жених
и я ему верила...
Спустя два года после развода он ответил мне на вопрос: " Ты её любишь,
нынешнюю свою?"
- Любишь, не любишь, - глупости это, просто надо брать от жизни всё, пока
время не ушло.
И брал, как умел, жадно и порой неумеренно, идя на поводу своих желаний.
А что же опыт, интуиция? Часто человек не хочет к ней прислушиваться, а зря.