Манифест архитектуры нового пространства

Алекс Росс
Стремление человека выйти из привычного мира, найти дорогу к новому, познать неведомое и освоить его - в природе человека и качество, отличающее его от других живых существ. Иногда голое любопытство заставляет человека поступать нерационально. Его никогда не устраивает его настоящее положение, какое-то внутреннее чувство всегда подталкивает его заглянуть за кулисы известного. Тенденцией любого переходного исторического периода, являющегося финальным этапом накопления определенного основательного опыта, являются попытки сбросить невольно наработанные привычки, изменить или вовсе оставить традиционный порядок. Знаком перемен бывает и переходящее в качество количество.

А современный человек все больше времени проводит не касаясь земли – то есть в пространстве астральном! Там его несут самолет, машина, паруса, воздушные подушки, велосипед, ролики, подбрасывают батут и самые разные устройства. С помощью скорости он научился уплотнять даже само время.

Понятие «астральный мир» ввела в наш обиход через литературу 70-80-х эзотерическая наука. В начале просто, как оригинальный термин, использовавшийся в разговорах об астрологии и духовном, для обозначения иного, непонятного невидимого, но ощутимого мира. А позже, более конкретно, - включающее категории ментальности, витальности, эфирных тел, света и т.п. Сегодня многим понятно, что все это не абстрактные категории, пространство астрального мира реально и напоминает пирог с различными слоями взаимодействующих вибраций. Они содержат только им свойственные виды энергий и информацию. Пространство астрального мира самое чувствительное и, одновременно, самое влиятельное. Оно моментально реагирует на все новшества, на требования времени и часто само ставит передовую науку в тупик. Оно заказывает ей и производству новые материалы, конструкции и технологии, инструменты и технику.

До первого полета человека в космос архитектура и ее пространственные объекты росли из Земли и были ее частью. Разница в подходах зодчих была минимальной. Один, который исповедовал Фрэнк Ллойд Райт, предусматривал гармоничное вживление архитектурного концепта в природу, другой, ярким выразителем которого стал Карло Скарпа, размещал природу в качестве одного из элементов архитектурных концептов. Конечно, это свидетельствовало о поисках нового. Но мысль находилась полностью под бременем земного притяжения. Не случайно, зодчим той архитектуры был провозглашен крот (Ф. Хундертвассер).

Нынче можно говорить о преодолении инженерной мыслью и архитектурной фантазией земного притяжения, так как новейшие формы жилых и общественных зданий из продвинутых материалов выглядят легкими и располагаются уже больше не на земле, а в воздушном пространстве, на верхних, пусть и околоземных уровнях.

Современник почувствовал, что «быть на седьмом небе от счастья» - реально, он желает жить на уровне полета птиц и предпочитает наблюдать за земной суетой с «недосягаемой» высоты.

Все больше архитекторов понимают, что верхние надземные уровни содержат в себе неограниченные возможности для работы фантазии и решения скопившихся городских проблем. Моделируя новые архитектурные формы, они как бы раскачивают привычные. Боясь ломать их совсем, с каждым днем экспериментируют с ними все смелее. «Выбивают» у домов отдельные угловые опоры, отчего они накрениваются, «пошатываются» или закручиваются, теряя равновесие и видимую тяжеловесность. Иные мастера понимают, что острые углы уходящей архитектуры аккумулируют негативную пространственную энергию, поэтому в новых работах сознательно теряют их. И «правильные» пропорции их тоже перестают интересовать! С каждым днем становится заметней стремление зодчих во что бы то ни стало найти решения еще вчера неразрешимых задач. Образно говоря, они хотят «на ребра опереться, чтобы выпрыгнуть из собственного тела», то есть выйти из круга привычек и цеховых ограничений. Показательны в этом отношении попытки госпожи Заха Хадид выйти в новое измерение. Она выпускает линейные формы, чтобы охватить все ближнее пространство на различных уровнях. Одни сравнивают эти формы со щупальцами, другие со скоростными поездами. Как бы то ни было, острые наконечники их явно прорывают инерцию застоявшихся представлений...

Чертами сформировавшегося совсем недавно офисного стиля интерьеров архитекторы все чаще наделяет и фасады своих зданий. И постоянно идут в этом дальше. Объемы новых зданий «надувают», делают их аморфными, парусными, вытягивают в длину и в высоту, подвешивают. Стены делают все более прозрачными. В конце концов все чаще приподнимают здания над землей.

Благодаря этим усилиям черты астрального мира начинают доминировать. Современные здания буквально задышали, так как преграда между их внутренним пространством, то есть интерьером и внешней средой из-за больших площадей стеклянных стен и открытых террас словно бы растворяется, перестает быть видна. Причем прозрачными становятся не только стены, но крыши и полы домов. Площадь основания и опор в свету у построек становится намного меньше их верхних сечений. Визуально центр тяжести строений поднялся много выше нулевой отметки, поэтому кажется, что напряжение снято в том числе и с поверхности земли в основании.

