Дневник перфекционистки

Вера Аникина
                Моя философская картина мира. 
 
             «Весь мир – театр, а  люди в нем актеры», - воскликнул гениальный Вильям Шекспир. Он, проживший вместе со своими героями сотни жизней, написавший трагедии, комедии и фарсы, признанный классик мировой литературы, несомненно, имел на это полное право. В этом афоризме и  я вижу суть человеческой жизни – принятие определенной социальной, психологической роли в обществе и разыгрывание этой роли в своем личном спектакле под названием «жизнь», «моя жизнь».

          Так  что же есть жизнь и что есть  смерть?  Философы всех времен и народов пытались ответить на этот вопрос, предлагая различные формулировки, правда, мало отличающиеся друг от друга.

          Мне ближе такое, естественнонаучное, объяснение: жизнь - это развитие биологического индивида (физическое, психическое, интеллектуальное, социальное…) в определенный временной промежуток .  Из жизни отдельных индивидов складывается путем наложения жизнь поколений, народов, народностей, рас, мирового сообщества, галактического сообщества, если хотите.

          Смерть, в отличие от жизни,  категория индивидуальная. Нет в словарях каких-либо народов фраз: смерть нации, смерть народа…таким образом, смерть подразумевает естественное (или вынужденное) прекращение жизненного цикла отдельного индивида или нескольких. Для трагических случаев применяется слово «гибель». Это же слово используют для обозначения завершения цикла цивилизации или отдельного народа.

                Понимание термина «жизнь» хотя и многогранно, можно сказать многомерно, но каждый человек, в том числе и я, нахожу  в ее многогранности и многомерности свои личные грани и свой собственный инстументарий для измерения.

Природа устроена так, что человек с рождения вынужден познавать мир, сначала на животном тактильном уровне: грудное вскармливание, тепло матери, запахи, прикосновения. Очень скоро малыш встанет и перед первым социальным, если хотите, моральным, выбором:  ответной реакцией на предложение «дай». Именно первый моральный выбор положит начало формированию качеств личности.

Только через формирование морально-этических качеств, через решение дилемм, формируется ЧЕЛОВЕК. Именно морально-этические качества человека, его благие поступки служат для меня  мерилом его состоятельности, состоятельности как человека, как семьянина, как гражданина.

                Исходя из  многогранности социальных ролей каждого человека, формируется  его круг прав и обязанностей.
                Во-первых, человек имеет право на жизнь, на социально определенный уровень благосостояния, обеспечивающий его безопасное существование. Эти права должно обеспечить человеку социальное общество, в котором он проживает.

               Но, получая право на жизнь и безопасное существование, человек принимает на себя обязательства не посягать на жизнь других существ, соблюдать границы личности и не угрожать безопасности других людей.

               Во-вторых, уже не существенно…  Каждое государство, каждое общество разработало конституции и различные кодексы (гражданские и уголовные), регламентирующие  права  и обязанности для своего народа, но они теряют смысл, если не соблюдается основной (см. во-первых…)

               Я  не открываю Америку, я повторяю банальные  истины. Человек – это звучит гордо. По крайней мере, должно звучать гордо.

            Я – перфекционистка – в постоянном стремлении к идеалу,  я полагаю, что человек, в преобладающем большинстве случаев,  должен стоять на стороне добра, добра в глобалистическом  понимании (на стороне Сил Света, если пользоваться терминологией мастеров фантастического жанра).  Это значит, что в предложенных парах антонимов: добро-зло, любовь – ненависть, преданность-предательство,- по моему мнению,  человек (без вариантов) обязан выбирать первое.

                На добре, любви и преданности зиждется вся жизнь, построена судьба человечества. К этим трем китам мироздания я бы добавила ВЕРУ и   рассматривала бы ее в антонимическом ряду вера-безверие.

            Человек должен во что-то верить, во что-то высокое, приподнятое над унылыми буднями!

             У наших бабушек и дедушек отобрали веру в Господа, у наших родителей отобрали веру в «светлое коммунистическое завтра», на нашу долю не досталось никакой веры.  На гнилом болоте безверия произрастает фетишизм (увлечение  предметами, на которые «молятся» ... ) и меркантильность:  почти все девушки  мечтают о богатом муже и куче тряпок и бриллиантов, а юноши мечтают о больших деньгах и тупых  блондинках девяносто – шестьдесят – девяносто.

              Нет, мы, конечно, пошли в церковь, подражая нашим правителям, но это чистая формальность: мы не знаем не только что надобно делать в храме, кому ставить свечи, кого из святых о чем просить – мы не знаем что нам просить, потому, что кроме материальных благ нам просить нечего. А уж об  исповеди и покаянии мы и слыхом не слыхивали… Таким образом,  два тысячелетия Христианской веры для нас только исторический факт в разделе Всемирной истории и МХК.

 Я говорю «мы», не с целью разделить ответственность с кем бы то ни было, я говорю «мы» об определенной группе моих многочисленных знакомых.
 Я четко определяю свое место в этом мире, и осознаю свою роль в жизни.

 Во-первых, мое место, хранительницы домашнего очага и заботливой матери, предполагает, что я воспитаю достойного гражданина страны и опору себе на старости лет. Я отнюдь, не стремлюсь поставить перед собой цель (как довольно многие), что у моего ребенка будет все. У человека должна быть мечта, значит, чего-то в жизни ему не должно хватать.