Сыновство кардинальный опыт христианина

Андрей Незванов
ТЕЗИС ДЛЯ ДИСПУТА

Христианство знает подражание Христу в качестве модели личной  экзистенции. Разумеется, не случайно. Только в христианстве Бог есть Человек. Именно человечество Бога, или богочеловечество Христа Иисуса делает возможным для нас, людей, подражать Ему.
Эта возможность крайне важна для нас, в плане осуществления нашей свободы быть: свободы, данной Адаму в Раю…. Кем быть? Кем стать? Можешь стать человеком, а можешь остаться скотом  Можешь жить в человечестве, а можешь умереть в скотстве….

И вот, представьте, я Адам решаю быть человеком. Прекрасно! Но как это осуществить?! Есть Дерево посреди Рая…. Но в том-то и дело, что живу я на краю Сада, под деревом добра и зла, а до Центра добраться не могу. Не знаю, как. Жизнь это хорошо….; кто спорит? Ну, живи! Попробуй! В том-то и штука, что никто не знает, что значит Жить…. Каин убил Авеля, потому что решил: Авель это зло! Отсюда видим, что знание добра и зла несет смерть. Однако, мало знать, что добро и зло это не жизнь: ведь это только отрицательное знание. А как жить в положительном смысле? Как быть человеком?
Для этого неплохо хотя бы раз, хоть бы одним глазком взглянуть на состоявшегося Человека, тогда получили бы представление о человечестве; об экзистенции людской.

Семь тысяч лет прошло. И вот, свершилось в Риме! Движимый Ангелом прокуратор Иудеи Понтий Пилат вывел к народу Христа Иисуса и, указывая на Него дланью, возгласил: Се Человек!
Так, через Рим, случилось Спасение Израилю, и с ним Эллинству, а затем Варварству. Люди получили образец, почитая который можно уразуметь, что это значит – быть человеком. Теперь, экзистенциальная неопределенность, преследующая Адама, получила реальную возможность завершиться определенностью существования. Кардинальный гуманистический выбор, бывший до тех пор лишь потенцией, обрел, наконец, реальность!  Зная Христа как личность, мы можем узнать, что значит быть человеком, и самим стараться быть Им.

Стучась в эту Дверь Бытия,  спрашиваю себя: что главное, непременное и характерное в нем? Иисус бывал в разных ситуациях, совершал разные поступки, изрекал слова…. Мы знаем их, можем им внимать…. Но было ведь и что-то постоянное, никогда не покидавшее Его, присущее Ему везде и всегда…? Какая-то характерная черта существования…?

Да, была такая черта: Иисус ни на секунду жизни своей не преставал быть Сыном, и всегда пребывал в присутствии Отца и воле Отца.  Присутствие отца дисциплинирует, воля отца определяет выбор в ситуации выбора. О последнем ясно свидетельствует испрашивание Иисусом воли Отца в уединении Гефсиманского Сада, когда Он не знал, как правильно поступить в отношении любимого сына Иуды перед лицом первосвященников, ищущих Его смерти.

Если кто-то думает подражать Христу Иисусу не в позиции Сына, не в присутствии Отца, то чему будет он подражать – делам?  Хорошо. Но чем будет движим тогда этот подражатель? Любовью ко Христу? Прекрасно, – но невозможно, поскольку любовь актуальна только в живом присутствии любимого, в общении с ним. Возможность любви доступна была только ходившим с Ним.
Будет ли наш подражатель движим Христом как Образцом, Идеалом? В этом случае он уподобится  Платону, но не Христу. Будет ли он движим стремлением исполнить Закон? Тогда уподобится он «законникам» еврейским.  Может быть, в отдельных случаях он будет движим состраданием и милосердием, источник которого в сердце его открыло почитание Христа. Замечательно! Но в этом случае мы говорим о влиянии Христа Иисуса на душу человеческую, но не о подражании Ему, поскольку дела милосердия отнюдь не исчерпывают Бытия Христова. Чем еще может быть движим наш подражатель, если не говорить о тщеславии, самолюбовании и других сатанинских силах?
Приведенное рассуждение позволяет нам  еще раз увериться в том, что невозможно мыслить и представлять себе Христа Иисуса вне Сыновства Богу-Отцу.  Откуда следует, что желающие подражать Христу, чтобы быть истинными человеками, должны пребывать в присутствии Отца и воле Отца. Такова непременная кардинальная черта Человеческой Экзистенции.
 
Это долженствование предполагает, что каждый из нас имеет опыт сыновства, как ходивший об руку с отцом, и воспитанный отцом. Библия отсылает нас к подобному опыту в сыновьях Ноя, история которых очерчивает границу, которую сын не может переходить в своем отношении к отцу, – это хамство. Опыт сыновства предполагает, что мы способны различать такие модусы экзистенции как лицедейство и сознание присутствия отца, хотим и умеем искать волю отца в ситуациях выбора. Это абсолютно необходимая способность – условие возможности Спасения.
Из этой необходимости вынужден сделать печальный для многих вывод: лица, не имеющие опыта сыновства, выросшие в обстановке безотцовщины, лишены возможности воспользоваться плодами Спасения. Потому и христианами они могут быть лишь в идеологическом, но не в экзистенциальном смысле.
Поэтому обязательная задача христианской общественности есть борьба с безотцовщиной. Всякий ребенок должен иметь отца. Иначе…. Сами понимаете…!

Итак, сыновство необходимо; но достаточно ли?  Предание доносит до нас вести о человеках, отцом своим имевших Дьявола. Они суть тоже сыны, только чьи?
Иуда из Кариоты по видимости имел отцом своим Иисуса из Назарета, но по сути усыновился  Дьяволу, который и научил его предать Учителя под личиной любви. «Поцелуем ли предаешь меня, Иуда?», спросил тогда его Христос.
Сомнение возникает из того, что в наших духовных общениях имеем две Персоны: Бога и Противника Его. Поэтому возможность духовного усыновления представляется двойственной. Чтобы сделать выбор, мы должны понимать разницу между Богом и Противником.
Святое Предание характеризует Бога как ЧЕЛОВЕКОЛЮБЦА;  Сатана же есть  ЧЕЛОВЕКОНЕНАВИСТНИК искони. Первое поколение людей разделилось именно по этому признаку – Каин возненавидел Авеля.
Отсюда заключаем, что сыновнее почтение истинному Отцу человеков оказывается в интенции непременного человеколюбия, или в неизменно добром расположении к людям.