Выводя человека на более высокий уровень, с широким обзором и естественным горизонтом, астральная архитектура меняет угол зрения человека, отчего ощущения его становятся тоньше. Она выводит его из замкнутых «кишочных» пространств бесконечных коридоров прошлого в пространства простые, с перспективой, заполненные естественными светом и красками. Это пространство развернуто и не просеивается, как прежде, маленькими амбразурами окон.

Идеалом старой архитектуры были, в начале - пещера, а в самом конце - дом-крепость или дворец с охраной, основным мотивом был уход от мира в безопасное место, изолированное от всего убежище. Главными средствами для достижения этого были толщина стен и высота заборов. Великолепный пример отжившему - новый дворец Путина в Геленджике. Поэтому только в редких случаях постройки уходящей архитектуры напоминают что-то живое.

Новые же формы, как это не парадоксально звучит, в Природе смотрятся очень гармонично. И не случайно, ведь целью обитателей современных построек становится желание жить без преград, в гармонии с окружающей средой, быть частью ее и смотреть на мир широко открытыми глазами.

Сейчас появляется ощущение, что со временем некоторые из строений новой архитектуры обретут растительные формы. Так они будут понятны всем, в том числе и детям. Эволюционное развитие от проживания человека в минерале  – в пещерах -  к жизни в живом организме или в чем-то, напоминающем его формы, - вполне логично!

Примечательно, что новой архитектуре не нужны полигоны для практики, не нужна особенная среда, пустующие или специальные ландшафты для застройки. Психология землянина изменилась. Он знает уже точно, подчинение Природы - чревато, поэтому ищет с ней взаимодействия. Уже в ближайшие годы сам природный ландшафт и сформировавшаяся городская среда будут подсказывать чуткому сердцу зодчего место и наиболее подходящие формы.

Например, прозрачные выгнутые диафрагмы или «паруса» над озерами большой площади или парками могут стать средством принудительной вентиляции загазованных городских районов, кроме того, дополнительными площадями для культурного отдыха. А так же местами изменения угла зрения, занятого заботами городского жителя, и пространством, где дышит сам взгляд.

Новая архитектура по определению астральная. А это значит, что до сих пор осваивалась лишь малая часть ее пространства. Поэтому в ближайшие десятилетия она будет служить обществу в качестве лекаря, залечивающего ошибки и издержки в архитектурных расчетах прошлого. Она будет, например, заниматься облагораживанием неудобных в недавнем прошлом перекрестков дорог, небольших «неправильной» формы городских площадей, скверов, дворов в недавних новостройках. Места эти рано или поздно будут залечены новыми функциональными формами! «Неказистые» треугольники будут «засажены» светящимися или звучащими на ветру большими и малыми многофункциональными причудливыми формами клубов, кафе и магазинов.

Для решения жилищных проблем, общественных нужд и оживления среды в городах будет активно осваиваться воздушное пространство между домами соседями. На них, как на плечики, будут одеваться каркасные рубашки, на эти рубашки будут опираться полу- и прозрачные своды и консоли-переходы, перекрывающие проходы и дворы жилых кварталов. Наверху появятся новые площади для торговых центров и зеленые рекреационные зоны для отдыха (удаленные от шума городского транспорта). В консольных переходах появятся дополнительные площади для жилья.

То есть современный город будет распространяться не вширь, покрывая поры Земли асфальтом и бетоном, а расти вверх. Удешевляя, в итоге, различного рода коммуникации, связь, транспорт и прочие части инфраструктуры. Понятно, что коммунальные службы вынуждены будут перестроиться на новый лад. У строителей же при реализации таких идей чаще прочего в ходу будут консольные конструкции, конструкции большого пролета, растяжки, ванты и опоры из сверхпрочных материалов.С новыми астральными формами города, и вообще населенные пункты, будут более цельными организмами, с прекрасно сбалансированной, поддающейся регулированию экологией. Из-за дополнительных зеленых площадей с висячими «садами Семирамиды». Большинство объектов астральной архитектуры будет отличать многофункциональность. При новом подходе тот же обыкновенный мост становится больше, чем инструмент, соединяющий вместе территории на противоположных берегах реки. Мост становится населенным местом, где люди собираются и живут. Совсем нетрудно себе представить, что на мосту могут быть легко размещены культурные и торговые центры. Эти поселки станут объектами туризма со стартовыми площадками для занятий параглайдингом и банджи-джампингом, с вертолетными площадками.

Совершенно новым строительным материалом наряду с традиционным и сверхпрочным в астральных постройках будет свет. Им при помощи систем зеркал будут как жидкостью заливаться теневые фасады, помещения, обращенные на север, глухие внутренние дворики, спиральные участки общественного пространства. Зеркальные рекламные конструкции по вечерам, освещаемые рефлектирующими уже изнутри, из интерьеров жилых и общественных зданий (по аналогии с конструкцией стеклокабелей) системами зеркал, будут намного эффектней и мягче ставшего привычным и утомительным «неонового» футуризма. Зеркала, кроме того, станут еще и дверями в другие пространства, они умножат размеры окружающего мира и откроют глубины его. Опять же весьма символично, что получать сигналы со спутников и из глубин Вселенной человечество научилось посредством так называемых параболоидов или зеркал.

