Жди меня. 7. Как же дорого обходится им Блицкриг

Александр Соханский
На фотографиях:
      Берлин. Письмо любимой семье.
      Берлин. Михаил Николаевич Соханский.
      Берлин. Лихтенберг. Леопольдщтрассе, 28. Представители штаба в/ч 70648, в центре подполковник И.Е.Голянский.
      Берлин. План центральной части 2 мая 1945 г.

Фотографии можно увеличить колёсиком мыши, одновременно удерживая нажатой клавишу «Ctrl».

      9 мая 1945 года. День Победы.
      Семидесятилетию Великой Победы посвящаю эту символическую подборку из девяти победных писем с Великой Отечественной войны от Михаила Николаевича Соханского. Только девять писем из ста пятидесяти посланий отца с 1 Белорусского фронта.
      Любовь к родным и ненависть к немецким захватчикам были главными стимулами к победе.



      Берлин, Лихтенберг, письмо от 23 мая 1945 года

      Привет тебе, моя милая жиночка!

      Из Берлина посылаю тебе второе письмо. За молчание очень виноват, но мне кажется, что за всё время войны я ещё не был так крепко занят, как в эти дни.*  И откуда только берутся дела – день и ночь. Просто суматоха. Всё время новое и новое. Не успеешь одно закончить, другое ждёт. И всё надо быстро и моментально. Ношу в кармане бумагу и конверт, «Ладно» - думаю – «Вот будет свободная минутка и напишу своей любимой жиночке несколько ласковых слов». Пройдёт несколько дней, конверт изомнётся, бумага загрязнится – выбрасываю из кармана. Завтра то же. Вот и сейчас. Едва сижу. Голова как барабан, мысли от усталости путаются, но сердце больно щемит.

      Уже месяц, как от тебя ни словечка. Очень плохое думается. Что с тобой, всё ли дома в порядке? Живы-ли вы? Такое думается, что даже в пот бросает. Неужели после войны, когда осталось только домой ехать – в семье несчастье? Недоброе чует сердце. Очень нехорошо. Такая нагрузка и связь с тобою потерялась.**  Одним словом, больше, чем встревожен. Пиши или не знаю, что со мной случится. Если разрушится семья, исчезнешь ты, значит всему конец: ехать некуда и незачем. Тогда и рисковать можно так, как за войну не рисковал.
      Но пока вижу только вопросительные знаки на горизонте и жду, что ты объяснишь мне ситуацию.

      В настоящее время занят тем, чем заняты мы все, находящиеся здесь. Продолжаем приводить к порядку немцев. Ой! Как дорого обходится им «Блицкриг»! Десятое поколение помнить будет.

      Фото твоё и сынка ношу с собой. Это заменяет отсутствие писем. Надолго ли – не знаю. Дни пребывания здесь сочтены. Приятно, что знаешь какие-то сроки. Не то, что раньше. Получили ли от меня что-нибудь?  До ответа решил больше ничего не посылать (может кто-нибудь снабжается за наш счёт).***

      Нежно целую тебя, мой ангел, и милого, золотого сынка-лапку.

      Твой Михаил.

      Но почему так долго писем нет? Что с тобой?



      _________________
      * Советские комендатуры, созданные нашим командованием в Берлине, конечно, не могли решить все проблемы города без массового привлечения к активным работам немецких специалистов и местного населения.
      «Немцы, сидящие на взятой территории, обескуражены. Они работают на нас – прозревают от безумия, которое им вселил главный бандит. Восточных рабов уже нет. Есть восточные хозяева. Работают, гады, и улыбаются, но в глазах с животным страхом блестит злоба» (из письма Михаила Николаевича семье, Берлин, 1945 г.).

      Выполняя приказы командования, советские офицеры-специалисты возглавляли проведение масштабных восстановительных работ.
      «Ни днём, ни ночью не покидают меня мысли о вас. Зверски тоскую. В последнее время даже прихварывать стал. Шалят нервы. Стараюсь работать до изнурения, но, ни черта это не помогает. До чего же обидная обстановка, чёрт возьми!
      Последние три дня у меня работали немцы. Я их, проклятых, целый день гоняю, а рука так и тянется к кобуру. Если так мои нервы будут пошаливать, может что-нибудь случиться» (из письма Михаила Николаевича семье, Берлин, 1945 г.). 

      ** После того как 8 мая в 22.43 по европейскому времени Германией был подписан акт о капитуляции, почте предстояло выдержать еще один последний «бой». Шквал поздравительных писем и открыток буквально захлестнул все почтовые отделения нашей страны и зарубежных стран. Люди спешили поделиться своей радостью со всем миром. Справиться с таким мощным потоком почты подчас было просто невозможно, и горы неразобранных писем скапливались на почтовых станциях, доходя до адресатов с большим опозданием.
      Но тогда Михаил Николаевич не мог знать об этом и, естественно, сходил с ума от неизвестности.

      *** Цель приказа НКО СССР № 0409 от 26 декабря 1944 г. «Об организации приема и доставки посылок от красноармейцев, сержантов, офицеров и генералов действующих фронтов в тыл страны» была вполне разумной и справедливой: поддержать семьи фронтовиков за счет награбленного Германией богатства, в том числе вывезенного из СССР.
      Политдонесения свидетельствуют: приказ был воспринят как забота государства о фронтовиках и их близких и встречен с большим одобрением.
      Разумеется, не обходилось без злоупотреблений, особенно на первых порах, когда организационного опыта еще не хватало.
      Были и случаи расхищения воинских посылок, как на этапе первичной транспортировки, так и в недрах самой почтовой службы, о чем свидетельствуют многие документы. Вместо высылаемых вещей в посылках нередко оказывались точно по указанному весу кирпичи и разная рвань. С нарушениями боролись, виновных чрезвычайно строго наказывали, система работала, преодолевая естественные трудности.



Список опубликованных писем:

    Жди меня. 1.Ты не представляешь, как я соскучился  http://www.proza.ru/2015/04/19/372
    Жди меня. 2.Сердечно поздравляю с днём рождения  http://www.proza.ru/2015/04/20/311
    Жди меня. 3.Разгром врага в битве за Варшаву  http://www.proza.ru/2015/04/21/396
    Жди меня. 4.История ещё не знает таких наступлений   http://www.proza.ru/2015/04/23/315
    Жди меня. 5.Верь в нашу встречу, моя хорошая   http://www.proza.ru/2015/04/24/71
    Жди меня. 6.Берлин - сплошной хлам, но дела много   http://www.proza.ru/2015/04/25/312
    Жди меня. 7.Как же дорого обходится им "Блицкриг"   Вы находитесь на этой странице.
    Жди меня. 8.Только мне придётся послужить ещё   http://www.proza.ru/2015/04/27/40
    Жди меня. 9.Идёт передача моих функций немцам   http://www.proza.ru/2015/04/28/241
      


      К 70-летию Великой Победы.
                2015 год.