Исповедь бывшего студента или два вареных яйца

Алексей Горшков
Уважаемые Господа! Долгие годы, целых полвека я молчал и ни слова никому не сказал о грехе моей молодости. Но больше у меня нет сил хранить в себе эту страшную тайну, а потому я выношу на ваш суд свою исповедь и своё раскаяние о содеянном. Я даже не прошу вас, господа, о снисхождение, а просто прошу выслушать меня....
В 1965 году, по программе обмена студентами, я проходил стажировку в Чешском техническом университете в Праге, что расположен на улице Zikova 4. Это один из старейших технических вузов мира, который был основан в 1707 году австрийским императором Иосифом I.
Всем известно, что студенты в те времена жили в бедности (не то, что нынче), а запросы были у них были немаленькие: в театр или в кино с подружкой сходить, да ещё и цветы ей купить; купить интересную книгу, а то и две; за своим гардеробом следить по мере возможностей; с друзьями в пивной посидеть за  кружкой, второй, а то третьей доброго чешского пивочка....Да что перечислять, чем живёт и интересуется студент: кто был студентом, сам всё знает!
Зашел я однажды в пивную Prazsky most u Valsu;, что расположена недалеко от Карлова моста на Влтаве. Заказал я кружку светлого Rohozec, хлеба с брынзой и пару вареных яиц. Не спеша насладившись своим студенческим обедом, я спросил хозяина, сколько с меня.
«Три кроны, пан студент» - ответил хозяин.
Я полез в карман куртки за деньгами и нашел лишь одну крону (то ли дырка была в кармане, то ли я не проверил сколько у меня денег, прежде чем в пивную зайти). Я ужасно смутился и пробормотал: «Prominte, pan, ale mam jen jedna koruna». Хозяин меня простил и отпустил с миром, взяв слово, что я занесу две кроны.
Но так получилось, что забыл о своём долге, да так, что и не вспоминал о нём целых двадцать лет. И вот, через двадцать лет, когда я оказался в Праге по делам службы, я вдруг вспомнил о своём долге и пошел в ту саму пивную, хозяину которой я задолжал две кроны.
Хозяина пивной я узнал, несмотря на то, что он сильно постарел, а вот он меня не узнал. Я заказал то же, что и двадцать лет назад: кружку пива, хлеб с брынзой и пару вареных яиц. Перекусив, я спросил у хозяина: «Сколько с меня?»
«Ctyri koruny, pan»  (Четыре кроны) - ответил хозяин.
Я отсчитал сорок крон, протянул хозяину и напомнил  о студенте, который, двадцать лет назад, не вернул ему две кроны. Хозяин улыбнулся и сказал:
«Нет, пан, вы неправильно считаете. Подумайте только, что бы я получил из тех двух яиц, если бы положил их под наседку. Из яиц вылупились бы цыплята. Цыплята бы выросли и стали наседками. Посчитайте, сколько кур было бы у меня во дворе. Заплатите мне за всех кур, которых я потерял из-за вас за эти двадцать лет. Или вы заплатите мне сполна, или я отдам вас под суд!»
И хозяин не шутил, а действительно довел дело до суда. Судья, выслушав истца, обратился ко мне: «Что вы можете сказать в своё оправдание, Пан Алекс?»
И вот что я сказал. «Я принёс с собой две варенных горошины. Давайте посадим их в горшок с землей и дождёмся всходов. Если вареный горох прорастёт, то я готов сполна возместить пану трактирщику всю упущенную им выгоду за двадцать минувших лет».
«Что за небылицы вы нам рассказываете, – засмеялся судья. – Ведь варёный горох никогда не вырастет!»
«Пан, судья, а разве из вареных яиц могут вырасти цыплята?» - ответил я вопросом на вопрос.
Судья вновь рассмеялся и закрыл дело. А сорок крон я всё же уговорил пана трактирщика взять.
Вот такая история. Если она кому-то напомнила какую-то чешскую народную сказку, то я не удивлюсь, поскольку эта история (и суд) получила известность и, вполне возможно, превратилась в веселую сказку.....

26.04.2015 АГ