Вообще зеркало в нашем пространстве должно наконец начать играть роль, равнозначную роли колеса в механике. Только в механике колесо нас катит, а зеркало, до сих пор игнорируемое архитекторами, остается не более как уделом модниц в их скрытых от дневного света будуарах. В любом случае, недалеко то время, когда широкое использование получат всевозможные зеркальные отражающие зонты, шары, стенки, пирамиды и самые неожиданные комбинации зеркал большого размера.

Понятно, что при реализации новых архитектурных форм кроме света, металла, облегченного и армированного стекла потребуются еще новые пластмассовые материалы. Альтернативой использования пластиковой бутылки, которая не гниет и не растворяется ни в воде, ни в земле, будет ее переработка в строительные конструкции. Уже сегодня все начинает говорить за то, что материалы из пластика начали свое бессмертное шествие. Хочется верить, что придет и время, когда сверхпрочный, возможно тоже армированный пластик позволит отливать цельные опоры-стебли для жилых загородных «цветов», научных центров и баз отдыха. Что может смотреться лучше в ущельях над горными реками или где-то в прибрежной полосе у больших водоемов, как не такие дома на стеблях? Если сложные лабиринты внутренних пространств и острые углы традиционных построек закупоривают и рвут спонтанное движение эфирной энергии, так называемой энергии ци, которой живет и развивается при ее свободном движении обитаемое пространство, то подвесное, то есть нестатичное загородное поселение с домами или отдельные «цветы», имеющие к тому же прозрачные полы, никак не будут препятствием на пути струящейся энергии.

Да, футуризм в свое время провозгласил помимо приоритета новых технологий и активную городскую жизнь. Но человеку хватило ста лет, чтобы насладиться городом сполна. И сегодня он, убоявшись техногенных катастроф, вновь повернулся к простоте, к Природе и свету, к естественному ландшафту. И астральная архитектура в недалеком будущем обязательно предложит обывателю жилой модуль, который можно будет легко перевозить куда угодно и легко монтировать в зеленых зонах на специальных опорах. На любой высоте.

Кроме всего, человека сегодня все больше интересуют морские глубины. Даже космос его интересует не более, чем мир морских и земных животных и насекомых. А Мировой Океан завораживает. В его глубинах человек делает сегодня больше открытий, чем где-либо еще! В связи с этим думается, что иные из нас в ближайшие десятилетия пожелают поселиться в домах-платформах на воде или даже в воде, где этажи будут уходить в глубь. То есть не традиционные аквариумы и бассейны будут в жилых домах, а, образно говоря, сами дома разместятся в естественных аквариумах! И не обязательно в морских районах, ведь запасов чистой пресной обитаемой воды на земле тоже осталось предостаточно.

Чуть больше ста лет назад, когда были изобретены новые средства коммуникации, Резерфорд и Нильс Бор открыли строение атома, Генри Форд сконструировал «самоходную телегу», Альберт Эйнштейн сформулировал теорию относительности, Макс Планк - квантовую, родились и новые для того времени формы искусства. Маринетти и его товарищи, писатели, музыканты, художники и архитекторы, намереваясь «взломать двери Невозможного», провозгласили Футуризм. Они хотели не ревитализировать традиционное искусство, а создать что-то совершенно новое. Тогда это было вполне естественно. Привычные представления имели жесткую кристаллическую решетку и к новому надо было пробиваться революционными средствами.

Наше же время отличается еще большими достижениями науки и техники, еще большими скоростями и от этого - возможностями и требованиями массового потребителя. Футуристический подход взлома – деструкции - для нас более неприемлем. Во-первых, ломать, чтобы строить новое в астральном пространстве почти нечего. Какой толк тыкать, пусть даже и тренированным пальцем, в небо? Во-вторых, поступать неосмотрительно при современных скоростях и мощностях стало чрезвычайно опасно. Сегодня нужны фантазия и, как никогда, изобретательность и точный инженерный расчет!

Отличительные черты Архитектуры нового пространства - Астральной архитектуры:

1.стремление не увеличивать площади городов, а использовать имеющиеся «потерянные» и пустующие пространства, то есть города будут расти в высоту, а не в ширину;
2.площадь основания и опор зданий в свету меньше их верхних сечений;
3.визуальный центр тяжести зданий много выше нулевой отметки;
4.площадь касания прозрачных стен здания с окружающей воздушной, безвоздушной и водной средами больше 50%;
5.объем воздуха на террасах, в нишах и во внутренних объемах, необлеченных несущими стенами здания больше его суммарного внутреннего объема;
6.площадь консолей и террас на одном фасаде высотных зданий больше площади его вертикальной проекции;
7.свет и краски выступают в роли строительных материлов, наравне со всеми другими, для этого используются большой площади и сложной формы зеркала и цветное стекло;
8.сооружения размещаются или естественно встраиваются над исторической и в исторической городской среде и в естественном ландшафте;
9.широкое искусное использование сменяющихся жилых модулей;
10.многофункциональность за счет интегрирования функциональных общественных мест в структурные элементы сооружений;
11.моделирование в интерьерах зданий естественных видов биосреды, морского климата, высокогорных районов, эвкалиптовых и хвойных лесов.